Лекции по "Финансы и кредит"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:11, курс лекций

Краткое описание

1.Сущность и функции финансов
2. Роль финансов при распределении ВВП
3. Управление финансами
4. сущность и функции денег

Файлы: 1 файл

lektsii_FK_GUSE.doc

— 460.00 Кб (Скачать)

Денежный  рынок представляет собой механизм взаимодействия спроса и предложения по поводу денежной массы и представлен каким-либо из четырех ее агрегатов – М0, М1, М2, М3. Это система краткосрочного предоставления средств в иностранной и внутренней валюте. Основным источником этих операций служат оборотные средства, привлеченные банковской системой. На этом участке рынка работают наличные денежные средства и высоколиквидные банковские активы.

Денежный рынок  находится в состоянии равновесия, когда спрос на деньги соответствует  предлагаемому их количеству и денег  в экономике ровно столько, сколько  необходимо для обеспечения ее стабильности. Если предложение денег превышает спрос, то начинается рост цен, люди пытаются избавиться от денег, ускоряется оборачиваемость денег и цены растут еще быстрее. Если предложение денег ниже спроса на них, в экономике возникает дефицит платежных средств, что негативно влияет на системы расчетов, возникает бартерный обмен.

Спрос на деньги формирует население. Которое осуществляет покупки товаров и услуг для  личного потребления, предприятия, нуждающиеся в деньгах для  обеспечения оборотными средствами и финансирования капитальных вложений, и государство. Спрос на количество денег в обращении определяется несколькими факторами.

  1. количество денег в обращении зависит от объема номинального ВНП;
  2. уровень цен влияет на спрос на деньги, которое население имеет на руках;
  3. скорость обращения денежной массы;
  4. стоимость альтернативного использования денег. Стоимость или цена денег представляет собой плату за их использование – процентную ставку. Если имеются деньги на руках, то тем упускаются альтернативные возможности их использования: можно положить деньги в банк по срочному вкладу, купить облигации или другие виды ценных бумаг, приносящих доход, а также иностранную валюту или золото.

Предложение денег  целиком зависит от государства. Государство в лице центрального банка осуществляет денежную эмиссию, а также влияет на способность коммерческих банков увеличивать или уменьшать количество кредитных денег.

Под влияние  спроса и предложения на денежном рынке устанавливается «цена  денег» - равновесная процентная ставка. Если цены в экономике начнут расти, то населению и предприятиям потребуется больше денег для того, чтобы обеспечить свои сделки по покупке товаров и услуг. Спрос на деньги вырастет вне зависимости от процентной ставки. Если предложение денег растет при том же спросе на них, то это должно привести к снижению процентных ставок. Однако, процессы, происходящие в реальной экономике, гораздо сложнее. Увеличение денежного предложения может очень быстро повлиять на рост цен. Как следствие этого, произойдет увеличение спроса на деньги и рост процентных ставок.

В свою очередь рынок капиталов имеет два компонента – кредитный рынок и фондовый рынок. Кредитный рынок – более общее обозначение тех рынков, где существует предложение и спрос на различные платежные средства. Кредит буквально означат распоряжение определенной суммой денежных средств в течение четко ограниченного срока.

Исходя из вышеизложенного, структуру финансового рынка  можно представить в виде следующей  схемы:

 

 

Лекция 4.

ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

  1. Финансовая система и ее звенья
  2. Финансовая политика

1.Финансовая система - это совокупность различных сфер (видов) финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это система форм и методов образования, распределения и использования фонда денежных средств государства, предприятий, граждан.

Состав финансовой системы  РФ характеризуется такими элементами, структура которых ярко выражает государственное устройство и экономические  основы хозяйственной деятельности. Функционирование всех  звеньев финансовой системы подчинено общей цели - мобилизации финансовых ресурсов и дальнейшему их распределению и перераспределению. В то же время имеются различия в задачах каждого звена, а также методов формирования и использования фондов денежных средств, что обуславливает разграничение финансовой системы на отдельные звенья.

Всю совокупность финансовых отношений, составляющих содержание финансовой системы, можно отразить посредствам следующей классификации:

  Государственные финансовые организации: Минфин, МНС, налоговая полиция, ФК, ГТК, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, Федеральная служба России по валютно-экспортному контролю.

Коммерческие финансовые органы: фондовые биржи, валютные биржи, инвестиционные фонды, приватизационные фонды, лизинговые компании

Группы финансовых отношений

Звенья финансовых отношений

  1. Государственные финансы
  1. Финансы коммерческих предприятий;
  2. Финансы некоммерческих учреждений и организаций;
  3. Финансы отраслей народного хозяйства.
  4. Государственный бюджет; Государственные внебюджетные фонды
  5. Государственный кредит;
  6. Государственное страхование;
  7. Государственные банки.
  1. Финансы субъектов РФ

Финансы республик в  составе РФ; автономных округов; областей; краев; автономной области; городов Москвы и Санкт-Петербурга; межрегиональных программ.

  1. Финансы коммерческих предприятий

1. Финансы товариществ;

2.Финансы акционерных  обществ;

3.Финансы совместных  предприятий;

4.Финансы специализированных  финансовых институтов;

5.Финансы коммерческих  банков;

6.Финансы коммерческих  страховых организаций.

  1. Финансы общественных организаций
  1. Финансы профессиональных союзов;
  2. Финансы политических партий;
  3. Финансы благотворительных фондов.

 

2. Финансовая политика

Финансовая  политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Она предоставляет возможность обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами программы экономического и социального развития, которые разрабатываются и осуществляются государством. Финансовая политика охватывает все направления деятельности государства; одновременно имеет и самостоятельное значение, и является внешним средством реализации политики государства в любой области.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который включает финансовое  законодательство, организационные формы финансовых отношений, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансовой системой. Финансовый механизм – часть финансовой политики. Содержание финансовой политики составляет реализацию следующих задач:

  1. определение общих целей и ближайших задач, которые необходимо решить в конкретный период;
  2. разработка методов и конкретных форм организации отношений для достижения поставленных целей;
  3. подбор кадров, способных решать поставленные задачи.

Финансовая  деятельность государства основана на определенных принципах, т.е. на оговоренных правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. К ним относятся следующие:

  1. Приоритет публичных интересов, т.е. использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики исходя из общезначимых задач общества.
  2. Федерализм – в финансовой деятельности должны сочетаться общегосударственные интересы с интересами субъектов РФ.
  3. Единство финансовой политики и денежной системы, т.е. функционирование единого экономического пространства, свободного перемещения финансовых средств.
  4. Социальная направленность вытекает из Конституции РФ, где РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих свободную жизнь и свободное развитие человека.
  5. Распределение функций в области финансовой деятельности на основе распределения законодательной и исполнительной властей.
  6. Принцип гласности, т.е. любые нормативные акты не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
  7. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с планами хозяйствующих субъектов.
  8. Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, включая государственные органы.
  9. Участие граждан в финансовой деятельности государства и его органов.

Реализацию  финансовой политики обеспечивают совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию  финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством поставленных перед ним задач. Финансовая политика должна быть направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они являются  материальной базой любых преобразований.

 

Лекция 5.

ФИНАНСОВЫЙ  КОНТРОЛЬ

  1. Сущность финансового контроля
  2. Органы финансового контроля
  3. Виды финансового контроля

1. Финансовый контроль - это завершающая стадия управления финансами. Существуют необходимые условия эффективности управления финансами: в процессе финансового контроля проявляется весь спектр движения ресурсов, начиная со стадии формирования ресурсов и заканчивая стадией получения финансовых результатов деятельности. Особое место финансового контроля в системе контроля определяется его спецификой, выражается в контрольной функции самих финансов. Финансовый контроль является деятельностью соответствующих органов, организующих и осуществляющих его.

Формально объектом финансового контроля являются финансовые показатели деятельности, но так как они регламентируют процесс формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, отражая результаты их оборотов, то фактически объектом финансового контроля становится весь процесс производственно-хозяйственной деятельности. Этим определяется огромная роль бухгалтерского учета в системе финансового контроля, обеспечивающего достоверность и полноту отражения движения стоимостных показателей хозяйствующего субъекта. При таком условии результаты финансового контроля дают возможность для анализа и объективной оценки динамики финансовых показателей. В этих рамках осуществляется корректировка хода реализации политики на определенный период, как определенной сферы деятельности, так и всего государства в целом.

В государственном финансовом контроле основное внимание уделяется своевременности и полноте мобилизации финансовых ресурсов, законности доходов и расходов всех звеньев бюджетной системы, соблюдаемости правил учета и отчетности. Частными предпринимателями финансовый контроль осуществляется для увеличения финансовой результативности их деятельности.

Самостоятельным звеном финансового контроля является контроль независимых аудиторских  служб. Аудиторская проверка направлена на оценку достоверности финансовой отчетности, оценку финансовой надежности хозяйствующего субъекта и подготовку соответствующего заключения.

 

2. Органы финансового контроля в РФ 

  1. Федеральное Собрание и в нем Счетная палата, контрольное управление при Президенте. В ведении контрольно-счетной палаты находятся такие вопросы, как контроль за:
  • источниками поступления бюджетных ресурсов, их экономическим использованием правительством и законодательными органами, пресечение расточительства;
  • эффективным использованием государственной собственности, работой государственных предприятий, приватизацией государственной собственности;
  • использованием средств специальных фондов;
  • использованием денежных доходов общественных организаций, включая различные партии.
  1. Специальные ведомства государственного финансового контроля: государственная налоговая инспекция, налоговая полиция, государственный таможенный комитет, комитет по антимонопольной политике, комитет по делам о  несостоятельности и банкротстве и так далее.
  1. Специальные контрольные ревизионные управления которые подчиняются непосредственно министерству финансов; такие органы есть во всех субъектах РФ, городах и районах; весь аппарат содержится за счет средств федерального бюджета. Осуществляются следующие виды деятельности: документированные ревизии на государственных предприятиях, организациях, учреждениях, проверки по заданию МВД в рамках борьбы с организованной преступностью, по обращению исполнительных органов власти, проверка финансовой деятельности субъектов федерации.
  2. Организация финансового контроля в отраслевых министерствах.

Особо выделяют бюджетный и налоговый контроль. Бюджетный контроль способствует разработке оптимальной финансовой политики, обеспечивающий максимальный рост поступления в  государственный бюджет и развитие экономики. Налоговые инспекции- это  органы финансового контроля; на местах подчиняются государственной налоговой службе России. Задачами налоговой службы являются: контроль за соблюдением законодательства о налогах; обеспечение полноты и своевременности внесений в бюджет налоговых платежей; осуществление финансовой проверки состояния предприятий; проведение контроля за правильностью определения налогооблагаемой прибыли; ведение регистрации всех субъектов, а так же реальных и потенциальных объектов налогообложения; обеспечение учета, оценки и реализации конфискованного имущества, имущества переданного государству.

Информация о работе Лекции по "Финансы и кредит"