Лекции по "Финансы и кредит"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:11, курс лекций

Краткое описание

1.Сущность и функции финансов
2. Роль финансов при распределении ВВП
3. Управление финансами
4. сущность и функции денег

Файлы: 1 файл

lektsii_FK_GUSE.doc

— 460.00 Кб (Скачать)

Налоговая инспекция  имеет право получать необходимые  документы и сведения у предприятий  за исключением тех, которые составляют коммерческую тайну определяемую законодательством; контролировать соблюдение законодательства о предпринимательстве граждан; обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов; приостанавливать все операции граждан в случае непредоставления документов;  изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов; применять санкции, штрафы; представлять в суд и арбитраж иски о ликвидации предприятий, о признании сделок недействительными. Налоговая инспекция обязана: не разглашать сведения о размере вкладов предприятий и граждан.

Развитие товарно-денежных отношений в России порождает разнообразные формы собственности, способствует появлению финансового рынка, что определяет направление дальнейшего развития финансового контроля.

 

3.Виды финансового контроля 

По срокам финансовый контроль подразделяется на:

  • предварительный (осуществляется до расходования и применяется как профилактическая мера);
  • текущий (осуществляется во время расходования и сверяется с планом или сметой);
  • последующий (после проведения расходов на основе последующих материалов делаются определенные выводы для бюджетного и налогового контроля).

Методы проведения финансового контроля:

  • ревизия (проверка деятельности всех подразделений по всем документам);
  • инспекция (периодическая проверка финансового состояния предприятия на месте);
  • обследование (изучение конкретных недостатков);
  • наблюдение (общее ознакомление со состоянием финансов).

Предметом финансового  контроля являются финансовые показатели: прибыль, доход, НАС, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные  цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой и тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности, а так же механизма финансово - кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются все операции совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них. В зависимости от субъектов финансовый контроль бывает:

  1. Государственным:
  • общегосударственный контроль  (осуществляют органы государственной власти и управления; направлен на объекты подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности);
  • ведомственный.
  1. Внутрихозяйственный, осуществляется экономическими службами предприятия; объектами выступают предприятия и их финансовая деятельность.
  1. Общественный - выполняют группы, отдельные физические лица и специалисты на основе добровольности и безвозмездности; объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед  проверяющим.
  2. Независимый аудиторский контроль - это новая в нашей стране форма финансового контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятия; контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям на платной основе. Аудиторская фирма - это независимая организация, призванная способствовать повышению качества контроля и его объективности.

Выделяют два  вида аудита: внешне и внутрифирменный. Внутрифирменный аудит осуществляется внутри фирмы аудиторской службой, функционирующей на уровне центрального руководства фирмой и на уровне филиалов. Направлен на повышение эффективности управленческих решений по совершенствованию финансовой деятельности предприятия. В его задачи входят: проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета при подготовке ежегодной отчетности, проработка рекомендаций внешних аудиторов, консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия, проверка финансовой информации, анализ адекватности и эффективности мероприятий по обеспечению сохранности активов, выявление резервов экономии ликвидных средств, определение эффективности финансово-коммерческой деятельности фирмы.

Внешний аудит  выполняют специальные аудиторские  фирмы по договору с государственными налоговыми и другими органами  предприятиями,  банками, акционерами, иностранными партнерами,  страховыми обществами. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а так же разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков, улучшению финансово-хозяйственной деятельности. Для достижения поставленной задачи аудиторские фирмы осуществляют финансовые экспертизы, проверки и ревизии финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности; контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению, предотвращение их занижения и возможность избежания взыскания штрафных санкций; консультирование по вопросам организации учета и управления, состоянию отчетности; проверку правильности и эффективности внутри фирменного контроля и аудита.

В целом область  аудиторских услуг весьма значительна. К ней относится так же постановка и организация бухгалтерского учета; подготовка документов, необходимых при создании современных предприятий или акционерных обществ; разъяснение вопросов финансового, страхового, налогового и других видов законодательства. Из перечня услуг четко прослеживается превентивный характер деятельности аудиторских фирм, состоящий в предотвращении каких-либо финансово-хозяйственных нарушений и неудач. На основе проверки и анализа хозяйственного состояния аудиторы должны в официальной форме засвидетельствовать обоснованное мнение о конечных результатах деятельности контролируемых объектов за определенный период. При этом оформляется аудиторское заключение, к которому прилагаются документальные результаты проведения исследований, дающие ясное представление о том, на основании каких данных сформулировано мнение аудиторов.

Профессиональные  услуги аудиторской фирмы являются платными. Сами фирмы функционируют  как юридические лица - это обеспечивает главное отличие института аудиторства - его полную, в том числе и экономическую, независимость от государственных и ведомственных управленческих структур. Аудиторская фирма работает на основе разработанных и принятых ею устава, деятельность фирм координируется аудиторской палатой.

 

 

 

Лекция 6.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

  1. Сущность бюджета. Бюджетное устройство
  2. Организация бюджетного процесса.
  3. Бюджетная политика
  4. Расходы и доходы бюджета, их взаимосвязь

1. Бюджет - совокупность экономических отношений по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств для выполнения соответствующих функций органа власти.

Для понятия сущности бюджета необходимо принимать во внимание следующую оценку этой категории:

  1. Бюджет необходимо рассматривать как совокупность экономических отношений, а именно денежных;
  2. Бюджет как плановый документ, имеющий силу закона и отражающий конкретные доходы и расходы органов власти;
  3. Бюджет как фонд денежных средств.

Бюджет - это особая форма  перераспределительных отношений, связанная с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для уравновешивания потребностей общества. С помощью бюджета перераспределяется НД между отраслями народного хозяйства, территориями государства, сферами общественной деятельности. Пропорции бюджетного распределения в большей мере, чем у других звеньев финансовой системы определяется потребностями расширенного воспроизводства и задачами общества на каждом историческом этапе его развития. Бюджет занимает центральное место в системе государственных финансов.

Бюджетное устройство - это  организация бюджетной системы  государства и принципы ее построения. Основные принципы построения бюджетной  системы - это самостоятельность  каждого бюджета и единство бюджетной  системы. Бюджетная система страны - это совокупность центральных бюджетов и бюджетов административно-территориальных образований, основанная на экономических отношениях и юридических нормах.

Бюджетные системы бывают двух типов: унитарные и федеративные. Тип бюджетной системы в основном определяется государственным устройством. Унитарная включает два звена: центральный и местный бюджеты, существующие обособлено (Великобритания, Франция, Китай). Федеративная имеет три уровня бюджетной системы, которая отличаются разнородностью входящих в нее звеньев - это, как правило, центральный бюджет, бюджет членов федерации и местный бюджет. В федеративных государствах отношения между уровнями бюджетной системы являются горизонтальными и взаимодополняющими, причем за каждым уровнем четко закреплены конкретные функции и права (Германия, Швейцария, Канада, Индия, Россия).

 

2. Организация бюджетного процесса  

Бюджетный процесс - это  регламентированная законодательством, деятельность представительной и  исполнительной власти по составлению, рассмотрению и исполнению бюджета. В ходе своего развития бюджетный процесс приобрел четкие правила и установки по прохождению бюджета.

Главные критерии бюджетного процесса: сроки; количественное выражение  показателей; транзитные средства; соотношения доходов и расходов; обоснование бюджетных показателей; определенный список документов; учреждения отвечающие за реализацию бюджета.

Основные принципы:

  1. Единство (выражение единства власти и соответствующего ему единства финансовой политики);
  2. Полнота (точная величина расходов, обеспечение поступления всех доходов);
  3. Реальность (оптимальное сочетание потребности государства с его возможностями);
  4. Количественность (величина совершающихся доходов и расходов должна соответствовать достигаемой цели);
  5. Качественность (какие доходы и расходы и с какими целями должны быть осуществлены);
  6. Ясность (доходчивость и убедительность всех бюджетов);
  7. Гласность (открытость, достаточность бюджетной информации);
  8. Подконтрольность (наличие государственного финансового контроля за всеми финансовыми средствами);
  9. Своевременность;
  10. Ежегодность (отдельные бюджеты должны составляться каждый год).

Бюджетный процесс РФ включает в себя пять этапов:

  1. Составление бюджета (за 18 месяцев до начала финансового года организует правительство) ;
  2. Рассмотрение бюджета (комитеты и комиссии государственной думы постатейно рассматривают предложенный проект, после чего проводятся открытые дискуссии на заседаниях верхней и нижней палат);
  3. Утверждение бюджета (Государственная Дума утверждает бюджет по отдельным статьям и по приложениям, а также в целом по бюджету, если такое заключение не выносится к первому декабря предшествующего финансового года, то правительство принимает решение о ежемесячном расходовании средств в 1/12 суммы предыдущего года,  заканчивается этап утверждением проекта бюджета президентом);
  4. Исполнение бюджета;
  5. Контроль за исполнением (осуществляет большое количество органов, основной - Счетная  палата при Государственной Думе).

 

3. Бюджетная политика

Бюджетная политика - это политика государства в области бюджета, предполагающая согласованность с налоговой, валютной и денежно - кредитной политиками.

Формирование бюджетной  политики определяется единством трех основных задач:

  1. Разработка концепции развития финансов, а в частности бюджета;
  2. Определение основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий год и в среднесрочной перспективе, а также получение доходов по этим периодам;
  3. Реализация через адекватный бюджетный механизм поставленных задач.

Бюджетный механизм - это комплекс методов реального воплощения бюджетной политики. Одним из основных направлений бюджетной политики является управление бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит - это  финансовое явление, отражающее превышение расходов бюджета  над его доходами. Обратный случай, то есть превышение доходов над расходами является профицитом бюджета (положительное сальдо).  В современном мире нет государства, которое не завершало бы бюджетный год без дефицита. Причины дефицита бюджета заключаются в:

  1. Необходимости крупных государственных вложений в развитие экономики;
  2. Возникновении чрезвычайных обстоятельств, когда приходится прибегать к незапланированному финансированию;
  3. Кризисных явлениях в экономике страны: низкая эффективность общественного производства; нерациональность бюджетных расходов; неэффективный бюджетный механизм; застойность финансовой системы страны; оборот "теневого" капитала в огромных масштабах;  невысокий уровень бюджетного контроля.

Информация о работе Лекции по "Финансы и кредит"