Налоговая инспекция
имеет право получать необходимые
документы и сведения у предприятий
за исключением тех, которые составляют
коммерческую тайну определяемую законодательством;
контролировать соблюдение законодательства
о предпринимательстве граждан; обследовать
все помещения, используемые для извлечения
доходов; приостанавливать все операции
граждан в случае непредоставления документов;
изымать документы, свидетельствующие
о сокрытии доходов; применять санкции,
штрафы; представлять в суд и арбитраж
иски о ликвидации предприятий, о признании
сделок недействительными. Налоговая
инспекция обязана: не разглашать сведения
о размере вкладов предприятий и граждан.
Развитие товарно-денежных
отношений в России порождает
разнообразные формы собственности, способствует
появлению финансового рынка, что определяет
направление дальнейшего развития финансового
контроля.
3.Виды финансового
контроля
По срокам финансовый
контроль подразделяется на:
- предварительный (осуществляется до расходования и применяется как профилактическая мера);
- текущий (осуществляется во время расходования и сверяется с планом или сметой);
- последующий (после проведения расходов на основе последующих материалов делаются определенные выводы для бюджетного и налогового контроля).
Методы проведения
финансового контроля:
- ревизия (проверка деятельности всех подразделений по всем документам);
- инспекция (периодическая проверка финансового состояния предприятия на месте);
- обследование (изучение конкретных недостатков);
- наблюдение (общее ознакомление со состоянием финансов).
Предметом финансового
контроля являются финансовые показатели:
прибыль, доход, НАС, рентабельность, себестоимость,
издержки обращения, отчисления на различные
цели и в фонды. Эти показатели имеют
синтетический характер, поэтому контроль
за их выполнением, динамикой и тенденциями
охватывает все стороны производственной,
хозяйственной и коммерческой деятельности,
а так же механизма финансово - кредитных
взаимосвязей.
Сферой финансового контроля являются
все операции совершаемые с использованием
денег, а в некоторых случаях и без них.
В зависимости от субъектов финансовый
контроль бывает:
- Государственным:
- общегосударственный контроль (осуществляют органы государственной власти и управления; направлен на объекты подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности);
- Внутрихозяйственный, осуществляется экономическими службами предприятия; объектами выступают предприятия и их финансовая деятельность.
- Общественный - выполняют группы, отдельные физические лица и специалисты на основе добровольности и безвозмездности; объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющим.
- Независимый аудиторский контроль - это новая в нашей стране форма финансового контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятия; контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям на платной основе. Аудиторская фирма - это независимая организация, призванная способствовать повышению качества контроля и его объективности.
Выделяют два
вида аудита: внешне и внутрифирменный.
Внутрифирменный аудит осуществляется
внутри фирмы аудиторской службой,
функционирующей на уровне центрального
руководства фирмой и на уровне филиалов. Направлен на
повышение эффективности управленческих
решений по совершенствованию финансовой
деятельности предприятия. В его задачи
входят: проверка соблюдения принципов
и правил бухгалтерского учета при подготовке
ежегодной отчетности, проработка рекомендаций
внешних аудиторов, консультирование
руководства фирмы по всем вопросам финансовой
стратегии предприятия, проверка финансовой
информации, анализ адекватности и эффективности
мероприятий по обеспечению сохранности
активов, выявление резервов экономии
ликвидных средств, определение эффективности
финансово-коммерческой деятельности
фирмы.
Внешний аудит
выполняют специальные аудиторские
фирмы по договору с государственными
налоговыми и другими органами
предприятиями, банками, акционерами,
иностранными партнерами,
страховыми обществами. Основной их задачей
является установление достоверности
финансовой отчетности проверяемых объектов,
а так же разработка рекомендаций по устранению
имеющихся недостатков, улучшению финансово-хозяйственной
деятельности. Для достижения поставленной
задачи аудиторские фирмы осуществляют
финансовые экспертизы, проверки и ревизии
финансово-хозяйственной и коммерческой
деятельности; контроль за правильностью
определения доходов, подлежащих налогообложению,
предотвращение их занижения и возможность
избежания взыскания штрафных санкций;
консультирование по вопросам организации
учета и управления, состоянию отчетности;
проверку правильности и эффективности
внутри фирменного контроля и аудита.
В целом область
аудиторских услуг весьма значительна.
К ней относится так же постановка и организация
бухгалтерского учета; подготовка документов,
необходимых при создании современных
предприятий или акционерных обществ;
разъяснение вопросов финансового, страхового,
налогового и других видов законодательства.
Из перечня услуг четко прослеживается
превентивный характер деятельности аудиторских
фирм, состоящий в предотвращении каких-либо
финансово-хозяйственных нарушений и
неудач. На основе проверки и анализа хозяйственного
состояния аудиторы должны в официальной
форме засвидетельствовать обоснованное
мнение о конечных результатах деятельности
контролируемых объектов за определенный
период. При этом оформляется аудиторское
заключение, к которому прилагаются документальные
результаты проведения исследований,
дающие ясное представление о том, на основании
каких данных сформулировано мнение аудиторов.
Профессиональные
услуги аудиторской фирмы являются
платными. Сами фирмы функционируют
как юридические лица - это обеспечивает
главное отличие института аудиторства - его
полную, в том числе и экономическую, независимость
от государственных и ведомственных управленческих
структур. Аудиторская фирма работает
на основе разработанных и принятых ею
устава, деятельность фирм координируется
аудиторской палатой.
Лекция 6.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
БЮДЖЕТ КАК ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
- Сущность бюджета. Бюджетное устройство
- Организация бюджетного процесса.
- Бюджетная политика
- Расходы и доходы бюджета, их взаимосвязь
1. Бюджет - совокупность экономических
отношений по формированию и использованию
централизованных фондов денежных средств
для выполнения соответствующих функций
органа власти.
Для понятия сущности
бюджета необходимо принимать во
внимание следующую оценку этой категории:
- Бюджет необходимо рассматривать как совокупность экономических отношений, а именно денежных;
- Бюджет как плановый документ, имеющий силу закона и отражающий конкретные доходы и расходы органов власти;
- Бюджет как фонд денежных средств.
Бюджет - это особая форма
перераспределительных отношений, связанная с обособлением части
национального дохода в руках государства
и ее использованием для уравновешивания
потребностей общества. С помощью бюджета
перераспределяется НД между отраслями
народного хозяйства, территориями государства,
сферами общественной деятельности. Пропорции
бюджетного распределения в большей мере,
чем у других звеньев финансовой системы
определяется потребностями расширенного
воспроизводства и задачами общества
на каждом историческом этапе его развития.
Бюджет занимает центральное место в системе
государственных финансов.
Бюджетное устройство - это
организация бюджетной системы
государства и принципы ее построения.
Основные принципы построения бюджетной
системы - это самостоятельность
каждого бюджета и единство бюджетной
системы. Бюджетная система страны - это совокупность
центральных бюджетов и бюджетов административно-территориальных
образований, основанная на экономических
отношениях и юридических нормах.
Бюджетные системы бывают
двух типов: унитарные и федеративные.
Тип бюджетной системы в основном определяется
государственным устройством. Унитарная
включает два звена: центральный и местный
бюджеты, существующие обособлено (Великобритания,
Франция, Китай). Федеративная имеет три
уровня бюджетной системы, которая отличаются
разнородностью входящих в нее звеньев
- это, как правило, центральный бюджет,
бюджет членов федерации и местный бюджет.
В федеративных государствах отношения
между уровнями бюджетной системы являются
горизонтальными и взаимодополняющими,
причем за каждым уровнем четко закреплены
конкретные функции и права (Германия,
Швейцария, Канада, Индия, Россия).
2. Организация бюджетного процесса
Бюджетный процесс - это
регламентированная законодательством,
деятельность представительной и исполнительной власти по составлению,
рассмотрению и исполнению бюджета. В
ходе своего развития бюджетный процесс
приобрел четкие правила и установки по
прохождению бюджета.
Главные критерии бюджетного
процесса: сроки; количественное выражение
показателей; транзитные средства; соотношения доходов
и расходов; обоснование бюджетных показателей;
определенный список документов; учреждения
отвечающие за реализацию бюджета.
Основные принципы:
- Единство (выражение единства власти и соответствующего ему единства финансовой политики);
- Полнота (точная величина расходов, обеспечение поступления всех доходов);
- Реальность (оптимальное сочетание потребности государства с его возможностями);
- Количественность (величина совершающихся доходов и расходов должна соответствовать достигаемой цели);
- Качественность (какие доходы и расходы и с какими целями должны быть осуществлены);
- Ясность (доходчивость и убедительность всех бюджетов);
- Гласность (открытость, достаточность бюджетной информации);
- Подконтрольность (наличие государственного финансового контроля за всеми финансовыми средствами);
- Своевременность;
- Ежегодность (отдельные бюджеты должны составляться каждый год).
Бюджетный процесс РФ
включает в себя пять этапов:
- Составление бюджета (за 18 месяцев до начала финансового года организует правительство) ;
- Рассмотрение бюджета (комитеты и комиссии государственной думы постатейно рассматривают предложенный проект, после чего проводятся открытые дискуссии на заседаниях верхней и нижней палат);
- Утверждение бюджета (Государственная Дума утверждает бюджет по отдельным статьям и по приложениям, а также в целом по бюджету, если такое заключение не выносится к первому декабря предшествующего финансового года, то правительство принимает решение о ежемесячном расходовании средств в 1/12 суммы предыдущего года, заканчивается этап утверждением проекта бюджета президентом);
- Исполнение бюджета;
- Контроль за исполнением (осуществляет большое количество органов, основной - Счетная палата при Государственной Думе).
3. Бюджетная политика
Бюджетная политика - это политика государства в области
бюджета, предполагающая согласованность
с налоговой, валютной и денежно - кредитной
политиками.
Формирование бюджетной
политики определяется единством трех
основных задач:
- Разработка концепции развития финансов, а в частности бюджета;
- Определение основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий год и в среднесрочной перспективе, а также получение доходов по этим периодам;
- Реализация через адекватный бюджетный механизм поставленных задач.
Бюджетный механизм - это комплекс методов реального
воплощения бюджетной политики. Одним
из основных направлений бюджетной политики
является управление бюджетным дефицитом.
Бюджетный дефицит - это
финансовое явление, отражающее превышение
расходов бюджета над его доходами. Обратный случай, то есть превышение
доходов над расходами является профицитом
бюджета (положительное сальдо). В современном
мире нет государства, которое не завершало
бы бюджетный год без дефицита. Причины
дефицита бюджета заключаются в:
- Необходимости крупных государственных вложений в развитие экономики;
- Возникновении чрезвычайных обстоятельств, когда приходится прибегать к незапланированному финансированию;
- Кризисных явлениях в экономике страны: низкая эффективность общественного производства; нерациональность бюджетных расходов; неэффективный бюджетный механизм; застойность финансовой системы страны; оборот "теневого" капитала в огромных масштабах; невысокий уровень бюджетного контроля.