Лекции по "Финансы и кредит"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:11, курс лекций

Краткое описание

1.Сущность и функции финансов
2. Роль финансов при распределении ВВП
3. Управление финансами
4. сущность и функции денег

Файлы: 1 файл

lektsii_FK_GUSE.doc

— 460.00 Кб (Скачать)

В основе классификации  государственных займов лежит ряд признаков:

1. По эмитентам  - займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.

2. В зависимости  от места размещения — внутренние и внешние займы.

3. В зависимости  от обращения на рынке.— рыночные и нерыночные займы. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.

4. В зависимости  от срока привлечения средств - краткосрочные (со сроком погашения до одного года), среднесрочные (от одного до пяти лет), долгосрочные (от пяти лет и выше).

5. В зависимости  от обеспеченности долговых обязательств - закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, беззакладные не обеспечиваются ничем определенным: обеспечением служит все имущество государства или муниципалитета.

6. По характеру  выплачиваемого дохода — долговые  обязательства выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Не имеют купонов некоторые долгосрочные долговые обязательства, весь доход по которым выплачивается вместе с суммой основного долга. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

7. В зависимости  от метода определения дохода - долговые обязательства с твердым или плавающим доходом.

8. В зависимости  от обязанности заемщика твердо  соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Бюджетный кодекс РФ различает бюджетные кредиты  и бюджетные ссуды. Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором. Долговые обязательства иностранных государств перед РФ как кредитором формируют долг иностранных государств перед РФ.

 

Лекция 9.

БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ

  1. Безналичный платежный оборот и основы его организации
  2. Формы безналичных расчетов

1. В большинстве случаев платежи за приобретенные товары и оказанные услуги осуществляются без помощи наличных денег, вследствие чего получили название безналичных расчетов, а их совокупность, совершаемая за определенный промежуток времени, - безналичный платежный оборот. Безналичный платежный оборот является частью денежного оборота страны. Его могут совершать средствами, находящимися в собственности юридических лиц и населения. Эти средства полностью проходят через кредитные учреждения, в которых ведутся соответствующие счета. Экономическое значение безналичных расчетов состоит в ускорении оборачиваемости средств и совершении платежей, сокращении объема наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения, связанных с ним.

Безналичные расчеты представляют собой денежные расчеты, проводимые путем записей по счетам в банках. При этом деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет покупателя. Все безналичные расчеты осуществляются  на основе расчетных документов, совершающих движение между субъектами хозяйствования, населением и кредитными учреждениями. Для проведения расчетов и учета собственных и заемных средств предприятий и населения им открываются в банках различные счета.

Расчетный счет – открывается предприятиям, обладающим правами юридического лица и действующим на принципам коммерческого расчета.

Текущий счет – открывается предприятиям и организациям, строящим свою деятельность не на принципах коммерческого расчета и обособленным подразделениям предприятий и организаций. Этот счет позволяет производить лишь ограниченные операции, главным образом, связанные с оплатой труда и административно-хозяйственными расходами.

Бюджетный счет – открывается предприятиям и организациям, финансируемым из бюджета, для целевого использования бюджетных средств.

Депозитный  счет - открывается предприятиям, организациям и населению для хранения временно свободных средств в течение определенного времени.

Валютный  счет - открывается предприятиям для хранения валютных средств и проведения расчетов в валюте.

Временный расчетный счет – открывается в случаях, когда предприятия полностью не приступили к работе.

Ссудный счет – счет, на котором банки учитывают предоставление и возврат кредитов.

Все безналичные расчеты осуществляются в соответствии с Положением о безналичных расчетах в РФ, которое устанавливает единые условия их проведения. Выделяют следующие условия проведения безналичных расчетов:

  • обязательность хранения денег на счетах в банке и проведение расчетов через банковские учреждения;
  • срочность платежа предусматривает зачисление денежных средств на счет получателя в заранее определенный срок;
  • плательщик имеет право отказаться от оплаты предъявленного документа полностью или частично;
  • взаимные претензии по расчетам между плательщиками и получателями средств рассматриваются сторонами без участия банков через суд;
  • свобода выбора субъектами хозяйствования форм безналичных расчетов;
  • платежи по счету осуществляются по распоряжению их владельцев и при наличии средств на счете или права у него на кредит;
  • общий срок безналичных расчетов не должен превышать 2-х операционных дней в пределах субъекта РФ, 5-ти дней в пределах России;
  • на счет получателя средства зачисляются лишь после их списания со счета плательщика.

Вышеприведенные условия находятся во взаимосвязи  и обуславливают друг друга. Нарушение  одного из них приводит к нарушению  других.

 

2. Формы безналичных расчетов

Осуществление безналичных расчетов по счетам происходит в следующих формах: расчеты платежными поручениями; расчеты по аккредитиву;  расчеты чеками;  расчеты по инкассо. Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или электронного платежного документа (в установленных случаях):

- распоряжение  плательщика о списании денежных  средств со своего счета и  их перечислении на счет получателя  средств;

- распоряжение  получателя средств на списание  денежных средств со счета  плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств.

При осуществлении  безналичных расчетов в названных  формах используются следующие расчетные  документы: платежные поручения; аккредитивы; чеки; платежные требования; инкассовые поручения.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи.

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Расчеты по инкассо  представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк - эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк - эмитент вправе привлекать другие банки (далее - исполняющий банк). Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Инкассовое  поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются: в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции; для взыскания по исполнительным документам; в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

 

 

Лекция 10.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

  1. Международные финансы
  1. Финансы внешнеэкономической деятельности предприятий

  1. Международное сотрудничество охватывает все стороны жизни общества – экономическую, социальную, политическую, культурную. Оно основано на международном разделении труда, перемещении всех видов ресурсов через государственные границы. Международные отношения, развиваясь на взаимовыгодной основе, приводят к формированию международных финансов.

Международные финансы – это совокупность экономических отношений, основанных на международных соглашениях в области наличного и безналичного оборота валютных ценностей, а также институциональных образований, обслуживающих реальный денежный оборот в сфере международных операций и расчетов. Участниками международных отношений являются юридические и физические лица, правительства иностранных государств, международные финансовые организации, неформальные объединения (клубы), совершающие операции с валютными ценностями и принимающие решения по важнейшим вопросам координации и управления мировыми финансовыми потоками.

Мировые финансовые потоки формируются под влиянием таких факторов, как состояние мировой торговли, экономическое и финансовое состояние государств, создание и функционирование транснациональных корпораций, различие в темпах инфляции, рост платежного дисбаланса отдельных стран, процессами в экспорте и импорте капиталов и др.

Международные финансы выполняют следующие  функции:

-          опосредование международной торговли и обмена товарами, услугами и капиталами;

-          обеспечение экономической интеграции национальных экономик в единую международную систему;

-          адаптации национальных экономик к международной экономической и финансовой ситуации;

-          координации проведения национальной финансовой политики государств.

Ведущая роль в  регулировании мировых финансовых потоков принадлежит международным  финансовым институтам таким, как Международный  валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ). Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

МВФ и ВБ были учреждены в 1944 году по решению Бреттон-Вудской (США) конференции ООН по валютно-финансовым вопросам.

Основная  цель Международного валютного фонда заключается в поддержании стабильности в международных финансах для стимулирования экономического роста и международной торговли.

Для реализации этой цели МВФ осуществляет мониторинг экономической, финансовой и валютной политики каждого из государств-членов МВФ, которых в настоящее время  насчитывается более 180. РФ присоединилась к МВФ в 1992 году.

Стабильность  достигается главным образом  за счет двух инструментов: валютных курсов и платежных балансов. МВФ оказывает  влияние на экономическую политику стран, испытывающих трудности в  регулировании сальдо своих платежных балансов. Для регулирования валютных курсов отдельных стран МВФ осуществляет валютные интервенции, использует займы в иностранной валюте, вводит ограничения по текущим валютным операциям и движению капитала. Несмотря на незначительные объемы кредитов, МВФ располагает большими возможностями для оказания давления на политику государств –заемщиков.

Информация о работе Лекции по "Финансы и кредит"