Инвестиционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:51, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи региональной инвестиционной политики, а также формы и методы ее реализации в различных регионах могут не совпадать, однако существуют общие генерализированные цели и задачи инвестиционной политики, которые заключаются в следующем:
-расширение объема и повышение эффективности инвестиций за счет совершенствования их структуры;
-приоритетное развитие производств, имеющих стратегически важное значение для экономики региона и страны в целом;
-превращение государственных инвестиций в «локомотив» повышения инвестиционной активности, в средство управления структурной трансформацией экономики.
Цель инвестиционной политики - реализация стратегического плана экономического и социального развития страны.

Оглавление

Введение ………………………………………………………... 3
1. Теоретические аспекты инвестиционной политики…………. 5
1.1. Становление и развитие инновационной деятельности экономики………………………………………………………. 5
1.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности……………………………………………………. 11
2. Характеристика сложившейся ситуации в инвестиционной политике государства………………………………………… 15
2.1 Механизм реализации инвестиционной политики…………... 15
2.2 Показатели состояния инвестиционной деятельности в РФ... 18
2.3 Исследование сложившейся ситуации инвестиционного климата………………………………………………………….. 24
3. Анализ развития инвестиционной деятельности в РФ………. 28
3.1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации………………………………………………………. 28
3.2 Оценка инвестиционных решений в условиях неопределенностей……………………………………………... 32
Заключение……………………………………………………... 35
Список использованной литературы………………………….. 36

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 249.00 Кб (Скачать)

• продолжение рыночных реформ при  сырьевой ориентации народного хозяйства, чреватой распадом федеративного государства;

• активизация экономических преобразований на основе стабилизации политической и законодательно-правовой системы, новой социально-экономической стратегии, а также интеграции страны в мировое  хозяйство.

Государственное внедрение инновационного развития обеспечит устойчивый спрос  на инвестиции, который может обслуживаться  инвестиционно-финансовыми структурами, денежно-кредитной системой. Формирование рынка инноваций, в свою очередь, зависит от стимулирования спроса на средства труда и импортозамещения путем приоритетного инвестирования производства наукоемких технологий, машин и оборудования для потребителей всех секторов экономики. Необходимо создание государственной институциональной  системы, интегрирующей на единой научно-методологической основе стратегию и методологию  реализации инновационное - инвестиционного  процесса, механизмы и законодательно-правовую базу, а также обслуживающие организационные  структуры. Создание эффективного механизма  инновационной деятельности и формирование инновационной экономики помогут  осуществить научно-технологический  прорыв России в XXI веке. Возможности  социально ориентированного научно технологического прорыва определяются социальными компонентами инновационной  политики, степенью их взаимодействия и важнейшими приоритетными направлениями  инновационной деятельности, что  является главным фактором этого  прорыва, социальный прогресс достигается  на основе инновационного развития, а последнее обеспечивается социальными условиями общества. В первую очередь, здесь важны повышение квалификации научной и технической интеллигенции и ее социальной обеспеченности, доступность высококачественного высшего образования всем слоям общества, наличие у всех слоев населения жизненно необходимых благ.

Современная Россия обладает уникальными  национальными ресурсами, которые  будут способствовать формированию инновационной экономики, конечно  при правильном и разумном управлении ими.

Понимая перспективность этого  направления развития экономики, многие развитые страны мира целенаправленно  осуществляют переход к непрерывному инновационному процессу в управлении экономическим ростом общественного  хозяйства. Проведение НИОКР и инновационная  деятельность занимают все большее  место в инвестиционных расходах, значительно превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретение оборудования и строительство. Одновременно повышается значение государственной научно-технической, инновационной и образовательной  политики, определяющей общие условия  научно-технического прогресса. Постоянно  растет доля расходов на науку в  ВВП развитых стран, интенсивность  НИОКР и внедрение их результатов  в реальное производство во многом определяют сегодня уровень экономического развития страны. На долю новых знаний и изобретений, воплощаемых в  технологиях, оборудовании, системах машин, подготовке кадров, организации и  планировании производства в развитых странах, приходится не менее 60…80 % прироста ВВП. Внедрение новых наукоемких технологий и систем машин стало  ключевым фактором рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности  общественного производства и улучшения  качества товаров и услуг. Огромное значение государственного стимулирования научно-технического прогресса и  инновационной деятельности в обеспечении  современного экономического роста определяется объективными свойствами инновационных процессов: высоким риском, связанным с внедрением инноваций; зависимостью от степени развития общей научной среды и инновационной инфраструктуры; значительной капиталоемкостью научных исследований и опытно-конструкторских работ по созданию инноваций; требованиями к научно-технической квалификации кадров; необходимостью правовой защиты интеллектуальной собственности.

Замещение капиталов происходит на каждом этапе инновационного процесса. Государство финансирует фундаментальную  науку через научные гранты, вложения в инновационную инфраструктуру. Это привлекает разного рода научные  коллективы, которые конкурируют  между собой за получение финансирования всевозможных исследований и разработок. Задача этого этапа — получить избыток инновационных идей, понимая, что большинство из них не увенчаются успехом, но это позволяет создать  условия для замещения капитала. Патенты и изобретения приобретаются  частными фирмами, чьи акции покупают инвесторы в надежде на получение  сверхприбыли. Таким образом, инновационная экономика получает следующий приток финансирования уже не за счёт государства, а за счёт частных инвесторов[10].

               1.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности РФ

Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Регулирование  выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с  дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных  ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.

Целью бюджетных инвестиций является создание мощностей по производству общественных благ (учреждений образования, здравоохранения, оборонных предприятий  и др.). Как правило, они направляются в государственный сектор. Инвестиции целесообразно учитывать в составе  целевых программ, перечень которых  утверждается законодательно. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расходы  на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим  бюджетом при условии их включения  в целевую программу в соответствии с решением органа исполнительной власти или местного самоуправления.

Бюджетные инвестиции могут предоставляться  не только государственным предприятиям. Если они направляются другим юридическим  лицам, это влечет возникновение  права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную  часть уставных капиталов и имущества  этих лиц. Для включения таких  расходов в бюджет необходимо полное технико-экономическое обоснование  инвестиционного проекта, проекта  договора об участии государства  или муниципального образования  в собственности субъекта инвестиций.

К основным принципам инвестиционной политики государства на  современном этапе можно отнести:

-снижение реальных процентных  ставок до уровня, соответствующего  эффективности инвестиций в реальный  сектор экономики на основе  обеспечения сбалансированного  бюджета и дальнейшего снижения  инфляции;

-проведение налоговой реформы,  предполагающей рассмотрение инвестиционных  возможностей субъектов рынка  на основе упорядочения, упрощения  и структурной перестройки существующей  налоговой системы, а также  совершенствования амортизационной  политики;

-осуществления процесса реформирования  предприятий с целью повышения  их инвестиционной привлекательности;

-формирование организационно-правовых  предпосылок снижения инвестиционных  рисков с целью стимулирования  сбережений населения;

-эффективности использования бюджетных  инвестиционных ресурсов на основе  их конкурсного размещения, представления  государственных гарантий;

-ключевая роль формирования  капиталовложений для реформирования  экономики России;

-пути реструктуризации источников  инвестиций;

-приоритеты федеральной инвестиционной  программы (60-70 %)

-государственных инвестиций на  социальные программы, (30-40 % на производственную  сферу);[2]

-критерии отбора проектов, финансирование  которых будет осуществляться  с участием средств федерального  бюджета (эффективность, окупаемость,  вложения в «точки роста» экономики);

-ориентиры (примерные нормативы  с учетом состояния мирового  рынка капиталов) для привлечения  иностранных инвестиций;

-задачи по активизации участия  регионов в привлечении отечественных  и иностранных инвестиций;

-пути развития инфраструктуры  инвестиционного процесса (в частности,  развития информационно-консультативной  системы);

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, направленное на экономическое  и социальное развитие страны, осуществляется: в соответствии с государственными инвестиционными программами; прямым управлением государственными инвестициями; введением системы налогов с  дифференциацией налоговых ставок и льгот; предоставлением финансовой помощи из федерального бюджета в  форме субсидий и бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей хозяйства и производств; проведением взвешенной амортизационной, кредитной и ценовой политики исходя из реального состояния хозяйственной системы: действующими на территории РФ правилами пользования землей, ее недрами и другими природными ресурсами;

Прямое участие государства  в инвестиционной деятельности:[3]

1) РФ с иностранными государствами  разрабатывает, утверждает и финансирует  инвестиционные проекты;

2) из средств федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ финансируются  приоритетные инвестиционные проекты;

3) Правительство РФ формирует  и утверждает перечень строек  и объектов технического перевооружения  для федеральных государственных  нужд, финансируемых из федерального  бюджета;

4) предоставление на конкурсной  основе государственных гарантий  по инвестиционным проектам из  средств федерального бюджета,  средств бюджетов субъектов РФ;

5) размещение на конкурсной основе  средств федерального бюджета  и средств бюджетов субъектов  РФ для финансирования инвестиционных  проектов;

6) проведение экспертизы инвестиционных  проектов;

7) защита организаций РФ от  поставок некачественных и устаревших  техники, технологии и т. п.;

8) выпуск облигационных займов  для финансирования инвестиционных  проектов и др.

Инвестиционная сфера России испытывает комплексное воздействие следующих  негативных факторов: 1) сохраняется  тенденция сокращения государственных  инвестиций из федерального бюджета  в основные производственные фонды; 2) исключительно высокая степень  экономических рисков в регионе  обусловливает резкое снижение объемов  банковских инвестиций; 3) государство  не создало материальных и организационных  стимулов для того, чтобы сбережения населения республики трансформировались в инвестиции[11].

 

Глава 2. Характеристика сложившейся  ситуации в инвестиционной

политике  государства

2.1 Механизм реализации инвестиционной  политики

Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться за счет:

1) собственных финансовых ресурсов  и внутрихозяйственных резервов  инвестора (прибыль, амортизационные  отчисления, денежные накопления  и сбережения граждан и юридических  лиц, средства, выплачиваемые органами  страхования в виде возмещения  потерь от аварий, стихийных бедствий, и другие средства);

2) инвестиционных ассигнований  из государственных бюджетов, бюджетов  субъектов федерации и внебюджетных  фондов;

3) заемных финансовых средств  инвестора (банковские и бюджетные  кредиты, облигационные займы  и другие средства);

4) привлеченных финансовых средств  инвестора (средства, получаемые  от продажи акций, паевые и  иные взносы членов трудовых  коллективов, граждан, юридических  лиц);

5) денежных средств, централизуемых  объединениями (союзами) предприятий  в установленном порядке;

6) иностранных инвестиций.

Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные  инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических  программ.

Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых  льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной  политике, ценообразовании, выпуске  в обращение ценных бумаг, амортизационной  политике.

До недавнего времени политика в области инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения  о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении инвестиций. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность  такой системы, и регулирование  инвестиционной деятельности постепенно смещается на региональный уровень, на котором лучше видны текущие  задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.

В условиях глобализации экономики  и интернационализации инвестиций еще одним важным принципом инвестиционной политики государства является создание условий для совершенствования  корпоративных отношений. 

В результате инвестиционной деятельности многообразных участников осуществляются практические действия по реализации всевозможных видов инвестиции: реальных и финансовых, долгосрочных и краткосрочных; государственных, частных и иностранных.

В инвестиционной деятельности государство  выступает в нескольких лицах:

- организатора инвестиционно-финансового  рынка;

- участника инвестиционно-финансового  рынка;

- менеджера инвестиционных процессов.

Инвестиционный процесс представляет собой многостороннюю деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию капитала нации.

Инвестиционная политика зависит  от внутренней и внешней конъюнктуры  – состояния экономики, уровня инвестиционной активности, тенденций роста и  спада. Поэтому различают краткосрочную  и долгосрочную инвестиционные политики, которые отличаются друг от друга  временными факторами действия, продолжительностью периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия. Долгосрочная политика намечает линию экономического поведения на много лет вперед, краткосрочная же – на год или несколько месяцев.

Информация о работе Инвестиционная политика