Формирование и использование прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Получение прибыли является обязательным условием функционирования предприятия.

Также немалую роль в деятельности предприятия играют финансово-экономические показатели, а также показатели деловой активности предприятия, которые позволяют оценить финансовое положение предприятия с точки зрения платежеспособности. А именно как быстро средства могут превращаться в наличность, каков производственный потенциал предприятия, эффективно ли используется собственный капитал, как используется актив для получения доходов и прибыли.

Целью курсовой работы является изучение специфики деятельности конкретного предприятия, сущности прибыли, а также формирование и использование прибыли на предприятии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика предприятия ООО «Лидер»……………………….....4
1.1. История создания и развития предприятия………………………………...4
1.2. Характеристика организационно-правовой формы предприятия………...5
1.3. Организационно-управленческая структура ООО «Лидер»………………7
1.4. Специфика деятельности предприятия……………………………………..8
1.5. Основные финансово-экономические показатели предприятия………...11
1.6. Характеристика деловой активности предприятия……………………….13
1.7. Основные проблемы и стратегические цели развития предприятия…….16
Глава 2. Формирование и использование прибыли предприятия…………….18
2.1. Сущность прибили и условия ее формирования………………………….18
2.2. Виды прибыли и их состав…………………………………………………22
2.3. Факторы, влияющие на прибыль…………………………………………..25
2.4. Влияние учетной политики на прибыль предприятия……………………26
Глава 3. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия………31
3.1. Анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов
организации............................................................................................................31
3.2. Анализ прибыли организации, оценка динамики и факторов ее
формирования……………………………………………………………………34
3.3. Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности…….40
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………45
Приложение 1…………………………………………………………………….47
Приложение 2…………………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

курсовая фин.предпр..doc

— 509.50 Кб (Скачать)

    - проанализировать выполнение плана  финансовых результатов компании в целом, а также по направлениям деятельности, по структурным подразделениям;

    - провести структурно-динамический анализ показателей прибыли;

    - выявить и изменить влияние  внешних и внутренних факторов  на формирование финансовых результатов;

    - установить резервы роста прибыли  и разработать меры по их  мобилизации. [9]

    Анализ  прибыли начинается с оценки общей величины и ее элементов в сравнении с планом и с предыдущим годом. Для этого используются показатели Отчета о прибылях и убытках (форма №2) и данные бизнес-плана организации. Для изучения динамики сравниваются отчетные показатели прибыли с аналогичными показателями за предыдущий (базисный) период. С этой целью определяются значения абсолютных и относительных отклонений.

    На  основе такой информации составлена табл. 3.2, содержащая показатели ООО «Лидер», из которой следует, что все без исключения показатели фактической прибыли превысили как плановые, так и базисные значения.

      

 

    

    Таблица 3.2. Состав, структура и динамика плановых и фактических показателей  прибыли ООО «Лидер»

№ пп Показатель  2006 г. (факт) 2007 г Абсолютное  отклонение по сумме, тыс. руб. Относительное отклонение (темп роста), % Абсолютное 

отклонение

по удельному 

весу, %

сумма, тыс. руб. Удель-

ный вес,%

план факт от по-казате-лей за 2006 г. от плана от по-казате-лей за 2006 г. от 

плана

от по-казате-лей за 2006 г. от 

плана

сумма, тыс. руб. Удель-

ный вес,%

сумма, тыс. руб. Удель-

ный вес,%

А Б 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 Доходы, всего 97829 100,0 98000 100,0 99230 100,0 1401 1230 101,43 100,17 - -
2 Валовая

прибыль

3712 3,79 4000 4,08 4091 4,12 379 91 110,21 107,76 0,33 0,29
3 Прибыль от продаж 3712 3,79 4000 4,08 4091 4,12 379 91 110,21 107,76 0,33 0,29
4 Прибыль до налогообложения 3507 3,58 4200 4,29 4450 4,48 943 250 126,89 119,76 0,90 0,71
5 Чистая прибыль 3062 3,13 3700 3,78 3892 3,92 830 192 127,11 120,84 0,79 0,65
 
 

 

    

    В 2007 г. организация достигла установленных бизнес-планом показателей и получила дополнительно 91 тыс. руб. валовой прибыли, 91 тыс. руб. прибыли от продаж, 250 тыс. руб. прибыли до налогообложения и 192 тыс. руб. чистой прибыли. Положительной была также и динамика перечисленных показателей прибыли в сравнении с 2006 г., которые увеличились соответственно на 379 тыс. руб., 943 и 830 тыс. руб. Положительные тенденции показателей прибыли отражают также значения относительных характеристик – темпов роста, представленных в гр. 9 и 10 табл. 3.2.

    Сравнение фактической структуры финансовых результатов (показателей удельного веса прибыли в общей величине доходов) за 2007 г. с плановыми и базисными значениями показало, что произошло увеличение доли всех показателей. Увеличилась прибыль до налогообложения: по сравнению с запланированным уровнем – 0,71% и по сравнению с 2006 г. – всего лишь на 0,9%. Увеличился и удельный вес валовой прибыли на 0,29% и на 0,30%. Это обстоятельство не совсем положительно характеризует результаты текущей производственной деятельности компании, повышает, но незначительно «качество» финансового результата в целом.

    Анализу «качества» чистой прибыли должно быть уделено особое вынимание.

    Считается, что более высоким «качеством»  характеризуется чистая прибыль организации, если она в большей степени обеспечена за счет повышения отдачи ресурсного потенциала компании.

    Об  этом будет свидетельствовать рост прибыли от обычной деятельности за счет интенсификации использования основных факторов производства: трудовых и материальных. Вместе с тем на качество прибыли могут оказывать влияние и другие внешние и внутренние факторы:

    внешние – ситуация в секторе рынка, где  предприятие представлено своей продукцией; общие финансово-экономические, политические, социальные, природно-климатические условия ведения бизнеса и др.;

    внутренние  – учетная политика организации (в частности, в отношении признания  доходов и расходов; оценки материально-производственных запасов, основных средств, финансовых вложений, обязательств и т.д.); налоговая политика; использование эффекта операционного и финансового рычага; дивидендная политика т.д.

      На основе показателей отчета о прибылях и убытков ООО «Лидер» составлена табл. 3.3, из которой следует, что чистая прибыль компании как в 2007 г., так и в 2006 г. была сформирована в рамках обычной деятельности (за счет прибыли от продаж). Темп роста прибыли от продаж составил 10,21%, абсолютный прирост – 379 тыс. руб. 

Таблица 3.3. Основные факторы формирования чистой прибыли 

ООО «Лидер»

№ пп Показатель  Сумма, тыс. руб. Темп  прироста (снижения), %
2006 г. 2007 г. изменение (+, -)
А Б 1 2 3 4
1 Прибыль от продаж – всего  3712 4091 379 10,21
2 Результат от прочих доходов и расходов - 207 - 357 -150 - 202,8
3 Налог на прибыль -445 558 308 25,39
4 Чистая прибыль (стр.1 + стр.2 + стр.3 + стр.4) 3062 3892 830 27,11
 

    Несмотря  на отрицательные значения сальдо прочих расходов и расходов, их негативную динамику, а также рост налога на прибыль, компании удалось увеличить чистую прибыль в 2007 г. на 830 тыс. руб., или 27,11%, по сравнению с 2006 г. В целом сложившуюся ситуацию можно оценить как позитивную, но вместе с тем необходимо установить конкретные причины существенного роста прочих расходов, вследствие чего чистая прибыль уменьшилась на 150 тыс. руб.

    Поскольку прибыль от продаж (финансовый результат  от обычных видов деятельности) – главный источник чистой прибыли организации, а следовательно, и источник роста масштабов всей ее деятельности, то особое внимание необходимо уделить факторному анализу. Многообразие воздействия на прибыль внешних и внутренних факторов диктует необходимость их систематизации.

    Одним из общепринятых подходов при проведении факторного анализа прибыли от продаж является ранжирование факторов на уровни первого, второго и т.д. порядка.

    К фактором первого порядка относятся  выручка и сгруппированные по функциям расходы по обычным видам  деятельности: себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы. Аддитивную факторную модель зависимости прибыли от продаж от вышеперечисленных факторов можно выразить следующим образом: 

                                                                               (3.1)

    где PN – прибыль от продаж;

           N – выручка от продаж;

           Sпрод – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

           Sком – коммерческие расходы;

           Sупр – управленческие расходы.

    Влияние каждого фактора, включенного в  модель, рассчитывается методом цепных подстановок. По данным отчета о прибылях и убытках ООО «Лидер» установлено, что величина прибыли от продаж в 2007 г. возросла по сравнению с 2006 г. на 379 тыс. руб. (4091 – 3712). В этом проявились совокупное влияние (как положительное, так и отрицательное) четырех факторов. Расчет влияния каждого фактора в отдельности представлен в табл. 3.4. 
 
 
 
 
 

    Таблица 3.4. Расчет влияния факторов первого  порядка на прибыль 

    от  продаж ООО «Лидер» по данным формы  №2

Фактор  2006 г. 2007г. Абсолютный прирост Влияние факторов на прибыль от продаж
А 1 2 3 4
1. Выручка  от продаж N 97829 99230 1401 1401
2. Себестоимость  проданных товаров, продукции, работ, услуг Sпрод 94117 95139 1022 -1022
3. Коммерческие  расходы 

Sком

0 0 0 0
4. Управленческие  расходы Sупр 0 0 0 0
5. Совокупное влияние

факторов (гр.4, стр.1,

стр.2, стр.3, стр 4)

  379
 

    Как видно из расчетов, положительное  влияния на прибыль ООО «Лидер» в 2007 г. оказал рост выручки от продаж (1401 тыс. руб.), не экономия себестоимости проданной продукции оказало отрицательное влияние (1022 тыс. руб.). Не оказали ни какого влияние на прибыль коммерческие и управленческие расходы (0 тыс. руб.).

    В ООО «Лидер» темп роста выручки  от продаж в 2007 г. по сравнению с 2006 г. (см. табл. 3.1.) составил 101,42%, а темп роста  общей величины коммерческих и управленческих расходов – 0%. Таким образом, относительное увеличение выручки от продаж компенсировало коммерческие и управленческие расходы.

    К факторам второго порядка относятся  те, которые оказывают влияние  на прибыль от продаж опосредованно, влияя непосредственно на факторы первого порядка. К числу таких наиболее значимых факторов относятся: общий объем реализованной продукции; структура произведенной и реализованной продукции; уровень цен на продукцию; уровень цен и тарифов на потребляемые в процессе производства и реализации продукции сырье, материалы, услуги, трудозатраты и т.п. Реализация такой методики факторного анализа предполагает использование внутренней управленческой информации, которая является предметом коммерческой тайны компании.

       

    3.3. Методика определения резервов  роста прибыли и рентабельности 

    Основные  источники резервов увеличения суммы  прибыли (которые определяются по каждому виду продукции): увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис. 3.1). [10]. 

Рис. 3.1. Основные направления поиска резервов увеличения

прибыли от реализации продукции 

     Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции (табл.3.5) необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации (Р ↑ VРП) умножить на фактическую прибыль (П'i1) в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

                           Р ↑ Пvрп = ∑ (Р ↑ VРПi ∙ П'i1).                                             (3.2) 
 
 
 
 

    Таблица 3.5. Резервы роста прибыли за счет увеличения объема

Информация о работе Формирование и использование прибыли предприятия