Финансы и кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы государственного долга
1.1. Понятие и сущность государственного долга, государственные займы и их классификация………………………………………………………………………….5
1.2 Особенности субфедерального, внутреннего государственного долга…….........12
Глава 2. Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга России
2.1 Принципы управления государственным долгом…………………….…….......15
2.2 Государственный долг Российской Федерации, расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации…………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

ФИК.doc

— 357.00 Кб (Скачать)

Государственный внутренний долг по государственным гарантиям в 2014 году увеличится по сравнению с 2011 годом  в 2 раза  и составит 1,9  трлн. рублей; государственный внешний долг по государственным гарантиям  - в 3,4  раза и составит 18,5 млрд. долларов США (581,5 млрд. рублей).

Расходы по обслуживанию государственного долга увеличились с 350,7 млрд. рублей  (0,7 % ВВП) в 2012 году до 579,2 млрд. рублей (0,8 % ВВП) в 2014 году увеличатся в 1,7 раза. Объем указанных расходов существенно превысит бюджетные ассигнования, направляемые в 2014 году на жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию, физическую культуру и спорт, средства массовой информации в целом  (273,3 млрд. рублей), образование (499,5 млрд. рублей), здравоохранение (461,8 млрд. рублей), межбюджетные  трансферты (494,7 млрд. рублей)

Объем совокупного внешнего долга  Российской Федерации  на 1 июля 2012 года составил 538,6 млрд. долларов США (28,3 % ВВП),  и превысил на 14,1 млрд. долларов США объем международных резервов Российской Федерации.

Значения показателя внешней долговой устойчивости «платежи по  совокупному внешнему долгу  к  объему экспорта товаров и услуг»  составили по данным Банка России в первом квартале 2012 года 28 %, что на 3 процентных пункта выше, чем пороговое значение (25 %), определенное Международным валютным фондом в аналитических целях.

  В соответствии  с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации с 2012 по  2014 годы, рассмотренными Правительством Российской Федерации  11 августа 2011 года (далее – долговая политика на 2012 – 2014 годы), государственная политика в области государственного долга Российской Федерации будет направлена на обеспечение  финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на  российском и международных рынках капитала на благоприятных условиях, развитие  национального рынка государственных ценных бумаг, создание условий для осуществления корпоративных заимствований.

В соответствии с законопроектом в 2012 – 2014 годах предусматривается  привлечение значительных заимствований  на внутреннем финансовом рынке.

За 2012 –  2014 годы предусматривается общее привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в сумме 5 492,9 млрд. рублей.

Государственный долг Российской Федерации увеличится с 7 743,0 млрд. рублей (13,2 % ВВП) в 2012 году до 11 388,9 млрд. рублей (15,7 % ВВП) в 2014 году. При этом доля государственного внутреннего долга в совокупном объеме государственного  долга в 2012 – 2014 годах составит  81,8 %,  соответственно, доля государственного внешнего долга увеличится с 18,2 % в 2012 году до 19 % в 2014 году.13

Динамика объема и  структуры государственного долга  Российской Федерации в 2009 – 2014 годах (на конец года) представлена в следующей  таблице.

(млрд. рублей)

 

2009 г. отчет

  2010 г. отчет

2011 г. оценка

2012 г. проект

2013 г. проект

2014 г. проект

Государственный долг Российской Федерации

3 233,1

4 158,2

5 699,3

7 743,0

9 624,7

11 388,9

% к ВВП

8,3

9,3

10,7

13,2

14,8

15,7

% к предыдущему году

 

128,6

137,1

135,9

124,3

118,3

% к 2011 году 

     

135,9

168,9

199,8

в том числе:

           

Государственный внутренний долг

2 094,7

2 940,4

4 555,0

6 330,9

7 873,2

9 221,8

% к ВВП

5,4

6,6

8,5

10,8

12,1

12,7

% к предыдущему году

 

140,4

154,9

139,0

124,4

117,1

% к 2011 году 

     

139,0

172,8

202,5

Государственный внешний долг*)

1 138,4

1 217,8

1 144,3

1 412,1

1 751,5

2 167,1

% к ВВП

2,9

2,7

2,2

2,4

2,7

3,0

% к предыдущему году

 

107,0

94,0

123,4

124,0

123,7

% к 2011 году 

     

123,4

153,1

189,4


*) расчет по курсу  доллара США по состоянию на  декабрь соответствующего года

Анализ динамики объема и структуры государственного долга  показывает, что объем государственного долга увеличится за 2012 – 2014 годы практически в 2 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного  внутреннего долга, объем которого увеличится в 2 раза в 2014 году по сравнению с 2011 годом, или с 8,5 % ВВП до 12,7% ВВП.

Динамика объема и  структуры государственного долга  Российской Федерации в 2008 – 2014 годах представлена на следующей диаграмме.

 


 

Возросшие объемы заимствований и, соответственно, рост объема государственного долга в плановом периоде увеличат нагрузку на федеральный бюджет, однако по большинству индикаторов, рассчитанных в соответствии с международной методикой, бюджетная устойчивость сохранится.

Основные использующиеся в мировой практике показатели, характеризующие  степень долговой устойчивости, применительно  к Российской Федерации в 2009 – 2014 годах приведены в следующей таблице

 

 

 

 

 

Наименование показателя

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Критерий (инди-кативные значения)

Пороговое значение (бюджетная  позиция)

Государственный долг Российской Федерации,     %  ВВП

8,3

9,3

10,7

13,2

14,8

15,7

< 50 %

25 %

Доля государственного внутреннего долга в общем  объеме государственного долга Российской Федерации, %

64,8

70,7

79,9

81,8

81,8

80,9

> 50 %

 

Доля расходов по обслуживанию государственного долга в общем  объеме расходов федерального бюджета, %

1,8

1,9

3,2

3,1

3,5

4

< 10 %

10 %

Отношение годовой суммы  платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам федерального бюджета, %

6,1

7,6

8,2

10,5

10,3

12,3

<10 %

10 %

Отношение государственного долга Российской Федерации к  доходам федерального бюджета, %

44,1

50,1

51,5

65,7

75,7

80,8

<250 %

100 %

Отношение государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг, %

12,8

10,1

7

8,3

10

11

<220 %

220 %

Отношение годовой суммы  платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга к  годовому объему экспорта товаров и  услуг, %

2

1,3

1,2

0,9

0,8

0,9

<25 %

 

 

В долговой политике на 2012 – 2014 годы для  оценки долговой устойчивости Российской Федерации  с точки зрения бюджетной  позиции предлагаются более низкие пороговые значения по ряду показателей, чем  принято в мировой практике.

Так, по показателю,  характеризующему отношение государственного долга  Российской Федерации к доходам  федерального бюджета,  пороговое  значение составляет 100 %, при этом указанный показатель в 2012 году составит 65,7 %, в 2013 году – 75,7 %, в 2014 году - 80,8 %.  При сохранении тенденции роста указанного показателя  возможно  достижение порогового значения  за пределами бюджетного цикла 2012 – 2014 годов, что свидетельствует о возможном риске недостаточности доходов федерального бюджета для погашения государственного долга Российской Федерации.

В связи с ростом бюджетных  ассигнований федерального бюджета  на исполнение расходных обязательств по обслуживанию и погашению долга  в 2012 - 2014 годах отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам федерального бюджета  превысит предельное значение (10 %)  на 0,5, 0,3 и 2,3  процентного пункта соответственно.

В соответствии с долговой политикой на 2012 – 2014 годы поддержание  умеренной долговой нагрузки является стратегической задачей. По мнению Счетной палаты, целесообразно разработать систему управления долговыми рисками для обеспечения  долгосрочной долговой устойчивости.

В соответствии  со статьей 1 законопроекта верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации (далее – внутренний долг) на 1 января 2013 года  предусмотрен в  сумме 6 330,9 млрд. рублей, что на 1 775,9 млрд. рублей, или на 39 %, выше, чем по состоянию на 1 января 2012 года (оценка – 4 555,0 млрд. рублей). За 2012 - 2014 годы  внутренний государственный долг  увеличится в 2 раза. 

Динамика объема и  структуры  государственного внутреннего  долга (на конец года) представлена в следующей таблице.

 

 

 

 

2010 г. 

отчет

2011 г. 

оценка

2012 г. 

проект

2013 г. 

проект

2014 г.

проект

2014 г. к 2011 г.

млрд. рублей

струк-тура, %

млрд. рублей

струк-тура, %

млрд. рублей

струк-тура, %

млрд. рублей

струк-тура, %

млрд. рублей

струк-тура, %

%

Государственный внутренний долг, всего

2 940,4

100

4 555,0

100

6 330,9

100

7 873,2

100

9 221,8

100

202,5

В том числе:

                     

Государственные бумаги(ОФЗ/ГСО,ОВОЗ)

2 461,6

83,7

3 655,3

80,2

4 967,6

78,5

6 188,8

78,6

7 320,8

79,4

200,3

Государственные гарантии

472,2

16,1

892,7

19,6

1 356,0

21,4

1 684,4

21,4

1 901,0

20,6

213

Прочая задолженность

6,6

0,2

7,0

0,2

7,3

0,1

0,0

0

0,0

0

0


 

Анализ динамики  объема и структуры государственного внутреннего  долга показывает, что  рост  государственного внутреннего долга  в основном обусловлен увеличением долга по  государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации.  Доля указанного долга   увеличится с 78,5 % в 2012 году до 79,4 % в 2014 году.      Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, в 2012 году составит 4 967,6 млрд. рублей, что на 35,9 % больше, чем в 2011 году. За 2012 – 2014 годы указанный долг увеличится в 2 раза и к концу 2014 года составит 7 320,8 млрд. рублей.             В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2012 – 2014 годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществлять выпуск еврооблигаций в рублях.

Законопроектом предусмотрен рост в 2012 – 2014 годах  государственного внутреннего  долга по государственным гарантиям  более чем в 2 раза, его доля в  общем объеме государственного внутреннего долга составит 21,4 %, 21,4 %, 20,6 % соответственно.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 законопроекта установлены верхние  пределы государственного внутреннего  долга Российской Федерации по государственным  гарантиям Российской Федерации: на 1 января 2013 года – 1 356,0 млрд. рублей, на 1 января 2014 года – 1 684,4 млрд. рублей, на 1 января 2015 года – 1 901,0 млрд. рублей.14  Такой рост обусловлен активным использованием механизма государственной поддержки российской экономики в форме   предоставления государственных гарантий.

Проектами программ предоставления государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов  предусматривается предоставление гарантий на общую сумму 1 139,3 млрд. рублей, в том числе: в 2012 году - 589,5 млрд. рублей, в 2013 году - 331,5 млрд. рублей, в 2014 году – 218,3 млрд. рублей.

В 2012 – 2014 годах планируется предоставление указанных государственных гарантий Российской Федерации: по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами; по обязательствам организаций оборонно-промышленного комплекса для реализации государственного оборонного заказа; «ипотечные» государственные гарантии Российской Федерации (ОАО «АИЖК»); гарантии по облигационным займам ОАО «РОСНАНО» и юридических лиц, отобранным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на осуществление инвестиционных проектов; по поручительствам «ГК «Олимпстрой»; по кредитам, привлекаемым ОАО «Заполярье» на строительство магистрального нефтепровода.

Необходимо отметить, что фактическое исполнение программы  государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации составило в 2009 году – 39,5 %, в 2010 году - 55,6 %. В первом полугодии 2011 года указанные гарантии не предоставлялись.

Информация о работе Финансы и кредит