Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 17:57, курсовая работа
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.
Введение……………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы государственного долга
1.1. Понятие и сущность государственного долга, государственные займы и их классификация………………………………………………………………………….5
1.2 Особенности субфедерального, внутреннего государственного долга…….........12
Глава 2. Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга России
2.1 Принципы управления государственным долгом…………………….…….......15
2.2 Государственный долг Российской Федерации, расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации…………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………
Государственный внутренний долг по государственным гарантиям в 2014 году увеличится по сравнению с 2011 годом в 2 раза и составит 1,9 трлн. рублей; государственный внешний долг по государственным гарантиям - в 3,4 раза и составит 18,5 млрд. долларов США (581,5 млрд. рублей).
Расходы по обслуживанию государственного долга увеличились с 350,7 млрд. рублей (0,7 % ВВП) в 2012 году до 579,2 млрд. рублей (0,8 % ВВП) в 2014 году увеличатся в 1,7 раза. Объем указанных расходов существенно превысит бюджетные ассигнования, направляемые в 2014 году на жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию, физическую культуру и спорт, средства массовой информации в целом (273,3 млрд. рублей), образование (499,5 млрд. рублей), здравоохранение (461,8 млрд. рублей), межбюджетные трансферты (494,7 млрд. рублей)
Объем совокупного внешнего долга Российской Федерации на 1 июля 2012 года составил 538,6 млрд. долларов США (28,3 % ВВП), и превысил на 14,1 млрд. долларов США объем международных резервов Российской Федерации.
Значения показателя внешней долговой устойчивости «платежи по совокупному внешнему долгу к объему экспорта товаров и услуг» составили по данным Банка России в первом квартале 2012 года 28 %, что на 3 процентных пункта выше, чем пороговое значение (25 %), определенное Международным валютным фондом в аналитических целях.
В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации с 2012 по 2014 годы, рассмотренными Правительством Российской Федерации 11 августа 2011 года (далее – долговая политика на 2012 – 2014 годы), государственная политика в области государственного долга Российской Федерации будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международных рынках капитала на благоприятных условиях, развитие национального рынка государственных ценных бумаг, создание условий для осуществления корпоративных заимствований.
В соответствии с законопроектом в 2012 – 2014 годах предусматривается привлечение значительных заимствований на внутреннем финансовом рынке.
За 2012 – 2014 годы предусматривается общее привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в сумме 5 492,9 млрд. рублей.
Государственный долг Российской Федерации увеличится с 7 743,0 млрд. рублей (13,2 % ВВП) в 2012 году до 11 388,9 млрд. рублей (15,7 % ВВП) в 2014 году. При этом доля государственного внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга в 2012 – 2014 годах составит 81,8 %, соответственно, доля государственного внешнего долга увеличится с 18,2 % в 2012 году до 19 % в 2014 году.13
Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 – 2014 годах (на конец года) представлена в следующей таблице.
(млрд. рублей)
2009 г. отчет |
2010 г. отчет |
2011 г. оценка |
2012 г. проект |
2013 г. проект |
2014 г. проект | |
Государственный долг Российской Федерации |
3 233,1 |
4 158,2 |
5 699,3 |
7 743,0 |
9 624,7 |
11 388,9 |
% к ВВП |
8,3 |
9,3 |
10,7 |
13,2 |
14,8 |
15,7 |
% к предыдущему году |
128,6 |
137,1 |
135,9 |
124,3 |
118,3 | |
% к 2011 году |
135,9 |
168,9 |
199,8 | |||
в том числе: |
||||||
Государственный внутренний долг |
2 094,7 |
2 940,4 |
4 555,0 |
6 330,9 |
7 873,2 |
9 221,8 |
% к ВВП |
5,4 |
6,6 |
8,5 |
10,8 |
12,1 |
12,7 |
% к предыдущему году |
140,4 |
154,9 |
139,0 |
124,4 |
117,1 | |
% к 2011 году |
139,0 |
172,8 |
202,5 | |||
Государственный внешний долг*) |
1 138,4 |
1 217,8 |
1 144,3 |
1 412,1 |
1 751,5 |
2 167,1 |
% к ВВП |
2,9 |
2,7 |
2,2 |
2,4 |
2,7 |
3,0 |
% к предыдущему году |
107,0 |
94,0 |
123,4 |
124,0 |
123,7 | |
% к 2011 году |
123,4 |
153,1 |
189,4 |
*) расчет по курсу доллара США по состоянию на декабрь соответствующего года
Анализ динамики объема и структуры государственного долга показывает, что объем государственного долга увеличится за 2012 – 2014 годы практически в 2 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга, объем которого увеличится в 2 раза в 2014 году по сравнению с 2011 годом, или с 8,5 % ВВП до 12,7% ВВП.
Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2014 годах представлена на следующей диаграмме.
|
Возросшие объемы заимствований и, соответственно, рост объема государственного долга в плановом периоде увеличат нагрузку на федеральный бюджет, однако по большинству индикаторов, рассчитанных в соответствии с международной методикой, бюджетная устойчивость сохранится.
Основные использующиеся в мировой практике показатели, характеризующие степень долговой устойчивости, применительно к Российской Федерации в 2009 – 2014 годах приведены в следующей таблице
Наименование показателя |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Критерий (инди-кативные значения) |
Пороговое значение (бюджетная позиция) |
Государственный долг Российской Федерации, % ВВП |
8,3 |
9,3 |
10,7 |
13,2 |
14,8 |
15,7 |
< 50 % |
25 % |
Доля государственного внутреннего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации, % |
64,8 |
70,7 |
79,9 |
81,8 |
81,8 |
80,9 |
> 50 % |
|
Доля расходов по обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета, % |
1,8 |
1,9 |
3,2 |
3,1 |
3,5 |
4 |
< 10 % |
10 % |
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам федерального бюджета, % |
6,1 |
7,6 |
8,2 |
10,5 |
10,3 |
12,3 |
<10 % |
10 % |
Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета, % |
44,1 |
50,1 |
51,5 |
65,7 |
75,7 |
80,8 |
<250 % |
100 % |
Отношение государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг, % |
12,8 |
10,1 |
7 |
8,3 |
10 |
11 |
<220 % |
220 % |
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг, % |
2 |
1,3 |
1,2 |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
<25 % |
В долговой политике на 2012 – 2014 годы для оценки долговой устойчивости Российской Федерации с точки зрения бюджетной позиции предлагаются более низкие пороговые значения по ряду показателей, чем принято в мировой практике.
Так, по показателю, характеризующему отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета, пороговое значение составляет 100 %, при этом указанный показатель в 2012 году составит 65,7 %, в 2013 году – 75,7 %, в 2014 году - 80,8 %. При сохранении тенденции роста указанного показателя возможно достижение порогового значения за пределами бюджетного цикла 2012 – 2014 годов, что свидетельствует о возможном риске недостаточности доходов федерального бюджета для погашения государственного долга Российской Федерации.
В связи с ростом бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств по обслуживанию и погашению долга в 2012 - 2014 годах отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам федерального бюджета превысит предельное значение (10 %) на 0,5, 0,3 и 2,3 процентного пункта соответственно.
В соответствии с долговой политикой на 2012 – 2014 годы поддержание умеренной долговой нагрузки является стратегической задачей. По мнению Счетной палаты, целесообразно разработать систему управления долговыми рисками для обеспечения долгосрочной долговой устойчивости.
В соответствии со статьей
1 законопроекта верхний предел государственного
внутреннего долга Российской Федерации (далее – внутренний
долг) на 1 января 2013 года предусмотрен
в сумме 6 330,9 млрд. рублей, что на 1 775,9 млрд. рублей,
или на 39 %, выше, чем по состоянию на 1 января
2012 года (оценка – 4 555,0 млрд.
Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга (на конец года) представлена в следующей таблице.
|
2010 г. отчет |
2011 г. оценка |
2012 г. проект |
2013 г. проект |
2014 г. проект |
2014 г. к 2011 г. | |||||
млрд. рублей |
струк-тура, % |
млрд. рублей |
струк-тура, % |
млрд. рублей |
струк-тура, % |
млрд. рублей |
струк-тура, % |
млрд. рублей |
струк-тура, % |
% | |
Государственный внутренний долг, всего |
2 940,4 |
100 |
4 555,0 |
100 |
6 330,9 |
100 |
7 873,2 |
100 |
9 221,8 |
100 |
202,5 |
В том числе: |
|||||||||||
Государственные бумаги(ОФЗ/ГСО,ОВОЗ) |
2 461,6 |
83,7 |
3 655,3 |
80,2 |
4 967,6 |
78,5 |
6 188,8 |
78,6 |
7 320,8 |
79,4 |
200,3 |
Государственные гарантии |
472,2 |
16,1 |
892,7 |
19,6 |
1 356,0 |
21,4 |
1 684,4 |
21,4 |
1 901,0 |
20,6 |
213 |
Прочая задолженность |
6,6 |
0,2 |
7,0 |
0,2 |
7,3 |
0,1 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0 |
Анализ динамики объема и структуры государственного внутреннего долга показывает, что рост государственного внутреннего долга в основном обусловлен увеличением долга по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации. Доля указанного долга увеличится с 78,5 % в 2012 году до 79,4 % в 2014 году. Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, в 2012 году составит 4 967,6 млрд. рублей, что на 35,9 % больше, чем в 2011 году. За 2012 – 2014 годы указанный долг увеличится в 2 раза и к концу 2014 года составит 7 320,8 млрд. рублей. В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2012 – 2014 годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществлять выпуск еврооблигаций в рублях.
Законопроектом предусмотрен рост в 2012 – 2014 годах государственного внутреннего долга по государственным гарантиям более чем в 2 раза, его доля в общем объеме государственного внутреннего долга составит 21,4 %, 21,4 %, 20,6 % соответственно.
В соответствии с пунктом 4 статьи
15 законопроекта установлены
Проектами программ предоставления государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предусматривается предоставление гарантий на общую сумму 1 139,3 млрд. рублей, в том числе: в 2012 году - 589,5 млрд. рублей, в 2013 году - 331,5 млрд. рублей, в 2014 году – 218,3 млрд. рублей.
В 2012 – 2014 годах планируется предоставление указанных государственных гарантий Российской Федерации: по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами; по обязательствам организаций оборонно-промышленного комплекса для реализации государственного оборонного заказа; «ипотечные» государственные гарантии Российской Федерации (ОАО «АИЖК»); гарантии по облигационным займам ОАО «РОСНАНО» и юридических лиц, отобранным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на осуществление инвестиционных проектов; по поручительствам «ГК «Олимпстрой»; по кредитам, привлекаемым ОАО «Заполярье» на строительство магистрального нефтепровода.
Необходимо отметить, что фактическое исполнение программы государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации составило в 2009 году – 39,5 %, в 2010 году - 55,6 %. В первом полугодии 2011 года указанные гарантии не предоставлялись.