Глава 1. Финансы и финансовая
политика государства
1.1.
Сущность и функции финансов,
их роль в социально –
экономическом развитии страны
В переводе с латинского
термин «финансы» означает «наличность,
денежные средства». В современной
литературе отсутствует единая точка
зрения на историю возникновения термина
«финансы». Одна из них заключается в том,
что термин «финансы» возник в XIII – XV веках
в торговых городах Италии и первоначально
обозначая любой денежный платеж. В дальнейшем
термин получил международное распространение
и стал употребляться как понятие, связанное
с системой денежных отношений между населением
и государством по поводу образования
государством фондов денежных средств.
Сущность финансов, закономерность
их развития, сфера охватываемых
ими товарно-денежных отношений и роль
в процессе общественного воспроизводства
определяется экономическим строем общества,
функциями государства. Наряду с тем, что
финансы являются экономической категорией,
они также – историческая категория. Они
появились одновременно с возникновением
государства при расслоении общества
на классы. В докапиталистических формациях
большая часть потребностей государства
удовлетворилась путем установления различного
рода натуральных повинностей и сборов.
Денежное хозяйство в тот период было
развито только в армии.
В условиях капитализма,
когда товарно-денежные отношения
приобрели всеохватывающий характер,
финансы стали выражать экономические
отношения в связи с образованием,
распределением и использованием
фондов денежных средств в процессе распределения
и перераспределения национального дохода.
Резкое развитие финансовых отношений
произошло в XX в., особенно после второй
мировой войны. Объемы государственных
бюджетов значительно выросли и стали
выражаться в миллиардах. национальных
валют. Во многих странах государству
стала принадлежать крупная часть национального
дохода (30%-50%). Располагая значительными
фондами денежных средств, государства
стали оказывать существенное воздействие
на процесс воспроизводства. Государства
стали аккумулировать не только ресурсы
бюджетной сферы, но и внебюджетных фондов.
Значительное развитие в этот же период
получили финансы предприятий различных
форм собственности. В развитых зарубежных
странах основной организационно-правовой
формой стали акционерные общества, так
как выпуск акций это одна из эффективных
форм мобилизации капитала, которая позволяет
трансформировать денежные сбережения,
производственные инвестиции.
Таким образом, финансовые
отношения охватывают две сферы:
- Экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в правительственных внебюджетных фондах и государственной бюджетной системе.
- Экономические денежные отношения, опосредующие кругооборот децентрализованных
денежных фондов предприятия.
Финансы
– это экономические отношения, связанные с формированием, распределением
и использованием централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств,
в целях выполнения функций и задач государства
и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Не всякие денежные
отношения выражают финансовые
отношения. Финансы отличаются
от денег, как по содержанию,
так и по выполняемым функциям.
Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью
которого прежде всего измеряются затраты
труда ассоциированных производителей,
а финансы – это экономический инструмент
распределения и перераспределения ВВП
и национального дохода, а также орудие
контроля за образованием и использованием
фондов денежных средств.
Отличительным признаком
финансовых отношений является
и то, что процесс перераспределения
совокупного общественного продукта
сопровождается созданием различных
фондов денежных средств, имеющих
целевое назначение. Фонды денежных
средств, создаваемые на уровне государства,
органов местного самоуправления, называются
централизованными фондами, а денежные
фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих
субъектов, домохозяйств, - децентрализованными.
Таким образом, финансы
как экономическая категория представляют
собой систему распределительных денежных
отношений, возникающих в процессе формирования
и использования фондов денежных средств
у субъектов, участвующих в создании совокупного
общественного продукта.
Финансовые отношения
многообразны. Они связаны с денежными
отношениями, которые возникают:
- между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
- между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных
средств и их использовании;
- между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
- внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
- между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
- между гражданами и государством и другие.
Функции
финансов
В современной экономической
литературе выделяются следующие
основные функции финансов: распределительная,
регулирующая, контрольная.
Распределительная функция
финансов реализуется в процессе
распределения национального дохода,
которое происходит как между
производственной и непроизводственной
сферами, так и внутри этих
сфер. Государство с помощью финансового
механизма изымает часть дохода, полученного
в одних сферах экономики, и направляет
в другие, в том числе и в социальную сферу.
Процесс перераспределения национального
дохода предопределяется характером финансовой
политики государства.
Регулирующая функция
финансов проявляется через вмешательство
государства с помощью использования
финансовых методов
( государственные расходы, налоги,
государственный кредит) в процесс
воспроизводства. Регулируется также
финансовое и бюджетное планирование.
Все процессы финансового регулирования
регламентируются действующим законодательством.
Контрольная функция
финансов осуществляется через
организацию контрольных мероприятий,
проводимых субъектами контроля
(органы финансового контроля) по
проверке финансовых операций,
связанных с формированием и использованием
финансовых ресурсов на уровне государства
и хозяйствующих субъектов, с применением
специфических форм и методов. Финансовый
контроль обеспечивает соблюдение действующего
финансового законодательства, а также
эффективное и целевое использование
средств централизованных и децентрализованных
денежных фондов.
Роль финансов в социально-
экономическом развитии страны
В современных условиях
финансы, во многом определяют
социально- экономическое развитие
страны, обеспечивают структурную перестройку
экономики, эффективное использование
бюджетных средств, а также повышение
уровня жизни населения.
Финансы оказывают
регулирующее воздействие на
все стадии воспроизводственного
процесса (производство, обмен, распределение,
потребление)
- создавая для всех хозяйствующих субъектов равные условия для самофинансирования и регулируя частично структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, и льгот, ограничений минимального уровня оплаты труда
и собственного капитала;
- обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов и амортизационной политики;
- создавая условия стабильной деятельности и доверия всех экономических
субъектов к государству, кредитной системе,
фондовому рынку для обеспечения аккумуляции
временно свободных денежных средств
и их перераспределения.
Эти основные моменты
воздействия финансов на воспроизводственный
процесс и соответственно социально –
экономическое развитие находят отражение
в организации финансовой системы и проводимой
государством финансовой политике.
Активно влияя на
воспроизводственные процессы, финансы
обеспечивают стабильное поступление
финансовых ресурсов в процессе формирования
доходной базы бюджетной системы, что
позволяет осуществлять государственные
расходы в соответствии с основными направлениями
социально – экономических планов страны.
Финансовый механизм
Финансовый механизм
– это система управления финансовыми
отношениями на уровне государства
и хозяйствующих субъектов через финансовые
инструменты с помощью финансовых методов.
Функции финансов реализуются через финансовый
механизм. Финансовый механизм представляет
собой систему, которая включает следующие
элементы:
- финансовые методы (прогнозирование, планирование, финансовый учет и анализ, финансовый контроль, финансовое регулирование, ценообразование, система расчетов, кредитование, налогообложение, материальное стимулирование и ответственность, страхование,
факторинг, трастовые операции и другие);
- финансовые инструменты (виды планов, аналитические показатели, формы безналичных расчетов, виды расчетов, формы кредитов, виды налогов, формы и виды страхования, цены, ставки, официальные курсы валют и другие);
- правовое обеспечение (Указы Президента, Постановления Правительства, законы, письма и приказы министерств и ведомств, Устав хозяйствующего субъекта);
- нормативное обеспечение ( инструкции, нормативы);
- информационное обеспечение (Различного рода внутренняя
и внешняя информация).
При помощи финансового
механизма государство и предприятия
регулируют и выстраивают финансовые
отношения друг с другом, предприятия-
с поставщиками и потребителями
товарно- материальных ценностей,
с банками, соблюдая при этом финансовую
дисциплину и руководствуясь действующим
законодательством. Предприятия также
формируют источники финансовых ресурсов
и регулируют денежный оборот.
1.2. Финансовая система: характеристика
сфер и звеньев
Финансовая система
представляет собой совокупность
различных сфер финансовых отношений,
каждая из которых характеризуется
особенностями в формировании
и использовании фондов денежных
средств, различной ролью в
общественном воспроизводстве. Финансовая
система
Финансовая
система России включает следующие
звенья:
- государственные и муниципальные финансы – государственный бюджет, бюджеты внебюджетных фондов, государственный кредит;
- фонды страхования;
- финансы хозяйствующих субъектов различных форм собственности;
- финансы домохозяйств.
Два первых звена
финансовой системы – государственные
и муниципальные финансы,
государственные фонды страхования
относятся к сфере централизованных
финансов, а финансы организаций
и финансы домохозяйств – к
сфере децентрализованных финансов.
Функционирование
всех звеньев финансовой системы
подчинено общей цели – мобилизации
финансовых ресурсов и их дальнейшему
распределению и перераспределению.
Государственный
бюджет представляет собой форму
финансовых отношений в процессе образования и
использования централизованного фонда
денежных средств государства. Через государственный
бюджет мобилизуются ресурсы в основной
централизованный фонд государства и
происходит перераспределение средств
между отраслями народного хозяйства,
экономическими регионами, отдельными
социальными группами населения, реализуются
пропорции потребления и накопления.
Внебюджетные
фонды создаются на определенный
срок или действуют постоянно,
предназначены для удовлетворения
важнейших общественных потребностей (социальное
и пенсионное обеспечение, здравоохранение
и др). По признаку целевой направленности
использования средств внебюджетные фонды
представлены в виде двух групп:
- внебюджетные фонды социального характера;
- внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого характера.
Для усиления контроля за
использованием государственных финансовых
ресурсов проводится консолидация государственных
внебюджетных фондов с федеральным
бюджетом.
Государственный
кредит представляет собой особую форму денежных отношений между
государством и юридическими и физическими
лицами, при которых государство выступает
в основном как заемных средств, а также
кредитор и гарант. Государственный кредит
отражает кредитные отношения по поводу
мобилизации государством (через эмиссию
и размещение государственных ценных
бумаг) временно свободных денежных средств
хозяйствующих субъектов и населения
на началах возвратности для финансирования
государственных расходов.