Финансы и кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, а также орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Отличительным признаком финансовых отношений является и то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение.

Файлы: 1 файл

ФиК уч.пос.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

     Фонды страхования  обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а так же способствует их предупреждению. Сущность страхования заключается в системе перераспределительных отношений, включающих замкнутое распределение ущерба между участниками  страховых отношений и возмещению его из специальных целевых фондов, сформированных за счет взносов страхователей, при наступлении страховых случаев.

     Финансы домашних  хозяйств – это обособленная  часть системы финансовых отношений,  вызванная формированием и распределением фондов денежных средств в рамках многочисленных домашних бюджетов.

     Основой финансовой  системы являются финансы хозяйствующих  субъектов, так как именно в  этой сфере формируется преобладающая  доля финансовых ресурсов государства. 

     Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. В то же время определенная часть бюджетных средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий.

     Особенности функционирования  финансовых систем экономически  развитых стран проявляются в  следующем. Особое значение в  системе децентрализованных финансов  (финансы хозяйствующих субъектов) и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели. Существует многообразие типов финансовых посредников, которые выполняют общую функцию: приобретают и продают различные «финансовые продукты», обеспечивая эффективное перемещение финансовых ресурсов к их конечным потребителям. Основные виды «финансовых продуктов» финансовых посредников в США приведены в таблице 1.

                                                                                       Таблица 1.

Основные виды «финансовых продуктов» (активов  и обязательств) финансовых учреждений (посредников) США

Финансовые  посредники

Активы (приобретаемые

 финансовые продукты)

Обязательства (продаваемые финансовые продукты)

Коммерческие банки

Ссуды фирмам

Потребительские ссуды 

Закладные 

Чековый депозит 

Сберегательные депозиты

Срочные депозиты 

Сберегательные институты 

Закладные

Сберегательные депозиты

Срочные депозиты

Кредитные союзы 

Потребительские ссуды

Сберегательные депозиты

Компании, занимающиеся страхованием жизни

Облигации компаний

Закладные

Полисы страхования  жизни 

Компании, занимающиеся страхованием от несчастных случаев

Муниципальные облигации

Акции компаний

Государственные ценные бумаги

Полисы страхования  от несчастных случаев 

Накопления в пенсионном фонде 

Частные пенсионные фонды 

Акции компаний

Облигации компаний

Накопления в пенсионном фонде  

Государственные пенсионные фонды 

Облигации компаний

Акции компаний

Государственные ценные бумаги

Накопления в пенсионном фонде 

Паевые фонды

Акции компаний

Государственные ценные бумаги

Муниципальные облигации 

Облигации компаний 

Паи

Паевые фонды денежного  рынка

Ценные бумаги денежного рынка

Паи

Финансовые компании

Потребительские ссуды 

Ссуды фирмам 

Коммерческие бумаги

Облигации 

Федеральные агентства

Правительственные ссуды

Ценные бумаги федеральных  агентств


 

1.3. Финансовая  политика: содержание и роль на      современном этапе развития государства

 

     Государственная  финансовая политика является  частью социально-экономической  политики по обеспечению сбалансированного  роста финансовых ресурсов во  всех звеньях финансовой системы. 

     Совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

     Содержание финансовой  политики охватывает широкий  комплекс мероприятий: 

  • разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных целей и задач;
  • создание адекватного финансового механизма;
  • управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

     Задачи финансовой  политики определяются ее содержанием  и заключаются в следующем: 

  1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов, которые необходимы для реализации социально – экономической политики государства;
  2. установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
  3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии финансовой и экономической политики;
  5. создание эффективной системы управления финансами.

     Роль финансовой  политики заключается в том,  что она позволяет конкретизировать  главные направления развития  народного хозяйства, определить  общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления  использования, разработать механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально – экономических процессов.

 

Типы финансовой политики

     Выбор приоритета финансовой политики связан с особенностями этапа социально-экономического развития страны, с господствующими в обществе экономическими и финансовыми концепциями.

     Анализ в историческом  аспекте финансовой политики, используемой  различными государствами, позволяет  выделить три основные ее этапа:

  • классическая финансовая политика;
  • регулирующая финансовая политика;
  • планово-директивная финансовая политика.

     Классическая  финансовая политика господствовала до конца 20-х годов XX в. и в ее основе лежали теории Адама Смита, Давида Риккардо и их последователей. Согласно их теориям, главным регулятором хозяйственных процессов выступал рыночный механизм. Государство придерживалось политики невмешательства в экономику. Следствием такой концепции были следующие направления финансовой политики:

  • ограничение государственных расходов;
  • обеспечение условий для формирования и пополнения равновесного    сбалансированного бюджета;
  • в основе налоговой системы лежали косвенные и имущественные      налоги.               

     Система управления  финансами была проста и сосредоточена,  в основном, в министерстве финансов, а именно в казначействе.

     Регулирующая  финансовая политика.

     Кризис 20х-30х годов  поставил вопрос о необходимости  вмешательства государства в  экономику, в том числе встал  вопрос о целесообразности регулирования  финансового потока. Идеологом, основоположником  этой теории был Джон Кейнс и его последователи. В области финансовой политики это привело к тому, что основным инструментом вмешательства в экономику стали государственные расходы. Через их увеличение происходило формирование дополнительного спроса, что вело в свою очередь к росту предпринимательской активности, созданию новых рабочих мест и сокращению безработицы, изменились все элементы финансовой системы, в частности, государственные финансы, была проведена реформа подоходного налога, ориентированная на использование прогрессивных ставок. Основным инструментом финансирования и сбалансированности государственного бюджета стала система государственного кредита.

     Регулирующая финансовая  политика господствовала в 30-60 гг. XX в. и показала свою эффективность в ряде Западных стран. С начала 70-х годов в западных странах идет возврат к классической финансовой политике, направленной на снижение объема перераспределения национального дохода, ВВП, сокращение дефицита государственного бюджета, стимулирование сбережений. Эти тенденции характерны и для современной России. 
     Планово-директивная финансовая политика имеет своей целью обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства для их последующего перераспределения. Перераспределение финансовых ресурсов осуществляется в рамках государственного плана, имеющего силу закона и направленного на выполнение социально-экономических функций государства. В России до недавнего времени использовалась эта модель финансовой политики.

 

Современная финансовая политика

     Современная финансовая  политика в России относится  к типу регулирующей, при которой  государство активно вмешивается  в экономические процессы и  регулирует циклическое развитие  экономики. Регулирующая финансовая  политика должна обеспечивать в современных условиях стабильный экономический рост, высокий уровень занятости, эффективную систему финансирования социальных нужд. Все это сопровождается регулированием денежного обращения, налоговой системы, валютного курса, структурной перестройкой народного хозяйства.

     Современная финансовая  политика базируется на использовании  элементов рыночного механизма  в системе государственного регулирования  экономики, ее основа – введение  разнообразных форм хозяйствования (организационно – правовых  форм), приватизация государственной собственности. 

     Основные  итоги и задачи финансовой  и бюджетной политики отражаются  в Бюджетном послании Президента  РФ Федеральному Собранию, которое  он представляет каждый год  Государственн6ой Думе  перед  началом процедуры принятия федерального бюджета.

     Государственная  финансовая политика определяет  финансовую политику предприятий,  которая представляет собой целенаправленную  деятельность финансовых менеджеров  по достижению целей ведения  бизнеса. Основные цели финансовой политики предприятия:

  1. выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;
  2. предотвращение банкротства и крупных финансовых неудач;
  3. максимизация рыночной стоимости предприятия;
  4. рост объемов производства и реализации продукции (работ, услуг);
  5. обеспечение рентабельной деятельности и другие.  

            Финансовая политика государства  осуществляется по следующим  направлениям:

  • бюджетная политика;
  • налоговая политика;
  • инвестиционная политика;
  • социальная политика; 
  • таможенная политика;
  • денежно – кредитная политика.

 

Бюджетная политика

     Регламентируется Бюджетным  кодексом, который принят в 1998 году и введен в действие  в 2000 году, бюджетным Посланием  президента и другими законодательными  документами.

     Бюджетная политика  выражается в структуре расходной части бюджета,  распределении расходов между различными уровнями бюджетов,  источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, формах и методах управления государственным долгом. Бюджетная политика позволяет выполнять на уровне государства следующие основные функции:

  • финансовое обеспечение, подкрепляющее  выполнение государственных функций;
  • поддержание финансовой стабильности в стране;
  • обеспечение финансовой целостности федеративного государства;
  • создание условий для социально-экономического развития.

     Стратегически цели  бюджетной политики:

  • обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти;
  • развитие стимулирующих элементов бюджетной политики в рамках реформирования налоговой системы;
  • существенное снижение относительных издержек функционирования государства;
  • значительное снижение долговой нагрузки на экономику;
  • обеспечение бездефицитности федерального бюджета.

     С начала рыночных  реформ и по 1999год, включительно, федеральный бюджет принимался и исполнялся с дефицитом; плановая величина дефицита составляла не более 4,5%-5% от ВВП, фактически этот показатель превышался в 1993, 1994,1998г.г. Федеральный бюджет 1999года был принят с первичным профицитом. В расходной части условно не учитывались расходы по обслуживанию и погашению государственного долга. Фактически бюджет был дефицитным. Бюджет 2000 года был принят и исполнен сбалансированным, с 2001 года и по 2008 год федеральный бюджет принимается  с профицитом;

  • оценка эффективности бюджетных расходов;
  • постепенный отказ от практики предоставления государственных гарантий по иностранным связанным кредитам (под конкретные цели);
  • четкое разграничение расходных полномочий между бюджетами всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами;
  • максимальная консолидация внебюджетных фондов в бюджеты всех уровней, а также ликвидация целевых внебюджетных фондов федерального бюджета;
  • завершение перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, обеспечение прозрачности финансовых потоков;
  • обеспечение конкурентной основы при проведении процедуры закупок товаров и услуг для государственных нужд.

Информация о работе Финансы и кредит