Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:26, курсовая работа
Не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, а также орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Отличительным признаком финансовых отношений является и то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение.
Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а так же способствует их предупреждению. Сущность страхования заключается в системе перераспределительных отношений, включающих замкнутое распределение ущерба между участниками страховых отношений и возмещению его из специальных целевых фондов, сформированных за счет взносов страхователей, при наступлении страховых случаев.
Финансы домашних
хозяйств – это обособленная
часть системы финансовых
Основой финансовой
системы являются финансы
Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. В то же время определенная часть бюджетных средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий.
Особенности функционирования
финансовых систем
Основные виды «финансовых продуктов» (активов и обязательств) финансовых учреждений (посредников) США
Финансовые посредники |
Активы (приобретаемые финансовые продукты) |
Обязательства (продаваемые финансовые продукты) |
Коммерческие банки |
Ссуды фирмам Потребительские ссуды Закладные |
Чековый депозит Сберегательные депозиты Срочные депозиты |
Сберегательные институты |
Закладные |
Сберегательные депозиты Срочные депозиты |
Кредитные союзы |
Потребительские ссуды |
Сберегательные депозиты |
Компании, занимающиеся страхованием жизни |
Облигации компаний Закладные |
Полисы страхования жизни |
Компании, занимающиеся страхованием от несчастных случаев |
Муниципальные облигации Акции компаний Государственные ценные бумаги |
Полисы страхования от несчастных случаев Накопления в пенсионном фонде |
Частные пенсионные фонды |
Акции компаний Облигации компаний |
Накопления в пенсионном фонде |
Государственные пенсионные фонды |
Облигации компаний Акции компаний Государственные ценные бумаги |
Накопления в пенсионном фонде |
Паевые фонды |
Акции компаний Государственные ценные бумаги Муниципальные облигации Облигации компаний |
Паи |
Паевые фонды денежного рынка |
Ценные бумаги денежного рынка |
Паи |
Финансовые компании |
Потребительские ссуды Ссуды фирмам |
Коммерческие бумаги Облигации |
Федеральные агентства |
Правительственные ссуды |
Ценные бумаги федеральных агентств |
Государственная
финансовая политика является
частью социально-
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.
Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:
Задачи финансовой
политики определяются ее
Роль финансовой
политики заключается в том,
что она позволяет
Типы финансовой политики
Выбор приоритета финансовой политики связан с особенностями этапа социально-экономического развития страны, с господствующими в обществе экономическими и финансовыми концепциями.
Анализ в историческом
аспекте финансовой политики, используемой
различными государствами,
Классическая финансовая политика господствовала до конца 20-х годов XX в. и в ее основе лежали теории Адама Смита, Давида Риккардо и их последователей. Согласно их теориям, главным регулятором хозяйственных процессов выступал рыночный механизм. Государство придерживалось политики невмешательства в экономику. Следствием такой концепции были следующие направления финансовой политики:
Система управления
финансами была проста и
Регулирующая финансовая политика.
Кризис 20х-30х годов
поставил вопрос о
Регулирующая финансовая
политика господствовала в 30-
Планово-директивная финансовая политика
имеет своей целью обеспечение максимальной
концентрации финансовых ресурсов в руках
государства для их последующего перераспределения.
Перераспределение финансовых ресурсов
осуществляется в рамках государственного
плана, имеющего силу закона и направленного
на выполнение социально-экономических
функций государства. В России до недавнего
времени использовалась эта модель финансовой
политики.
Современная финансовая политика
Современная финансовая
политика в России относится
к типу регулирующей, при которой
государство активно
Современная финансовая
политика базируется на
Основные
итоги и задачи финансовой
и бюджетной политики
Государственная
финансовая политика
Финансовая политика
Бюджетная политика
Регламентируется Бюджетным
кодексом, который принят в 1998
году и введен в действие
в 2000 году, бюджетным Посланием
президента и другими
Бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, распределении расходов между различными уровнями бюджетов, источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, формах и методах управления государственным долгом. Бюджетная политика позволяет выполнять на уровне государства следующие основные функции:
Стратегически цели бюджетной политики:
С начала рыночных реформ и по 1999год, включительно, федеральный бюджет принимался и исполнялся с дефицитом; плановая величина дефицита составляла не более 4,5%-5% от ВВП, фактически этот показатель превышался в 1993, 1994,1998г.г. Федеральный бюджет 1999года был принят с первичным профицитом. В расходной части условно не учитывались расходы по обслуживанию и погашению государственного долга. Фактически бюджет был дефицитным. Бюджет 2000 года был принят и исполнен сбалансированным, с 2001 года и по 2008 год федеральный бюджет принимается с профицитом;