Финансы и кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, а также орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Отличительным признаком финансовых отношений является и то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение.

Файлы: 1 файл

ФиК уч.пос.doc

— 271.50 Кб (Скачать)
  • недостаточно надежным остается прогноз основных макроэкономических показателей, на основе которых формируются доходная и расходная части федерального бюджета – объемов и темпов роста ВВП, темпов инфляции, мировых цен на нефть;
  • сохраняется необоснованная свобода исполнительной власти в изменении определенных законом бюджетных назначений;
  • сохраняется недостаточная эффективность управления средствами федерального бюджета;
  • сохраняется практика нарушения законодательства, и при получении доходов федерального бюджета, и при расходовании бюджетных средств. Это, в частности, связано с недостаточным законодательным урегулированием вопросов ответственности за правонарушения в бюджетной сфере и несоблюдением принципа неотвратимости наказания за нарушение налогового и бюджетного законодательства;
  • не достигнут необходимый уровень эффективности в формировании доходной базы и исполнении расходов федерального бюджета;
  • остается неэффективной система управления государственным долгом. В частности, установлено завышение (не подтверждение) объемов внешнего долга, наличие неучтенных средств и неурегулированной задолженности, непроизводительные расходы федерального бюджета.

     Основным  нарушением в деятельности государственных  внебюджетных фондов РФ остается систематическое нецелевое использование средств. Опыт работы Счетной палаты показывает, что существенные потери государственных ресурсов обусловлены недостаточностью, несистемностью существующего финансового контроля.

     2.2. Финансовый контроль: виды, формы, методы и задачи

 

     Одной из  важнейших функций финансов является  контрольная функция. Эта функция  осуществляется в форме контроля  рублем всех субъектов экономической  деятельности, т.е. она реализуется  с помощью стоимостных инструментов: разных видов денежных санкций либо поощрений, применяемых в соответствии с результатами различных процедур контроля.

     Финансовый  контроль – контроль законодательных  и исполнительных органов власти  всех уровней, а также специально  созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений.

          Цель финансового контроля – содействие эффективному образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов в соответствии с действующим законодательством.

   Основными задачами финансового контроля являются:

  • соблюдение законности и правопорядка в финансовой сфере;
  • обеспечение соответствия доходов и расходов;
  • рациональное использование финансовых ресурсов;
  • выполнение финансовых обязательств;
  • выявление резервов повышения доходности;
  • полнота и достоверность финансовой и бухгалтерской отчетности.

     Объектом финансового контроля являются финансовые операции, фонды денежных средств, сделки, финансовые обязательства и другие распределительные процессы в сфере денежных отношений, связанные с образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов. Непосредственно предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения.

     Сферой  финансового контроля являются  практически все операции, совершаемые  с использованием денег, а в  некоторых случаях и без них  (бартерные сделки).

     Субъектами финансового контроля являются различные контрольные органы, включая органы законодательной (представительной) и исполнительной власти всех уровней, а также специализированные контрольные органы.

     Важную  роль в обеспечении качества  финансового контроля играет  уровень организации учета в  стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.

Виды финансового  контроля

     В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: общегосударственный контроль, ведомственный контроль, внутрихозяйственный контроль, общественный контроль, независимый контроль.

     Общегосударственный  контроль проводится органами государственной власти (Президентом и Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, Министерством финансов РФ и др.). Главная цель – обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств.

     Ведомственный контроль осуществляется контрольно – ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций.

     Внутрихозяйственный  контроль - проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля – хозяйственная и финансовая деятельность.

     Общественный  контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.

     Независимый  контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами.

      По времени  проведения финансовый контроль  подразделяется на предварительный,  текущий (оперативный) и последующий.  Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов в процессе составления, рассмотрения и утверждения бюджетных планов всех уровней, смет внебюджетных фондов - на основе оценки обоснованности распределения ВВП и других макроэкономических показателей развития экономики страны, на микроуровне - в процессе разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнесс-планов, составления прогнозов балансов хозяйствующих структур. Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременному осуществлению денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы. Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Он предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и оценки эффективности осуществления финансовой стратегии, связан с предварительным контролем и базируется на его выводах.

     По методам  проведения финансовый контроль подразделяется на: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдения (мониторинг), ревизии. Проверка производится по отдельным вопросам финансово - хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, наблюдение, инспекцию.

     Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии. Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования. Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента.

     Ревизия – наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово- хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии полные и частичные, тематические и комплексные. Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово – хозяйственной деятельности объекта контроля.

     Частичная  ревизия проводится для проверки  отдельных сторон или участков финансово - хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. Комплексная ревизия является наиболее полной, охватывающей все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывает хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту ее результатов.

     Тематическая  ревизия проводится на определенную  тему по деятельности однотипных  предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

     В зависимости  от степени охвата финансовых  и хозяйственных операций различают  сплошные, выборочные комплексные  ревизии. Сплошная ревизия предполагает проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период. Выборочная ревизия – это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии.  Комбинированная ревизия предусматривает проверку одних участков сплошным методом, а других – выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

     Ревизии проводятся как внутриведомственными контролирующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля. Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

     По форме  проведения финансовый контроль  может быть обязательный (внешний)  и инициативный. Некоторые виды  финансовой деятельности требуют  обязательного законодательного  контроля (банковская деятельность, работа страховых и финансовых компаний, инвестиционных фондов и др.). Обязательному контролю подвергаются все государственные и муниципальные бюджеты, внебюджетные фонды.

      По сферам финансовой  деятельности финансовый контроль  подразделяется на: бюджетный, налоговый, страховой, кредитный, инвестиционный, денежной массы, валютный. Каждая из сфер финансовой деятельности контролируется соответствующими государственными финансово-кредитными структурами.

 

     Вопросы для самопроверки

  1. Оцените эффективность современного финансового контроля
  2. Какой орган финансового контроля отвечает за разработку, исполнение, составление отчета об исполнении федерального бюджета?

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 6. Государственный  кредит

6.1. Социально-экономическая  сущность  государственного  кредита

 

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Государственный кредит—это особая и во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования. Сущность этой формы публичных финансов определяется содержанием категории «кредит». Этот термин, происходящий от латинского creditum (или credere - верить), буквально означает «ссуда», «долг».

Государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств» передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им.

Субъектами кредитных отношений в этом случае являются, с одной стороны, государство (чаще всего выступает в роли заемщика) и, с другой стороны юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации. Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения части стоимости валового общественного продукта. В сферу заемных операций государства попадает часть доходов и денежных средств, сформированных на стадии первичного распределения и вложенных затем, например, в государственные ценные бумаги. Выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счет бюджетных средств, т. е., по сути, за счет всех налогоплательщиков. Следовательно, имеет место еще одно проявление перераспределительных отношений.

Информация о работе Финансы и кредит