Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:26, курсовая работа
Не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, а также орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Отличительным признаком финансовых отношений является и то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение.
Основным
нарушением в деятельности
Одной из
важнейших функций финансов
Финансовый
контроль – контроль
Цель финансового контроля – содействие эффективному образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов в соответствии с действующим законодательством.
Основными задачами финансового контроля являются:
Объектом финансового контроля являются финансовые операции, фонды денежных средств, сделки, финансовые обязательства и другие распределительные процессы в сфере денежных отношений, связанные с образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов. Непосредственно предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения.
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).
Субъектами финансового контроля являются различные контрольные органы, включая органы законодательной (представительной) и исполнительной власти всех уровней, а также специализированные контрольные органы.
Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.
Виды финансового контроля
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: общегосударственный контроль, ведомственный контроль, внутрихозяйственный контроль, общественный контроль, независимый контроль.
Общегосударственный контроль проводится органами государственной власти (Президентом и Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, Министерством финансов РФ и др.). Главная цель – обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств.
Ведомственный контроль осуществляется контрольно – ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций.
Внутрихозяйственный контроль - проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля – хозяйственная и финансовая деятельность.
Общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.
Независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами.
По времени
проведения финансовый
По методам проведения финансовый контроль подразделяется на: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдения (мониторинг), ревизии. Проверка производится по отдельным вопросам финансово - хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению. Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, наблюдение, инспекцию.
Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии. Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования. Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента.
Ревизия – наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово- хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.
По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии полные и частичные, тематические и комплексные. Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово – хозяйственной деятельности объекта контроля.
Частичная
ревизия проводится для
Тематическая
ревизия проводится на
В зависимости
от степени охвата финансовых
и хозяйственных операций
Ревизии проводятся как внутриведомственными контролирующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля. Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
По форме
проведения финансовый
По сферам финансовой
деятельности финансовый
Вопросы для самопроверки
Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.
Государственный кредит—это особая и во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования. Сущность этой формы публичных финансов определяется содержанием категории «кредит». Этот термин, происходящий от латинского creditum (или credere - верить), буквально означает «ссуда», «долг».
Государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств» передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им.
Субъектами кредитных отношений в этом случае являются, с одной стороны, государство (чаще всего выступает в роли заемщика) и, с другой стороны юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации. Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения части стоимости валового общественного продукта. В сферу заемных операций государства попадает часть доходов и денежных средств, сформированных на стадии первичного распределения и вложенных затем, например, в государственные ценные бумаги. Выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счет бюджетных средств, т. е., по сути, за счет всех налогоплательщиков. Следовательно, имеет место еще одно проявление перераспределительных отношений.