Финансы и кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, а также орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Отличительным признаком финансовых отношений является и то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение.

Файлы: 1 файл

ФиК уч.пос.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

Таким образом, государственный кредит представляет собой распределительные отношения, точнее, отношения вторичного распределения. Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С развитием экономических и социальных функций государства в условиях рыночного хозяйства соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления. Функции государственного кредита непосредственно вытекают из его сущности. Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Распределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах - срочности, возвратности, платности, целевого назначения. С переходом России к рынку распределительная функция претерпела ряд изменений, в частности, изменились субъекты кредитных отношений: со стороны государства их участниками стали субъекты Федерации, особым субъектом кредитных отношений стали местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица, а для государства или субъекта Федерации - иные государства, международные финансово-кредитные организации.

Регулирующая  функция государственного кредита имеет две стороны — экономическую и социальную. Экономическая сторона проявляется  прежде  всего  в  формировании  основных  общеэкономических пропорций. Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, и частности путем выделения им целевых кредитов. Выделение бюджетных ресурсов на безвозмездной основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой и дефицитности. В целом государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Посредством государственного кредита осуществляется государственное регулирование экономики. Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности.                                                                                              

     Одной из  функций государственного кредита  является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и (или) выделяемых государством. Контрольная функция вытекает из самой природы кредита.

      Таким образом, государственный кредит - это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя тем не менее как особое, специфическое отношение. 

     Так, государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства (бюджета и внебюджетных фондов), что делает его элементом финансов, финансовой системы. В то же время процесс его формирования и использования осуществляется в специфической форме - привлечение денежных средств на временной и, как правило, на возмездной основе.

     Тем не менее от финансов кредит, и том числе и государственный, отличается тем, что в основе его лежат иные принципы организации:

  • отличие, например, от налогов и обязательных платежей привлечение или предоставление средств при кредитовании осуществляется на возвратной и, нередко, возмездной основе;
  • движение средств осуществляется  в  прямом  и обратном  направлении, тогда как налоги и платежи движутся лишь в одном направлении;
  • государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер, хотя отклонения могут иметь место;
  • существование кредита охвачено конкретным, заранее известным сторонам сроком. Так, Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не 
    могут превышать 30 лет;
  • кредит имеет ситуационный, разовый характер, и в дальнейшем 
    он может не возобновляться, в то время как налоги и платежи осуществляются регулярно;
  • государственный кредит имеет избирательный, селективный характер в отличие от финансов, в которые вовлечены практически все участники экономической системы.

   Как способ финансирования расходов правительства государственный кредит обладает рядом преимуществ и имеет существенно меньшие негативные последствия по сравнению с традиционными приемами - дополнительной денежной эмиссией и увеличением доходов бюджета за счет прямого повышения налогов. Государственный кредит служит одним из факторов улучшения денежного обращения и укрепления внутренней валюты, позволяя государству, с одной стороны, не прибегать к дополнительной денежной эмиссии, а с другой стороны, связывать временно свободные денежные средства юридических и физических лиц и привлекать их в качестве кредитных ресурсов. Особенность государственного кредита проявляется и том, что, как источник финансирования правительственных расходов, он исключает дополнительную нагрузку на традиционные доходы государственного бюджета, текущее потребление и позволяет равномерно распределить долговую нагрузку между нынешним и будущими поколениями и соблюсти принцип справедливости в распределении рисков между держателями государственных ценных бумаг и прочим населением.

     Особым элементом публичных финансов является муниципальный кредит. Он законодательно оформлен Федеральным законом от 25 сентября 1997г. № 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления”, закреплен в Бюджетном кодексе РФ и предназначен для покрытия дефицита местного бюджета и финансирования местных инвестиционных программ.

     По основным  признакам он совпадает с государственным кредитом, но имеет другой уровень публичности и порядок его формирования, распределения и использования; ответственность по подобным обязательствам определяется местными органами власти. Таким образом, кредитное финансирование государства и местных органов:

  • представляет собой один из самых гибких инструментов регулирования макро- и микроэкономических процессов, увязки доходов м расходов государства;
  • позволяет равномерно и в известной мере справедливо распределить ответственность за принятые финансовые решения между нынешним и будущими поколениями;
  • позволяет воздействовать на социальную и денежно-кредитную политику;
  • выступает реальным фактором ускорения темпов социального и экономического развития страны.

Расширение границ государственного кредита должно осуществляться на основе развития рынка долговых обязательств, стимулирования инвестиционной активности юридических и физических лиц, формирования эффективной системы управления долгом.

     В современных условиях одной из  актуальных задач финансовой политики  различных государств мира  является решение проблемы  сбалансированности бюджетов  различных уровней и поиск способов формирования  их  дефицита.

       Проблема  сбалансированности   и  дефицитности  бюджетов  реализуется  с помощью   государственного кредита. В сфере  этих отношений  государство  в большинстве случаев  выступает  как заемщик  средств, а   население, предприятие,  банки, фонды - как кредиторы.

       Государство может  выступать гарантом  по  обязательствам  различных физических  или   юридических лиц. На практике  это  означает,  принятие  государства  на себя  ответственности  за  погашение   обязательств последних.   Не всегда   выступление  государства в качестве  гаранта  приводит к увеличению  государственного долга.

       В рамках  рассматриваемых   отношений, государство   может  выступать, как  кредитор,  предоставляя  кредиты  иностранным государствам,   юридическим  или физическим лицам.   Оно  может  направлять их, на льготных условиях  в те отрасли  хозяйства, которые   либо не обладают  достаточной  инвестиционной привлекательностью   для частного  капитала, либо  имеют высокую  социальную значимость. Выделение государством кредитов  бывает также   продиктованы необходимостью  лоббирования  интересов  национального бизнеса   на международной  арене  или  же  по политическим  соображениям. Государственные  кредиты  предоставляются  непосредственно   министерством  финансов  через  коммерческие  банки.

       Основным отличием   государственного кредита  от  банковского  является  отсутствие  инвестиционной  направленности    привлеченных  ресурсов,  то есть  средства  привлеченные   в  займы  государством  используются  для покрытия  всей  совокупности  расходов. Источником  погашения государственных займов  и выплаты процентов по  ним,  служат  бюджетные средства. Таким образом, функционирование  механизма государственного кредита приводит   к появлению госдолга.

       Анализ  содержания  государственного кредита позволяет сделать следующие выводы:

            1. Сущность госкредита  заключается   в перераспределении  капитала  между  частным  сектором  и государством  на  условиях  срочности,    платности, возвратности.

            2. Современная  фискальная  политика  признает  возможным  использование   несбалансированных   бюджетов  для  стабилизации экономики   (допустимым  уровнем  дефицита  является  4,5 – 5%  от  валового  продукта).

           3. Основным  фактором, обусловившим возникновение и рост государственного долга  является дефицит   бюджета, который восполняется за счет кредитных источников.

            4. Госдолг  оказывает  на  экономику  регулирующее воздействие   посредством  влияния  на  уровень  инвестиций,   кредитную  политику  коммерческих  банков, общий  объем  денежной  массы.

     6.2. Управление государственным кредитом

 

     Управление  государственным кредитом — одно  из направлений финансовой политики государства, связанное с. обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее обеспечение

     Управление государственным кредитом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются тенденциями  общественного прогресса  и современным состоянием экономики страны. В числе основных экономических целей - обеспечение экономической стабилизации и роста производства, поддержание его конкурентоспособности на мировом рынке; социальные цели подразумевают обеспечение социальной стабильности и социального прогресса; политические цели формулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической          системы   и   обеспечения национальной   безопасности.   Достижение этих целей в немалой степени связано с управлением государственным долгом и как показывает мировая практика, во многом определяет не только экономическую независимость страны, но и сохранение ее национального суверенитета, что особенно актуально и для современной России.

Соответственно определяются и ранжируются задачи, которые предназначена решить система управления государственным кредитом в России переходного периода:

  • минимизация стоимости долга для заемщика;
  • эффективное использование привлеченных средств, создание соответствующей системы учета и контроля;
  • усиление инвестиционного характера займов;
  • регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;
  • привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;
  • определение приоритетов кредитной политики государства, обеспечение своевременного возврата предоставленных кредитов.

     В системе  действий по управлению государственным  кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. Лишь в случае инвестиционных займов обслуживание и погашение обязательств осуществляются за счет доходов от проекта.

     6.3. Государственный долг и  виды  государственных займов

 

     Механизмы   функционирования  государственного  кредита  на  практике   реализуется   посредством  размещения    госзаймов,  которые  приводят  к  появлению  государственного  долга.

     Бюджетный  кодекс  регламентирует  понятия  и  формы  госдолга,  также  понятие  госкредитов. 

     Госдолгом  РФ являются  долговые  обязательства государства перед  физическими и   юридическими   лицами, иностранными  государствами и международными организациями,    другими субъектами международного    права,    включая обязательства   по  государственным гарантиям.

     Долговые  обязательства   могут  существовать  в  форме:

  • кредитных  соглашений  и  договоров  от  имени  РФ как  заемщика  с  кредитными  организациями,     иностранными  государствами    и международными  финансовыми организациями;
  • государственных займов,  осуществленных  путем  выпуска  ценных  бумаг  от  имени  РФ;
  • договоров  и соглашений  о  получении  РФ  бюджетных  ссуд  и  бюджетных   кредитов  от  бюджетов  других  уровней  бюджетной системы  РФ;
  • договоров  о  предоставлении  РФ  государственных гарантий;
  • соглашений  и  договоров,  заключенных  от  имени  РФ  о  пролонгации   и  реструктуризации  долговых  обязательств  РФ  прошлых  лет.

Информация о работе Финансы и кредит