Финансы и кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, а также орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Отличительным признаком финансовых отношений является и то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение.

Файлы: 1 файл

ФиК уч.пос.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

     Отдельные целевые  установки в процессе реализации  бюджетной политики были достигнуты, но эффективное использование  бюджетных средств по-прежнему актуально.

     Сокращение государственных  расходов выразилось в резком  уменьшении социальных расходов. В 1992 году расходы на социальные  нужды (социальную политику) составляли  около 10% расходной части федерального  бюджета, в 2006г. – 4,8%, 2007г. – 3,95%, 2008г. – 4,2%.  Также сократились расходы на науку, образование, здравоохранение и искусство в процентах по отношению к ВВП. Снизился размер дефицита государственного бюджета. Бюджет стал характеризоваться как профицитный.

     Задачи бюджетной политики:

  • обеспечение сбалансированности федерального бюджета и бюджетов других уровней. недопущение принятия дефицитного бюджета без утвержденных источников финансирования;
  • оптимизация структуры доходов и расходов бюджета;
  • совершенствование  принципов бюджетного федерализма, который представляет собой систему налогово-бюджетных взаимоотношений федеральных органов власти и управления и региональных органов власти управления  в бюджетном процессе.

 

Налоговая политика

     Анализ мировой практики налогообложения показывает следующее:

  • .превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличению налогового бремени основной массы населения с низким уровнем доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов;
  • высокие налоги приводят к утечке капитала за рубеж; 
  • налоговая система должна быть открытой (понятной);
  • увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к увеличению расходов по сбору налогов, к росту недоимок, штрафов;
  • основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (налоги на  доходы физических лиц, налог на имущество);
  • косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров вредных для здоровья, а также на предметы роскоши;
  • в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.

     Учитывая и мировой  и собственно российский опыт  можно сформулировать основные  задачи налоговой политики:

  • значительное снижение и выравнивание налогового бремени;
  • упрощение налоговой системы;
  • минимизация издержек использования и администрирование налогового законодательства;
  • снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда (снижение ЕСН с 1 января 2005года с 35,6% до 26% отчасти выполнило эту задачу);
  • сокращение количества налогов при одновременном повышении ответственности налогоплательщика.

     Многие задачи решены  в связи с ведением в действие  с 1января 2001 года II части Налогового кодекса. В соответствии со II частью НК была введена единая ставка налога на доходы физических лиц.

     Инвестиционная  политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача: создать инвесторам условия для выгодного вложения средств в экономику России.

Кредитный рейтинг России повысился  в связи с выполнением обязательств по обслуживанию внешнего долга, а это  означает возможность привлечения  инвестиционных ресурсов на более выгодных условиях (более дешевые ресурсы и  привлекаются на более длительное время).

     Таможенная  политика во многом зависит от бюджетной политики и направлена на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей. Результатом реализации таможенной политики является рост доли налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции  в структуре доходов (налоговых) федерального бюджета.

     Социальная  политика связана с решением задач финансового обеспечения прав граждан России установленных Конституцией. Охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовую помощь отдельным социальным группам населения и другие направления.

     Денежно-кредитная  политика осуществляется по следующим направлениям:

     1. Стабилизация национальной  валюты, которая обеспечивается  через выбор методов покрытия бюджетного дефицита, формирование золотовалютных резервов (международных резервов), а также через товарное наполнение национальной валюты товарами отечественного производства.

     По состоянию на  март 2009 года золотовалютные резервы  (международные резервы) составили 385,3 млрд. долларов. Официальные золотовалютные резервы предназначены для обеспечения платежеспособности страны по ее международным финансовым обязательствам, прежде всего в сфере валютно-расчетных операций. Другая важная задача золотовалютных резервов – это воздействие на макроэкономическую ситуацию в своей стране, для чего на внутреннем валютном рынке государства продает и покупает иностранную валюту. Также сделки называются валютными интервенциями и предназначены для изменения рыночного спроса и предложения на национальную и иностранную валюту, и для поддержания на этой основе их обменного курса и как следствие стабилизация национальной валюты (если обменный курс устанавливается в ее пользу).

     В составе золотовалютных  резервов России 2,58% (ноябрь 2008г.) по  данным Минфина РФ составляет золото, остальная часть представлена в иностранной валюте и высоколиквидных активах. Самыми крупными держателями золотовалютных резервов являются Китай, Япония, Россия. В России на первую  половину 1998 года золотовалютные резервы составляли 13млрд долларов, после кризиса – 11,3 млрд. долларов. В дальнейшем резервы значительно выросли  и в ноябре 2008г. составили 484,6 млрд. долларов, что позволило Минфину осуществлять валютные интервенции в условиях финансового кризиса. Поэтому на конец  2008 года они снизились до 427 млрд. долларов.

     2. Поддержание макроэкономической  стабильности и регулирование  инфляции через методы сбалансированности  бюджета (методы покрытия бюджетного  дефицита). Создание Стабилизационного фонда в 2004 году также способствовало регулированию инфляционных процессов, поддержанию макроэкономической стабильности, защите экономики и бюджетной системы от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, снижению долговой нагрузки. С 1.02.08 Стабилизационный фонд разделен на две составляющие: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

     3. Снижение стоимости  кредитных ресурсов через изменение  ставки рефинансирования и регулирование   деятельности банков со стороны  ЦБ. Ставка рефинансирования - это ставка, по которой ЦБ учитывает векселя у коммерческих банков. Опосредованно ставка влияет на уровень стоимости кредитных ресурсов. Непосредственно на стоимость кредитных ресурсов влияет соотношение спроса и предложения.  Снижение стоимости кредитных ресурсов влияет на товарную наполняемость национальной валюты, налоговые поступления в бюджет, так как предприятия, используя дешевые банковские кредиты, функционируют и  создают продукцию (услуги).

 

 

 

 

Вопросы для самопроверки

  1. Чем отличаются понятия ”финансовые” отношения и  “денежные”     отношения”?
  2. Дайте определение финансов как экономической категории.
  3. Какие функции выполняют финансы и в чем их суть?
  4. Что такое финансовая политика государства и каковы ее главные задачи?
  5. Что включает в себя понятие ォфинансовый  механизм?
  6. Оцените эффективность современной денежно-кредитной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Управление финансами  и финансовый контроль

     2.1. Органы управления финансами

 

     Управление  финансами осуществляется через сложившуюся организационную систему, которая обусловлена историческими, экономическими и политическими условиями и подчинена финансовой политике государства.

     Управление  финансами в Российской Федерации прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти, Президент РФ и Правительство РФ.

     Федеральное  собрание принимает законы о  налогах, сборах и обязательных  платежах, закон о бюджетной классификации,  закон о бюджете РФ на текущий  год, бюджетный кодекс, налоговый  кодекс, законы о внебюджетных фондах и др., а также устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

     На региональном  уровне высшими законодательными  органами власти являются представительные  структуры (законодательные собрания), которые рассматривают и утверждают региональные: бюджеты и внебюджетные фонды, налоговое законодательство и другие нормативные акты в области финансов.

Президентский финансовый контроль

     Финансовый  контроль со стороны Президента  РФ осуществляется в соответствии  с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представление Государственной Думе кандидатур на должность председателя Центрального банка.

     Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ. Главное контрольное управление Президента РФ является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ.

     Основными  функциями Главного управления  являются:

  • контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ;
  • контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя Администрации Президента РФ;
  • подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ.

     Главное  управление наделено правом требовать  от руководителей государственных  органов, организаций и предприятий  представления документов, материалов  и другой информации, необходимой  для проведения проверок, привлекать  к проверке специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Они вправе направлять предписания об устранении выявленных нарушений, которые должны быть безотлагательно рассмотрены в течение месяца.

     Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.  

     Министерство финансов РФ и его органы на местах решают следующие задачи:

  • Участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определение потребности в государственных финансовых ресурсах, подготовка предложений о распределении их между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
  • Организует  работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разработке проектов нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ.
  • Обеспечивает исполнение федерального бюджета и контроль за исполнением федеральных внебюджетных фондов.
  • Разрабатывает предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы.
  • Участвует в определении государственной ценовой политики.
  • Занимается работой по совершенствованию страховой деятельности в стране.
  • Разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ.
  • Разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка.
  • Осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями.
  • Разрабатывает проекты и реализует программы внешних заимствований РФ.

     Федеральная налоговая служба  (в составе Минфина) выполняет следующие задачи:

  • Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет.
  • Осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства.
  • Учет и проверки налогоплательщиков.
  • Предоставление сведений о поступивших налогах финансовым органам и органам федерального казначейства, обо всех случаях неуплаты налоговых платежей.
  • Осуществление возврата излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых штрафов и пени.

Государственный таможенный комитет РФ и его органы на местах осуществляют:

  • Проведение налоговых проверок по пошлинам и сборам, взимаемым таможенными органами.
  • Проверку всех документов, связанных с исчислением и уплатой пошлин и сборов, взимаемых таможенными органами.
  • Приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими таможенного и налогового законодательства.
  • Взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных таможенным и налоговым законодательством.

     Государственные  органы управления финансами  располагают разветвленной сетью  структур как федерального, так  и регионального уровней. Федеральные  структуры имеют самое широкое  представительство как в субъектах  федерации, так и на местном  уровне.

     Функциональные  элементы управления финансами  состоят из планирования, оперативного  управления, контроля. Бюджетное планирование - важнейшая часть финансового планирования. Оно подчинено задачам определения реального объема финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы в бюджетной системе и использованы на общегосударственные цели. Оперативное управление - маневрирование финансовыми ресурсами с целью решения возникающих задач на основе оперативного анализа и разработки комплекса соответствующих мер. Контроль - это контрольная работа за формированием и расходованием финансовых ресурсов.

     Необходимость  совершенствования управления финансами  обусловлена неэффективным использованием  государственных финансовых ресурсов  и дублированием отдельных функций, выполняемых органами управления. Имеющиеся недостатки в процессе управления проявляются при осуществлении финансового контроля.

      На всех  стадиях формирования и исполнения  федерального бюджета  контрольными  органами отмечается большое  количество недоработок и нарушений:

Информация о работе Финансы и кредит