Госдолг - совокупность
долговых обязательств с
учетом процентов, начисленных
на них к определенному моменту
времени.
Госзаймы, которые
составляют госдолг могут
быть классифицированы по
ряду следующих признаков:
- По месту размещения:
- внешние займы – обязательства государства перед не резидентами (иностранные компании,
банки);
- внутренние займы – обязательства перед резидентами;
- По способу обращения:
- рыночные займы – займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке;
- нерыночные займы – оформленные в фондовые инструменты не имеющие вторичного фондового рынка т.е. они покупаются инвестором у правительства и могут быть проданы только ему. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные ценные бумаги – привлечение
в качестве кредитных ресурсов мелких
сбережений населения. Выпуская такие
ценные бумаги, правительство развитых
стран оказывает влияние на депозитную
политику коммерческих банков по отношению
к населению. Поскольку нерыночные ценные
бумаги выступают альтернативой вложению
средств на депозиты частных кредитных
учреждений;
3. По сроку
заимствования, займы подразделяются
на следующие виды:
- краткосрочные (срок обращения до 1 года);
- среднесрочные (срок обращения от 1-5 лет);
- долгосрочные (срок обращения свыше 5 лет);
4. По способу обеспечения
возвратности кредитных ресурсов
займы могут подразделяться
на:
- закладные займы – займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом т.е. каким – либо имуществом;
- беззакладные займы – займы, оформленные в обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения;
На практике, госкредит
реализуется посредством беззакладных
займов так как государство
бесспорно является надежным
заемщиком (но к сожалению финансовый
кризис 1998г. показал обратное).
5. По уровню
эмитента госзаймы могут быть
подразделены на федеральные,
региональные, местные.
6. По форме
выплаты дохода госзаймы
могут быть следующих видов:
- процентные займы – доход по ним устанавливается
в виде фиксированного процента от
номинала - этот тип займа является
основным так как основная часть долга
размещена в нем;
- дисконтные займы - доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств со скидкой – дисконтом,
которая позволяет оценить будущую
стоимость по состоянию “на
сегодня”. В ставку дисконтирования
включается инфляция, риски, желаемая
норма прибыли. В последующем займы
погашаются по номинальной стоимости
по окончании срока, на который
средства были предоставлены заемщику;
- выигрышные займы – доход, по ним осуществляется на основе тиражей выигрыша, такие займы не предоставляют гарантируемого дохода;
- индексационные займы – доход, по ним выплачивается по средством индексации номинальной
стоимости первоначально приобретенных
инвестором ценных бумаг.
7. По направлениям
использования заемных средств,
займы могут быть:
- целевые – используются для формирования конкретных программ, для реализации которых они размещаются;
- нецелевые - могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов.
Управление государственным
долгом
Существование
государственного долга подразумевает
обязанность государства
по его управлению. Под управлением госдолгом
понимают совокупность действий
государства в лице его уполномоченных
органов по регулированию
величины структуры и стоимости
обслуживания госдолга..
Цель управления госдолгом
заключается в нахождении
оптимального соотношения между
потребностями государства в
дополнительных финансовых ресурсах
и затратами по их привлечению
и погашению.
В основу управления
госдолгом положены следующие
принципы:
- Принцип безусловности – обеспечение точного и своевременного выполнения
обязательств государства перед
инвесторами и кредиторами без
выставления дополнительных условий.
- Принцип единства учета – учет в процессе управления госдолгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами
власти субъектов федерации
и органами местного самоуправления.
- Принцип единства долговой политики – обеспечение единого подхода в политике управления госдолгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации
и муниципальным образованьям.
- Принцип снижения рисков – разработка мер позволяющих уменьшить риски кредиторов и риски инвесторов.
- Принцип оптимальности – создание такой структуры госзаймов, при которой выполнение обязательств по
ним было бы сопряжено
с минимальными затратами и
минимальным риском..
Управление госдолгом
в широком смысле предполагает
формирование политики в
отношении него. Госдолг не должен
превышать в структуре
расходов федерального бюджета
20%.
В структуре расходов
федерального бюджета России
госдолг составлял : 1999г. - 28,7%,
2004г. – 10%,2005г.- 8,1%, 2006г. - 4,3%,
2007г. - 2.87%, 2008г. – 2,9%.
Управление государственным
долгом осуществляется с помощью
следующих методов:
- Рефинансирование - погашение части госдолга за счет вновь привлеченных средств.
- Конверсия - изменение доходности займа.
- Консолидация - превращение части имеющейся задолженности в новую, с более длительным сроком погашения.
- Новация - соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора.
- Унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов.
- Отсрочка - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам.
- Дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга.
Создание
Стабилизационного фонда (2004г.)
в России позволило с 2005г.
проводить активную политику досрочного погашения
внешнего государственного долга и снизить
долговую нагрузку на бюджет. Госдолг
по состоянию на октябрь 2008г. составил:
внешний - 40 млрд. долларов, внутренний
- 45.3 млрд. долларов
Вопросы
для самопроверки
- Какие формы кредита существуют?
- Роль государственного кредита в международных отношениях?
- Причины возникновения государственного долга.
- Как проявляется влияние государственного кредита на кредитную политику коммерческих банков?