Финансы и кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, а также орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Отличительным признаком финансовых отношений является и то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение.

Файлы: 1 файл

ФиК уч.пос.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

     Госдолг - совокупность  долговых  обязательств  с   учетом  процентов, начисленных  на  них  к  определенному  моменту  времени.

     Госзаймы,  которые   составляют  госдолг  могут   быть классифицированы   по  ряду  следующих  признаков:

  1. По месту  размещения:
  • внешние  займы – обязательства государства перед не резидентами (иностранные компании, банки);
  • внутренние займы – обязательства перед резидентами;
  1. По способу обращения:
  • рыночные займы – займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются  и перепродаются после их  первичного размещения на рынке;
  • нерыночные займы – оформленные  в фондовые инструменты не имеющие вторичного фондового рынка т.е.  они покупаются инвестором  у правительства и  могут быть проданы  только ему.  Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные ценные бумаги – привлечение в качестве  кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительство развитых стран  оказывает влияние  на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению. Поскольку нерыночные ценные бумаги выступают альтернативой  вложению  средств на депозиты  частных кредитных учреждений;

      3.   По   сроку   заимствования, займы подразделяются  на следующие виды:

  • краткосрочные (срок обращения до 1 года);
  • среднесрочные (срок обращения от 1-5 лет);
  • долгосрочные (срок обращения свыше 5 лет);

     4.  По способу обеспечения  возвратности  кредитных  ресурсов  займы  могут подразделяться  на: 

  • закладные займы – займы, возвратность которых обеспечивается  конкретным залогом т.е.  каким – либо имуществом;
  • беззакладные  займы – займы, оформленные в  обязательства, не имеющие  конкретного  имущественного обеспечения;

     На практике, госкредит   реализуется  посредством беззакладных  займов  так как государство   бесспорно является  надежным  заемщиком (но к сожалению финансовый кризис 1998г. показал обратное).

      5.  По уровню  эмитента госзаймы  могут быть  подразделены на федеральные,  региональные, местные. 

      6.  По форме  выплаты  дохода  госзаймы  могут  быть следующих видов:

  • процентные займы – доход по ним устанавливается  в виде фиксированного процента от  номинала - этот тип  займа  является основным так как  основная часть долга  размещена в нем;
  • дисконтные займы  - доход по ним  инвестор  получает за счет  приобретения долговых  обязательств  со скидкой – дисконтом, которая позволяет оценить  будущую стоимость  по  состоянию  “на сегодня”. В ставку  дисконтирования  включается инфляция, риски, желаемая  норма  прибыли.  В последующем займы погашаются  по  номинальной  стоимости  по  окончании срока,  на который средства были  предоставлены заемщику;
  • выигрышные  займы – доход, по ним  осуществляется на основе  тиражей выигрыша, такие займы не  предоставляют гарантируемого  дохода;
  • индексационные займы – доход, по ним  выплачивается по средством  индексации  номинальной  стоимости  первоначально  приобретенных   инвестором ценных  бумаг.

     7. По  направлениям  использования  заемных средств,  займы могут  быть:

  • целевые – используются  для  формирования  конкретных программ, для реализации  которых  они  размещаются;
  • нецелевые  - могут быть  направлены  на покрытие  текущих  бюджетных расходов.

Управление  государственным  долгом

    Существование  государственного долга  подразумевает   обязанность  государства   по его  управлению.  Под управлением  госдолгом  понимают  совокупность   действий  государства  в лице  его   уполномоченных  органов    по  регулированию  величины  структуры  и   стоимости  обслуживания  госдолга..

    Цель управления госдолгом   заключается  в  нахождении  оптимального  соотношения  между  потребностями  государства  в  дополнительных  финансовых  ресурсах  и  затратами  по  их  привлечению  и  погашению.

    В основу  управления  госдолгом  положены  следующие  принципы:

  1. Принцип безусловности – обеспечение  точного и  своевременного  выполнения  обязательств  государства  перед  инвесторами  и  кредиторами  без  выставления  дополнительных условий.
  2. Принцип  единства  учета – учет в процессе  управления  госдолгом всех видов  ценных бумаг,  эмитированных  федеральными  органами власти,  органами власти   субъектов  федерации и  органами  местного   самоуправления.
  3. Принцип  единства  долговой  политики – обеспечение  единого  подхода  в  политике  управления  госдолгом  со  стороны  федерального  центра  по  отношению  к  субъектам  федерации  и муниципальным  образованьям.
  4. Принцип снижения  рисков – разработка  мер  позволяющих  уменьшить  риски  кредиторов  и  риски  инвесторов.
  5. Принцип  оптимальности – создание  такой  структуры  госзаймов,   при  которой  выполнение  обязательств  по  ним  было  бы  сопряжено   с  минимальными  затратами  и  минимальным  риском..

    Управление  госдолгом   в  широком  смысле  предполагает  формирование  политики  в   отношении него. Госдолг не  должен  превышать  в  структуре   расходов  федерального  бюджета  20%.

    В  структуре  расходов  федерального  бюджета  России  госдолг  составлял : 1999г. - 28,7%, 2004г. – 10%,2005г.- 8,1%, 2006г. -  4,3%, 2007г. - 2.87%,  2008г. – 2,9%. 

      Управление государственным  долгом осуществляется с помощью следующих методов:

  1. Рефинансирование - погашение части госдолга  за  счет  вновь привлеченных  средств.
  2. Конверсия - изменение доходности  займа.
  3. Консолидация - превращение части имеющейся задолженности в новую,  с более длительным сроком  погашения.
  4. Новация - соглашение  между   государством-заемщиком и кредиторами по  замене  обязательств  в рамках  одного  и того  же  кредитного  договора.
  5. Унификация - решение государства об  объединении нескольких   ранее выпущенных  займов.
  6. Отсрочка - консолидация  при одновременном отказе  государства от  выплаты дохода  по  займам.
  7. Дефолт - отказ государства от  уплаты  государственного долга.

     Создание  Стабилизационного фонда (2004г.)  в России позволило с 2005г.  проводить активную политику досрочного погашения внешнего государственного долга и снизить долговую нагрузку на бюджет. Госдолг по состоянию на октябрь 2008г. составил: внешний - 40 млрд. долларов, внутренний  - 45.3 млрд. долларов

 

 

     Вопросы  для самопроверки

    1. Какие формы кредита существуют?
    2. Роль государственного кредита в международных отношениях?
    3. Причины возникновения государственного долга.
    4. Как проявляется влияние государственного кредита на кредитную политику коммерческих банков?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Финансы и кредит