Финансово-правовое регулирование государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:09, реферат

Краткое описание

Государственный кредит и его регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики.
Государственный кредит, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики.

Оглавление

Введение
1. Сущность государственного кредита
2. Функции государственного кредита
3. Финансово-правовое регулирование государственного кредита
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ЮРИ-ФИЛИАЛ «РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 
 
 

     Реферат на тему:

     «Финансово-правовое регулирование государственного кредита»  
 

     Выполнила студентка

     4 курса 545 группы

     Щурова  К.Э.

     Проверила:

     Крутова С.Г. 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону,

2011 год. 
Содержание
 

Введение

1. Сущность  государственного кредита

2. Функции государственного кредита

3. Финансово-правовое регулирование государственного кредита

Заключение

Список  использованной литературы

 

      Введение 

     Государственный кредит и его регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных  проблем для современной российской экономики.

     Государственный кредит, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.

     Особое  значение в современных условиях приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности. Одним  из таких источников, наряду с налогами и иными доходами, являются государственные заимствования. Государственные заимствования являются важнейшим инструментом экономической политики государства, формирующим государственный долг. Государственное кредитование также активно используется в качестве инструмента регулирования экономики с целью поддержания тех или иных отраслей экономики, регионов, в некоторых случаях отдельных социально значимых предприятий и фирм. Использование международного кредита носит политический характер и служит обеспечению экономических и политических интересов России в современном мире. В этой связи необходимость рассмотрения и анализа государственного кредитования, которое оказывает непосредственное влияние на экономическое развитие страны, имеет важное значение.  
 

     1. Сущность государственного кредита 

     С начала проведения в России экономических  реформ отмечается бурное развитие финансово-правового  института государственного кредита. Государственный кредит является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Несмотря на то, что государственный долг по настоящее время является одной из наиболее спорных проблем в экономике, мировая практика показывает, что все современные государства, независимо от уровня их экономического развития, активно используют долговые инструменты в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Соответственно, сопряженные с этим явления экономической жизни подвергаются обширному и сложному правовому регулированию.

     В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. «Традиционно роль государственного кредита всегда заключалась в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета. С развитием рыночной экономики в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения».

     Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, на ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

     Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для  решения проблем достижения баланса  бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.

     В условиях развитых товарно-денежных отношений  государство может привлекать к  покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

     Принимая  во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется  отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в  нашей экономике. От состояния в  этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене. 

    1. Функции государственного кредита
 

     Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита:

     наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной  сделки;

     аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности  и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);

     возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных  отношениях.

     Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит).

     Принципы  срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным и  банковским кредитом имеются существенные различия.

     Основная, особенность государственного кредита  заключается в непроизводительном использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при таком кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита. Средствами для погашения процентов за пользование государственным и муниципальным кредитом служат либо налоги, либо новые займы. К. Маркс называл государственный кредит антиципированными (взятыми заранее) налогами.

     Характерной чертой банковского кредита является производительное использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. В отношениях банковского кредита участвуют две стороны: банк — в роли кредитора (заимодавца), юридические и физические лица — в роли заемщиков. При государственном кредите заемщиком, как правило, всегда является государство.

     Если  отношения банковского кредита  имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, относящегося к объекту гражданско-правовых отношений, то результатом госкредитных операций выступает внутренний государственный  долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.

     Представители финансово-правовой науки дореволюционной  России (М.Ф. Орлов, М.И. Слуцкий, Л.В. Ходский, А. Тарасов, В. Яроцкий, А. Исаев, Е. Ламанский, и др.) выделяли и другие, актуальные и сейчас различия между государственным и банковским кредитом. Эти различия заключаются в следующем:

     1. В отношениях по государственному  кредиту всегда имеется верховенство  государства, несмотря на то, что  государство является заемщиком  (должником), а не кредитором. При  банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает всей полнотой прав по применению мер принуждения, предоставляемых ему законом в случае неисправности должника.

     2. Учитывая особую роль государства,  оно заключает долгосрочные займы  без обеспечения их каким-либо залогом, тогда как при заключении договоров долгосрочных банковских ссуд необходимо предоставление залога.

     3. При банковском кредите договор  банковской ссуды заключается,  как и любой гражданско-правовой  договор, на условиях равенства  сторон. Применение принципа диспозитивности, в регулировании отношений по банковскому кредиту абсолютно несовместимо с элементом принуждения при заключении кредитной сделки. При государственном же кредите принуждение «имеет иногда место при заключении займа».

     Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы).

     Формирование  посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

     Кредиторами выступают физические и юридические  лица, заемщиком – государство  в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.

     В последнее время государство  в отношениях по госкредиту выступает  в роли не только заемщика, но и кредитора. Так, государство на безвозмездных  либо льготных условиях предоставляет  казначейские ссуды предприятиям, учреждениям, организациям, деятельность которых имеет важное значение для всего общества в целом, либо в целях стабилизации экономики страны.

     Итак, государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. 

    1. Финансово-правовое регулирование государственного кредита
 

     Финансово-правовое регулирование государственного кредита характеризуется усилением его взаимосвязи с другими институтами и подотраслями финансового права. Это очевидно в отношении бюджетного и банковского права, правового регулирования? валютных отношений, денежного обращения, безналичных расчетов. Одновременно усиливается взаимосвязь государственного кредита с конституционным, гражданским, международным правом. Это позволяет сделать вывод о межотраслевом, комплексном характере правового регулирования государственного кредита в рамках российской системы права.

Информация о работе Финансово-правовое регулирование государственного кредита