Финансово-правовое регулирование государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:09, реферат

Краткое описание

Государственный кредит и его регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики.
Государственный кредит, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики.

Оглавление

Введение
1. Сущность государственного кредита
2. Функции государственного кредита
3. Финансово-правовое регулирование государственного кредита
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

       Правовое регулирование государственных внешних ценных бумаг, выпускаемых Российской Федерацией, во многом связано с нормами международного частного права, а также обычаями делового оборота иностранных фондовых бирж. Вместе с тем, общего внутреннего правового регулирования указанных ценных бумаг на сегодняшний день нет.

     Кроме того, в связи с тем, что в  настоящее время происходит процесс  активного вовлечения еврооблигаций  в государственную долговую политику, на законодательном уровне необходимо закрепить нормы, которые позволят активно использовать облигации внешних облигационных займов на внутреннем фондовом рынке, что, в конечном счете, будет способствовать аккумуляции дополнительных средств в бюджет.

     Привлечение заемных средств в форме ценных бумаг способствует проведению денежно-кредитной политики, которая в соответствии с законодательством осуществляется Центральным Банком Российской Федерации путем проведения операций на открытом рынке. К таким операциям относятся, например, операции ломбардного кредитования, операции с обратным выкупом — РЕПО. Единое нормативно-правовое регулирование подобного рода сделок в настоящее время практически отсутствует, за исключением нескольких нормативных актов Банка России. В то же время в связи с активным использованием подобного рода операций на практике, на законодательном уровне необходимо закрепить общие принципы и механизмы их совершения.

     В целях компенсации понесенных расходов федерального бюджета по исполнению  обязательства получателя государственной гарантии в Бюджетном кодексе Российской Федерации необходимо закрепить норму, обязывающую гаранта (Российскую Федерацию) предъявлять регрессные требования к получателю гарантии по возмещению уплаченных сумм. Отсутствие предлагаемой нормы приводит тому, что предоставляемая* государственная гарантия фактически является формой финансирования, целей, которые не запланированы в расходной части соответствующего бюджета.

     В рамках государственного кредитования как отдельного института произошло  оформление двух групп отношений: отношений, ведущих к формированию внешних долговых активов Российской Федерации, и отношений по формированию внутренних долговых активов Российской. Федерации, основными критериями, разграничения которых являются субъект - заемщик бюджетных средств и валюта кредита.

     В виду отсутствия в современный период легального определения понятия  «управление госдолгом» на законодательном  уровне необходимо закрепить данную основную категорию государственного кредита, конкретизировав ее применительно  к активному и пассивному, внешнему и внутреннему долгу.

     В связи с активным вовлечением  в долговую политику «новых» инструментов управления госдолгом и отсутствием  их законодательного регулирования, необходимо на уровне закона закрепить «новые»  способы управления, а также определить цели и условия их применения.

     В целях совершенствования системы  управления долгом в части учета  и регистрации государственных  заимствований Правительству Российской Федерации во исполнение статьи 121 Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимо разработать нормативный акт, в котором должны быть определены состав, порядок и сроки предоставления информации для внесения в Долговую книгу соответствующими органами власти. Отсутствие в настоящее время данного нормативно-правового акта ведет к тому, что информация в долговую книгу предоставляется не по мере возникновения обязательств, а также в объеме, который затрудняет объективный учет и регистрацию. 

 

      Заключение 

     Назначение  государственного кредита проявляется  в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо, мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

     Но  оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что  мобилизуемые с его помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества. 

 

      Список использованной литературы 

1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.11.2011).

2. "Гражданский  кодекс Российской Федерации  (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011).

3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 2007.

4. Борисов Е. Ф., Экономическая теория: курс лекций для студентов высших учебных заведений, Москва: Общество «Знание» России,2006.

5. Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М.: Финансы и статистика, 2004.

6. Дадашев А.З. Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: ИНФРА-М, 2007.

7. Дадашев В. Финансовая система России. М.: Инфра-М, 2007.

8. Кредиты. Инвестиции. - М.: «Приор», 2005.

9. Теория финансов /Общ.ред Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Минск: “Высшая школа”, 2007.

10. Финансовое право /Отв. ред. Н.И. Химичева.— М.: Юристъ, 2006.

11. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2003.

12. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.

13. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2004.

Информация о работе Финансово-правовое регулирование государственного кредита