Финансово-хозяйственная деятельность руководителя учреждения образования. Законодательная база финансово-хозяйственной деятельности р

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 02:39, дипломная работа

Краткое описание

Бюджетные организации являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и другие.

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Аннотация стр. 3
2. Введение стр. 4
3. Финансовый менеджмент стр. 6
4. Общие принципы финансирования профессионально-
технических учебных заведений города Минска стр. 9
5. Механизм внебюджетного финансировании
Минского государственного ПТУ № 31 стр. 11
6. Смета расходов УО «Минское государственное
ПТУ№31» на 2006 год стр. 15
7. Законодательная база финансово-хозяйственной
деятельности стр. 16
8. Заключение стр. 18
9. Список использованных источников стр. 19
10.Приложения

Файлы: 1 файл

7.docx

— 40.58 Кб (Скачать)

      Рассматривая  финансовый менеджмент в училище, необходимо учитывать, что финансы не являются главной целью училища, и успешный финансовый менеджмент – всего лишь инструмент для решения образовательных задач.

      Исходя  из этого процесс изучения и освоения финансового менеджмента директора учреждения образования можно построить по принципу дидактической спирали: управление финансами(1)—управление с помощью финансов—управление финансами(2).

      На  первом уровне  решаются вопросы, связанные  с непосредственными обязанностями  директора учреждения образования. То есть тот круг вопросов, необходимость  решать которые диктуется самим  положением директора. Такой режим  работы можно назвать режимом  функционирования. На этом уровне директор должен решать вопросы по управлению финансами, должен знать основные финансовые документы, баланс образовательного учреждения., бюджетную классификацию, статьи расходов, внебюджетную деятельность, отчетность и контроль.

      На  втором уровне (управление с помощью  финансов) осуществляется переход к  использованию финансовых рычагов  для управления учреждением образования  и достижения необходимых результатов. Такой режим работы в сфере  финансового менеджмента можно  назвать режимом развития. В таком режиме работы директор должен прорабатывать следующие вопросы: определять приоритеты ( краткосрочные и долгосрочные), владеть вопросами инвестирования включая инвестирование в инновационную деятельность), материальное стимулирование как инструмент поддержки инновационной деятельности членов коллектива, необходимые условия управления с помощью финансов.

      В перспективе в области финансового  менеджмента хотелось бы достичь  третьего уровня, то есть управления финансами, но уже на качественно новом уровне. Задачи первого уровня в этом случае рассматриваются как технические. Директор учреждения образования должен работать на стратегическом уровне финансового менеджмента, осуществлять долгосрочное планирование, баланс учреждения должен рассматриваться как инструмент управления, должен иметь организационные структуры финансового менеджмента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Общие принципы финансирования профессионально-технических учебных заведений города Минска 

      Финансовая  деятельность  состоит в получении, организации движения и использовании  финансовых ресурсов. В настоящее  время профессионально-технические учебные заведения в системе образования финансируются двумя способами:

      - за счет средств бюджета;

      - за счет средств от приносящей  доходы внебюджетной деятельности учреждения.

      Механизм  бюджетного финансирования.

      Профессионально-технические  учебные заведения в Республике Беларусь финансируются из средств  местных бюджетов (городских или  районных). Затраты на содержание профессионально-технических учебных заведений складываются из двух основных составляющих: заработная плата и материально-техническое обеспечение. Порядок расчета и размер заработной платы отдельным категориям работников, а также стоимость основных услуг по материально-техническому обеспечению устанавливается правительством.

      Минское государственное ПТУ №31 монтажных и специальных строительных работ находится в подчинении Комитета по образованию Мингорисполкома. Средства на содержание училища поступают из местного бюджета. Комитет по образованию имеет структуры для осуществления финансового управления (бухгалтерия, экономический отдел и т. д.). Они производят постатейное планирование расходов (смета расходов) для каждого училища исходя из статей бюджетной классификации и на основе информации, определяющей уровень необходимых затрат, которую предоставляет директор училища (штатное расписание и фонд заработной платы, объемы и стоимость коммунальных услуг, потребности в оборудовании, оплата питания и т.п.). Бухгалтерия училища производит необходимые для ПТУ финансовые операции (расчет и выдачу зарплаты, оплату по счетам и т.д.)

      Принципы  бюджетного финансирования. Расходы на заработную плату сотрудников училища определяются штатным расписанием (приложение 3), которое утверждается как минимум один раз в год и может корректироваться  в течение года. Количество ставок преподавателей и мастеров производственного обучения в штатном расписании определяется количеством групп в училище. Количество ставок обслуживающего персонала рассчитывается по нормативам в зависимости от площади здания, наличия тех или иных объектов, нуждающихся в обслуживании. Категорийность ставок, влияющая на уровень оплаты, определяется уровнем квалификации конкретных сотрудников, работающих на данный момент в училище. Премиальный фонд определяется как фиксированный процент от фонда оплаты труда.

      Затраты на материально-техническое обеспечение (оплата коммунальных услуг, содержание здания и т.п.) рассчитываются исходя из реальных потребностей для училища. Т.е. зависят от размера здания, сложившихся объемов потребления электроэнергии, тепла, воды и т.п.

      Таким образом, можно сказать, что на объем  бюджетного финансирования училища  основное влияние оказывают три  фактора: количество групп, размеры  здания училища и организация производственной деятельности в мастерских. Естественно, что для некоторых учебных заведений существенную роль могут играть и другие факторы. Например, наличие общежития, столовой и т.п.

      Отметим, что приведенные выше принципы бюджетного финансирования имеют ряд недостатков. Основным из них является то, что  объем финансирования не зависит  от результатов работы училища и, значит, не стимулирует директора и коллектив училища к развитию, повышению эффективности своей работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Механизм  внебюджетного финансирования

                                 Минского государственного ПТУ№31

      У различных учреждений образования  источники внебюджетных средств  могут быть различными. Если для  школы это в основном оказание платных  образовательных услуг, то для профессионально-технических  училищ характерны и другие источники внебюджетных средств. Хотелось бы привести пример внебюджетного финансирования УО «Минское государственное профессионально-техническое училище №31 специальных строительных и монтажных работ». Смета внебюджетной деятельности прилагается (приложение 1).

      Училище работает по различным направлениям:

    1. Оказание платных образовательных услуг:
    • подготовка водителей категорий «В» и «В» и «С»;
    • подготовка рабочих по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей»;
    • подготовка квалифицированных рабочих по профессии «Стропальщик» для базовых предприятий.
    1. Изготовление продукции в мастерских училища для предприятий города и граждан.
    1. Доходы от производственного обучения и производственной практики учащихся на предприятиях города.
    2. Доходы от аренды автодрома, имеющегося на территории училища.
    3. Оказание платных услуг по грузоперевозкам.
    4. Оказание услуг по медицинской деятельности: освидетельствование водителей на допуск к работе.
    5. Средства от сдачи металлолома, макулатуры.

        Вот такие семь направлений  внебюджетной деятельности реализуются  в училище.

      В настоящее время практически  все виды деятельности лицензируются  и, чтобы открыть оказание услуг, необходима большая подготовительная работа и финансовые вливания.

      Подготовку  водителей курирует подразделение  Министерства транспорта и коммуникаций БелНИИТ «Транстехника». Требования к подготовке очень жесткие и по подбору кадров, и по оснащению учебного процесса автомобилями, учебными кабинетами, учебными пособиями ит.д. На подготовку водителей требуется получить сертификат и подтверждать его соответствие ежегодно.

      Подготовку  стропальщиков курирует «Проматомнадзор». Они контролируют кадровый состав училища, согласовывают учебные планы  и программы подготовки, обязательно присутствуют на экзаменах.

      Училище сумело получить лицензию на медицинскую  деятельность, чтобы сэкономить средства училища.

      В отдельные дни из гаража выезжают до двенадцати автомобилей и все  водители должны пройти медицинское  освидетельствование на допуск к  работе. Осмотр одного человека в поликлинике  стоит 1600 белорусских рублей. Поэтому  методике освидетельствования на допуск к работе водителей механических транспортных средств был обучен фельдшер училища, принят на работу врач-нарколог. Сейчас училище может оказывать услуги другим организациям и, соответственно, зарабатывать средства. Стоимость услуг определяется на основе калькуляции.

      В калькуляции учитываются затраты, расходы на уплату налогов и других платежей в бюджет. Все затраты, включая  оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения, производятся в соответствии с устанавливаемыми правительством расценками.

      Планируемая прибыль определяется уровнем рентабельности, предельные размеры которой также  ограничиваются правительством.

      В настоящее время подготовка водителей  практически не дает прибыли, так  как в январе 2006 года правительством установлены фиксированные цены на подготовку.

      За  это время горючее подорожало на 400 белорусских рублей за литр, подорожали запчасти, выросла зарплата. Это, безусловно, неблагоприятно сказывается на работе автошколы училища.

      После того, как образовательные услуги были оказаны, составляется смета расходов. Прибыль может быть использована в установленных правительством пропорциях на материальное стимулирование работников и развитие материально-технической  базы училища.

      Еще одним источником внебюджетных средств  может служить аренда помещений. Стоимость аренды. Правила сдачи  в аренду и расходование средств, полученных от аренды, устанавливаются  правительством. В настоящее время  училище сдает в аренду автодром, находящийся на территории училища.

      Определенную  долю внебюджетных средств приносит реализация продукции, изготавливаемой  в учебных мастерских училища. В  настоящее время очень трудно обстоит дело с заказами для мастерских училища, так как предприятия организовывают производство на своих базах.

      Еще один источник финансовых средств _ это  доходы от сдачи металлолома и  макулатуры. За 2006 год училище сдало 38 тонн металлолома и заработало около 4,5 миллионов белорусских рублей.

      Но, безусловно, основную часть внебюджетных средств училищу приносит доход  от заработной платы учащихся на предприятиях.

      Зарплата  учащихся распределяется следующим образом. 75% средств получают учащиеся на руки, а 25% средств остаются на счету училища.

      Оставшиеся 25% средств распределяются в следующих пропорциях.60 процентов средств направляется в фонд развития на приобретение оборудования, ремонт, закупку материалов, литературы, а 40 процентов направляется в фонд материального поощрения, которые можно использовать на премирование работников.

      При этом надо отметить, что училище  имеет два счета: бюджетный и  внебюджетный.

      В настоящее время доля внебюджетных средств в Минском государственном  ПТУ №31за 2006 год составляет 30 % от бюджетного финансирования.

      За  счет внебюджетных средств многие работники  училища имеют возможность увеличить  свою заработную плату прямо по месту  основной работы. Это и мастера  производственного обучения вождению, и преподаватели, мастера производственного  обучения по подготовке слесарей по ремонту автомобилей, по подготовке стропальщиков.

      Мастера производственного обучения групп, находящихся на производственной практике на предприятиях получают производственную премию в зависимости от заработанных учащимися сумм. Эти премии могут быть до 300 тысяч рублей. А это значительная прибавка к заработной плате.

      Из  внебюджетных средств зарплату получает примерно третья часть инженерно-педагогических работников училища.

Информация о работе Финансово-хозяйственная деятельность руководителя учреждения образования. Законодательная база финансово-хозяйственной деятельности р