Финансово-хозяйственная деятельность руководителя учреждения образования. Законодательная база финансово-хозяйственной деятельности р

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 02:39, дипломная работа

Краткое описание

Бюджетные организации являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и другие.

Оглавление

ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Аннотация стр. 3
2. Введение стр. 4
3. Финансовый менеджмент стр. 6
4. Общие принципы финансирования профессионально-
технических учебных заведений города Минска стр. 9
5. Механизм внебюджетного финансировании
Минского государственного ПТУ № 31 стр. 11
6. Смета расходов УО «Минское государственное
ПТУ№31» на 2006 год стр. 15
7. Законодательная база финансово-хозяйственной
деятельности стр. 16
8. Заключение стр. 18
9. Список использованных источников стр. 19
10.Приложения

Файлы: 1 файл

7.docx

— 40.58 Кб (Скачать)

Министерство  образования  Республики Беларусь 

Учреждение  образования «Минский городской  государственный

институт  повышения квалификации и переподготовки кадров образования» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ «Финансово-хозяйственная деятельность руководителя учреждения образования. Законодательная база финансово-хозяйственной деятельности руководителя учреждения образования» 
 
 

              Выполнил  Жук А.А., слушатель курсов повышения квалификации резерва руководителей учреждений образования г.Минска 

              Руководитель  Цыбулька А.А.,

              директор  МГПЛ № 1

                машиностроения                                                      
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Минск

2007

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

1. Аннотация        стр. 3

2. Введение         стр. 4

3. Финансовый менеджмент      стр. 6

4. Общие принципы финансирования профессионально-

    технических учебных заведений  города Минска  стр. 9

5. Механизм внебюджетного финансировании

   Минского государственного ПТУ № 31   стр. 11

6. Смета расходов  УО «Минское  государственное 

    ПТУ№31»  на 2006 год      стр. 15

7. Законодательная база финансово-хозяйственной

    деятельности        стр. 16 

8. Заключение        стр. 18

9. Список использованных источников    стр. 19  

10.Приложения  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

АННОТАЦИЯ

          В данной работе рассмотрены основные вопросы финансово-хозяйственной деятельности руководителя учреждения образования. Описаны проблемы, с которыми сталкивается в своей деятельности руководитель учреждения образования в современных экономических условиях и на современном этапе развития образования Республики Беларусь.

      Проанализированы  вопросы финансового менеджмента  в образовании, раскрыты общие принципы финансирования учреждений профессионально-технического образования города Минска.

      Раскрыта  процедура составления сметы  расходов профтехучилища.

      Подробно  описаны направления и особенности  внебюджетной деятельности Минского государственного ПТУ№31 монтажных и специальных  строительных работ.

      Отдельным списком приведены законодательные  и нормативные акты Республики Беларусь, которые регламентируют финансово-хозяйственную  деятельность учреждения образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Бюджетные организации являются важными субъектами производственных  и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и другие.

      Отрасли непроизводственной сферы формируют  так называемую социальную сферу. Они  являются проводниками социальной политики государства, формируют жизненный  уровень населения, обеспечивают воспроизводство человеческого капитала посредством оказания социальных услуг, развития социальной инфраструктуры.

      Давно доказано, что вложения в человеческий капитал являются самыми эффективными: благодаря воздействию на качество человеческого потенциала достигается  экономический прогресс, происходит социально-экономическое развитие страны.

      Следовательно, от финансового  обеспечения социальной сферы зависят результаты экономических  реформ.

      Размер  средств, направляемых в отрасли  непроизводственной сферы, определяется как потребностями общества в  их услугах, так и объемом, состоянием государственного бюджета, приоритетами социальной политики.

      Финансирование  бюджетных учреждений занимает основную долю в расходах бюджетов всех уровней, поскольку на их содержание требуются  значительные денежные средства. Однако, в связи с переходом национальной экономики к рыночной системе, сокращением  поступлений по всем статьям расходов бюджетов всех уровней, остро стоит  вопрос о правильном, целевом, рациональном использовании имеющихся бюджетных  средств.

      Кроме того, ужесточение требований, которые предъявляются в современных условиях к деятельности бюджетных учреждений, ориентация оценки их деятельности на конечный результат обуславливают необходимость повышения эффективности управления хозяйственной деятельностью учреждений, в том числе учреждений образования.

      Большие возможности в решении этой задачи заложены в широком использовании  в практике управления учреждением, в том числе учреждением образования  экономического анализа, т.е. финансового   анализа хозяйственной деятельности учреждения образования.

      Это является действенным способом активного  влияния на развитие учреждений образования  в соответствии с требованиями экономических  законов.

      В настоящее время проблема финансового менеджмента в учреждениях образования Республики Беларусь разработана недостаточно. Директора учреждений образования в большинстве своем педагоги, экономическое образование которых закончилось при изучении курса политэкономии в высших учебных заведениях, поэтому знание вопросов финансово-хозяйственной деятельности директором учреждения образования очень важно для успешного финансового менеджмента. Деятельность директора в современной ситуации значительно отличается от деятельности директора даже десятилетней давности. Круг вопросов, которые необходимо решать директору, значительно расширился и от правильных действий руководителя зачастую зависит успех работы всего коллектива учреждения образования.

      Работу  учреждения образования в области  финансово- хозяйственной деятельности регламентирует большое количество нормативных документов. Только в  области оплаты труда действуют  более 60 законодательных актов. Поэтому возрастает роль финансового менеджмента в области образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Финансовый  менеджмент

      От  современного директора профессионально-технического учебного заведения требуется обеспечить функционирование училища не только как образовательного учреждения, но и как субъекта экономических отношений в обществе. Таким образом, жизнь предъявляет все более высокие требования к финансовой компетентности директора учебного заведения, умению эффективно использовать бюджетные и внебюджетные источники финансирования, знать и грамотно применять действующие механизмы финансирования образовательных учреждений, использовать финансовые рычаги для управления коллективом училища. Он должен знать правила маркетинга на рынке образовательных услуг и уметь делать анализ этого рынка.

      Анализируя  финансовую и хозяйственную деятельность организаций, которые финансируются  из бюджета, руководителям необходимо принимать во внимание целый ряд  факторов.

      1) Учреждения образования расходуют государственные средства по целевому назначению, что предопределяет строгое соблюдение финансовой дисциплины.

      Основным  плановым финансовым документом, в  котором отражаются объем, целевое  направление и поквартальное  распределение средств. Выделяемых из бюджета на содержание учреждения, является смета расходов. Зафиксированные  в смете ассигнования являются максимально  допустимыми, расход сверх этих сумм не допускается.

      Выделяемое  финансирование и экономное расходование средств учреждения  образования  во многом определяется своевременным  утверждением сметы и точностью  расчетов, содержащихся в ней показателей.

      Большое значение имеет поквартальное распределение  утвержденных по смете ассигнований, а также учет вносимых в смету  изменений. Предусмотрена поквартальная  корректировка сметы в связи  с инфляцией.

      2) Новая система исполнения бюджетов по расходам предусматривает финансирование расходов распорядителей средств со счетов территориальных органов государственного казначейства. В результате этого расходы учреждений образования производятся, как правило, без зачисления бюджетных средств на их счета в учреждениях банков путем непосредственного перечисления на счета поставщиков товаров (работ, услуг) и других получателей средств. Исключением являются расходы распорядителей средств, осуществляемые в форме наличных выплат (заработная плата, стипендии и т.д.)

      В ходе финансирования систематически контролируется правильность использования выделенных по смете ассигнований. Рассматриваются  месячные и квартальные планы, поскольку  выполнение плана по штатам и контингентам и освоение ранее перечисленных  средств может быть выявлено на основе этих отчетов.

      Оплата  счетов через территориальные органы государственного казначейства, безусловно, дисциплинирует руководителя, так как  оно выступает своеобразным органом  контроля.

      Но, с другой стороны, сроки проплаты за товары (работы, услуги) иногда удлиняются до месяца. В результате возникают проблемы с получением выписанных товаров согласно  договоров. Товар может быть уже распродан.

      3) Финансовое положение учреждений образования, состояние их расчетов с кредиторами и дебиторами в значительной мере зависят не от количества и качества услуг, а от своевременности и полноты выделения средств из бюджета.

      Рассматривая  деятельность учреждений профессионально-технического образования, можно отметить, что  главным показателем результативности деятельности является востребованность выпускников на рынке труда.

      Если  все выпускники трудоустроились  и нет замечаний по их квалификации, то и финансирование таких учреждений можно увеличить.

      А если выпускники не востребованы и  руководитель училища не предпринимает  мер по изменению номенклатуры подготавливаемых профессий, то и финансирование таких  заведений можно уменьшать, чтобы  не расходовать впустую бюджетные  средства.

      4) В ходе осуществления своей хозяйственной деятельности учреждения образования вынуждены расходовать государственные средства согласно установленной смете расходов в соответствии с бюджетной классификацией.

      Это отрицательно сказывается на гибкости экономического управления, возможностях оперативного маневрирования в условиях быстро меняющихся условий хозяйствования. Даже зарабатываемые внебюджетные средства приходится распределять и тратить  в соответствии с требованиями существующей бюджетной классификации.

      5) При финансировании учреждений профессионально- технического образования учитываются следующие показатели—прием, отчисления учащихся, выпуск квалифицированных рабочих, количество учащихся на начало и конец учебного года, их среднегодовая численность, объем нагрузки преподавателей, количество групп, затраты на подготовку учащихся.

      Особенность экономики образования состоит  в необходимости рациональной организации  работы образовательных учреждений в условиях дефицита ресурсов, достижения высоких конечных результатов (нового качества образования и развития новой сферы образовательных  услуг) с минимальными затратами.

      Очевидно, что старые «распределительные»  принципы финансирования образовательных  учреждений не развивают инициативу руководителей, не мотивируют их на организацию работы образовательного учреждения по формированию собственной экономической стратегии в соответствии с общими задачами образования и тем самым не работают на создание конкурентной среды города (района), на развитие образования в целом.

Информация о работе Финансово-хозяйственная деятельность руководителя учреждения образования. Законодательная база финансово-хозяйственной деятельности р