Финансовое обеспечение, регулирование и стимулирование инвестиций в реальном секторе экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение комплекса теоретических и практических вопросов, связанных с финансовым обеспечением, регулированием и стимулированием инвестиций в реальном секторе экономики.
Достижение этой цели требует постановки и решения следующих задач, определяющих логику курсовой работы и её внутреннюю структуру:
рассмотреть инвестиции как экономическую категорию, выявить её сущностные характеристики, определить место и роль реальных инвестиций в системе инвестирования;
представить классификацию инвестиций и инвесторов;
изучить и проанализировать основные источники финансирования инвестиций в реальном секторе экономики;
рассмотреть формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;
проанализировать состав и структуру инвестиций в реальный сектор экономики РФ;
рассмотреть и проанализировать современную инвестиционную политику РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


6
1.1. Инвестиции как экономическая категория и их роль в развитии макро- и микроэкономики………………………………………….

6
1.3. Классификация инвесторов и инвестиций………………………...

11
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

20
2.1. Сущность и классификация источников финансирования инвестиций………………………………………………………………..

20
2.2. Собственные источники финансирования инвестиций предприятий…………………………………………………………………..

33
2.3. Заемные источники финансирования инвестиций предприятий...
36
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

47
3.1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности…………………………………………………

47
3.2. Государственная инвестиционная политика………………………
50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. 65

Файлы: 1 файл

готовая.docx

— 157.64 Кб (Скачать)

- при ликвидации фирмы владельцы  облигаций имеют первоочередное  по сравнению с держателями  акций право на возврат вложенных  средств.

К основным недостаткам вложений в  облигации можно отнести:

- менее высокую, как правило,  доходность облигаций по сравнению  с акциями; 

- владение облигациями не предоставляет  права на участие в управлении  компанией. 

Далее рассмотрим привлечение средств  через кредитный рынок.

Доля долгосрочного заемного капитала в инвестиционно-финансовых ресурсах фирм и корпораций развитых стран  составляет от 25 до 60%. Среди заемных  источников финансирования инвестиционной деятельности главную роль играют кредиты  банков. Привлечение кредитов банка  зачастую рассматривается как лучший метод внешнего финансирования инвестиций, если предприятие не может удовлетворить  свои потребности за счет собственных  средств и эмиссии ценных бумаг.

Экономический интерес в использовании  кредита связан с эффектом финансового  рычага. Известно, что предприятия, использующие только собственные средства, ограничивают их рентабельность величиной, равной примерно двум третям экономической  рентабельности. Предприятие, использующее заемные средства, может увеличить  рентабельность собственных средств  в зависимости от соотношения  собственных и заемных средств  в пассиве баланса и стоимости  заемных средств. Инвестиционный кредит выступает как разновидность  банковского кредита (как правило, долгосрочного), направленного на инвестиционные цели. Кредит выдается при соблюдении основных принципов кредитования: возвратности, срочности, платности, обеспеченности, целевого использования. Получение  долгосрочной банковской ссуды имеет  ряд преимуществ перед выпуском облигаций, к ним, в частности, можно  отнести:

- более гибкую схему финансирования, так как условия предоставления  кредита при получении банковской  ссуды могут динамично изменяться  в соответствии с потребностями  заемщика;

- возможность выигрыша на разнице  процентных ставок;

- отсутствие затрат, связанных  с регистрацией и размещением  ценных бумаг.

Кредитный метод инвестирования предполагает наличие взаимосвязи между фактической  окупаемостью вложений и возвратом  кредита в сроки, определенные договором. Кредит позволяет сразу начать осуществление  инвестиционного проекта, так как, по существу, означает перенос оплаты основной суммы долга на определенный срок. Источником возврата инвестиционных кредитов и уплаты процентов по ним  должна выступать дополнительная прибыль  от кредитуемого мероприятия.

Основой кредитных отношений банка  с заемщиками при выдаче банковских ссуд является кредитный договор, который  регламентирует конкретные условия  и порядок предоставления кредита. Как правило, оформление инвестиционных кредитов сопровождается предоставлением  технико-экономического обоснования  или бизнес-плана. Для получения  долгосрочного кредита заемщик  должен указать целевое назначение кредита, привести расчеты предполагаемых затрат (смету расходов), ожидаемых  доходов клиента от реализации кредитуемого мероприятия, эффективности ссуды  и реальных сроков ее окупаемости, предоставить гарантии возврата кредита. В пакете документов должны быть ссылки на договоры, контракты с поставщиками с указанием  объемов, стоимости, сроков поставок, а  также договоры с покупателями или  заявки от покупателей с указанием  объемов стоимости и сроков поставок.13

На основе изучения представленных документов, а также собственной  информации о заемщике банк осуществляет анализ его кредитоспособности и  платежеспособности, форм обеспечения  возвратности кредита и при получении  положительных результатов заключает  с заемщиком кредитное соглашение (договор). В кредитном договоре отражаются: цель получения ссуды, вид кредита, его срок и размеры, величина процентной ставки, вид обеспечения кредита, порядок предоставления и погашения  кредита, права, обязанности и ответственность  банка и заемщика, дополнительные условия по соглашению кредитора  и заемщика.

Количественные границы кредита  определяются, с одной стороны, заинтересованностью  заемщика в использовании кредита, а с другой - наличием возможности  у заемщика погасить ссуду и проценты по ней в обусловленные сроки. Процентные ставки по долгосрочным кредитам могут быть фиксированными и плавающими. Фиксированная ставка остается неизменной в течение всего периода ссуды, а плавающая периодически пересматривается в зависимости от условий рынка, изменения официального индекса  инфляции и других обстоятельств. Как  правило, по мелким ссудам процентная ставка устанавливается на весь срок договора, по крупным ссудам применяется  плавающая ставка процента.

При определении процентной ставки по долгосрочным кредитам учитывается  целый ряд факторов: средневзвешенная стоимость привлечения ресурсов, степень риска, срок погашения ссуды, расходы по оформлению ссуды и  контролю за ее погашением (анализ кредитоспособности, периодическая проверка залога и  др.), средний уровень процентных ставок на рынке кредитных ресурсов, характер отношений между банком и заемщиком, норма прибыли, которая  может быть получена при инвестировании в альтернативные активы.

Формы предоставления инвестиционного  кредита могут быть различными. Наиболее часто используются: срочные ссуды  и возобновляемые ссуды, конвертируемые в срочные, кредитные линии.14 Срочные ссуды представляют собой ссуды, выдаваемые под определенную целевую потребность в средствах на конкретный срок. Возобновляемые ссуды, конвертируемые в срочные, предполагают автоматическое предоставление и погашение кредита в рамках определенного лимита и периода времени (2-3 года) с последующим переоформлением в срочные ссуды.

Кредитная линия открывается, как  правило, надежным заемщикам. При выдаче кредита путем открытия кредитной  линии заемщик получает право  в течение срока ее действия пользоваться предоставляемыми банком средствами в  рамках установленного лимита. Кредитная  линия может быть невозобновляемой или возобновляемой. При оформлении инвестиционного кредита часто  используется целевая (рамочная) кредитная  линия, предполагающая предоставление средств на реализацию определенного  проекта. Важным условием выдачи кредита  является его обеспечение. Основными  видами обеспечения, применяемыми в  банковской практике, выступают: залог, поручительство, гарантия, страхование  кредитного риска.

Существует так же государственное  финансирование.

Государственное финансирование осуществляется чаще всего в рамках государственных  программ поддержки предпринимательства  на федеральном и региональном уровнях. Выделяют четыре основных вида государственного финансирования инвестиций: дотации  и гранты, долевое участие, прямое (целевое) кредитование, предоставление гарантий по кредитам.15 При финансировании путем предоставления грантов и дотаций денежные средства обычно выделяются под конкретный проект на безвозмездной основе.

Долевое участие государства предполагает, что оно через свои структуры  выступает в качестве долевого вкладчика, остальная часть необходимых  инвестиционных вложений осуществляется коммерческими структурами. Прямые (целевые) кредиты предоставляются, как правило, конкретному предприятию (или под определенный инвестиционный проект) на льготной основе. Вместе с  тем государство устанавливает  величину процентных ставок, срок и  порядок возврата кредита.

При предоставлении гарантий по кредитам предприятие получает кредит от коммерческой структуры, а правительство через  определенные институты выступает  гарантом возврата данного кредита, выплачивая сумму кредита в случае невыполнения своих обязательств предприятием.

Сделаем вывод по всему вышеперечисленному:

Заемный капитал характеризуется  следующими положительными особенностями:

-достаточно широкими возможностями  привлечения,особенно при высоком  кредитном рейтинге предприятия,наличии  залога или гарантии поручителя;

-обеспечением роста финансового  потенциала предприятия при необходимости  существенного расширения его  активов и возрастания темпов  роста объёма его хозяйственной  деятельности;

-более низкой стоимостью в  сравнении с собственным капиталом.

-способностью генерировать прирост  финансовой рентабельности.

В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки:

- использование этого капитала  генерирует наиболее опасные  инвестиционные риски в хозяйственной  деятельности предприятия – риск  снижения финансовой устойчивости  и потери платежеспособности. Уровень  этих рисков возрастает пропорционально  росту удельного веса использование  заемного капитала;

- активы, сформированные за счет  заемного капитала, генерируют меньшую  норму прибыли, которая снижается  на сумму выплачиваемого ссудного  процента во всех его формах;

-высокая зависимость стоимости  заемного капитала от колебаний  конъюнктуры финансового рынка.  В ряде случаев при снижении  средней ставки ссудного процента  на рынке использование ранее  полученных кредитов становится  предприятию невыгодным в связи  с наличием более дешевых альтернативных  источников кредитных ресурсов;

- сложность процедуры привлечения,  т.к. предоставление кредитных  ресурсов зависит от решения  других хозяйствующих субъектов,  требует в ряде случаев соответствующих  сторонних гарантий или залога (которые, как правило, предоставляются  на платной основе).

Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал имеет более  высокий финансовый потенциал своего развития и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства.

 

3. РЕГУЛИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ  ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

 

3.1. Формы и  методы государственного регулирования  инвестиционной деятельности.

 

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  РФ.

Основу российского законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:

- Общегражданское и хозяйственное  законодательство (ГК РФ, НК РФ, Земельный  кодекс РФ);

- Закон «Об инвестиционной деятельности  в РСФСР» от 26.06.1992 (в ред. от 19.07.2011);

- Закон РФ «Об инвестиционной  деятельности в РФ, осуществляемой  в форме капитальных вложений»  от 25.02.1999.(в ред. от 12.12.2011) Настоящий  Федеральный закон определяет  правовые и экономические основы  инвестиционной деятельности, осуществляемой  в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации,  а также устанавливает гарантии  равной защиты прав, интересов  и имущества субъектов инвестиционной  деятельности, осуществляемой в  форме капитальных вложений, независимо  от форм собственности.

- Закон РФ «Об иностранных  инвестициях в РФ» от 09.07.1999.(в  ред. от 06.12.2011). Настоящий Федеральный  закон определяет основные гарантии  прав иностранных инвесторов  на инвестиции и получаемые  от них доходы и прибыль,  условия предпринимательской деятельности  иностранных инвесторов на территории  Российской Федерации.

Данный закон направлен на привлечение  и эффективное использование  в экономике Российской Федерации  иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и  технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий  деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового  режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной  практике инвестиционного сотрудничества.

Рассмотрим  формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Существует  две основные формы регулирования:

1.)государственное  (законодательство);

2.)саморегулирование  (регулирование осуществляется посредством  некоммерческих организаций, объединённых профессионалов в данной области).

Рассмотрим  на представленной схеме формы регулирования  инвестиционной деятельности.( Рис.5)




 

 

 

 

 

 

Рис.5 Формы государственного регулирования  инвестиционной

деятельности.

 

Государство для выполнения своей функции  использует:

- экономические  (косвенные) методы;

- административные  методы.

В гл 3 ФЗ № 39 раскрываются формы и  методы государственного регулирования, порядок принятия решений а также  экспертиза инвестиционных проектов.В  соответствии со ст.11 ФЗ регулирование включает:

Информация о работе Финансовое обеспечение, регулирование и стимулирование инвестиций в реальном секторе экономики