Финансовая политика государства, ее развитие в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая политика — основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как специфических стоимостных отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию валового общественного продукта государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.
Во все времена главная цель финансовых отношений, определяющих их необходимость среди других общественных отношений, — обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса и прежде всего воспроизводства производительных сил, как необходимого условия жизнедеятельности, существования и развития как отдельного человека, так и общества в целом.

Оглавление

1.
Содержание финансовой политики.
3
2.
Финансовая политика на разных этапах развития экономики
10
3.
Основные приоритеты и направления финансовой политики в свете Бюджетного послания Президента Российской Федерации на 2008-2010 годы.
23

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСЫ.docx

— 53.81 Кб (Скачать)

Сформированы Резервный фонд, призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета и исполнение принятых расходных  обязательств в случае недостаточности  нефтегазовых доходов, и Фонд национального  благосостояния, ориентированный прежде всего на накопление финансовых средств для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы.

В целях обеспечения преемственности  и предсказуемости бюджетных  проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных  контрактов, формирования среднесрочных  ориентиров для бизнеса осуществляется переход всех бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации к  среднесрочному финансовому планированию; федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются  и утверждаются на 3-летний период.

2. Внедрение механизмов бюджетирования  по результатам.

Законодательно установлены нормы, направленные на повышение результативности бюджетных расходов.

В качестве новых бюджетных инструментов введены долгосрочные и ведомственные  целевые программы, государственные  и муниципальные задания, многолетние  государственные и муниципальные  контракты, упорядочены механизмы  планирования и осуществления бюджетных  инвестиций, созданы предпосылки  для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных  и муниципальных услуг.

Однако практическое внедрение  этих инструментов и механизмов неоправданно затянулось. Правительство Российской Федерации в установленные сроки  не утвердило порядки формирования, реализации и оценки эффективности  долгосрочных целевых программ, формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, формирования и финансового обеспечения государственного задания федеральным государственным учреждениям. Не создана в полном объёме нормативная и методическая база формирования и финансового обеспечения государственных заданий автономным учреждениям.

С 2008 года внедрена система мониторинга  качества финансового управления, осуществляемого  главными распорядителями средств  федерального бюджета.

В то же время переход к новой  организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы  сдерживается устаревшими законодательными нормами, регламентирующими осуществление  государственного и муниципального финансового контроля, ответственность  за нарушение бюджетного законодательства, а также сложившейся практикой  внесения изменений в утверждённые бюджеты, особенно в конце финансового  года.

3. Корректировка налогового законодательства.

С 2008 года в целях стимулирования инновационной деятельности установлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при передаче исключительных прав на основные виды интеллектуальной собственности. Предусмотрено также освобождение от уплаты этого налога научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ независимо от источников их оплаты. Введён повышающий коэффициент амортизации для основных средств, используемых исключительно для научно-технической деятельности.

В Налоговый кодекс Российской Федерации  внесены изменения, стимулирующие  более активное участие некоммерческих организаций в осуществлении  социальной деятельности.

Реформирована система налоговых  вычетов, предоставляемых физическим лицам. Введён новый вычет на сумму  отчислений на добровольное пенсионное страхование, а также объединены все социальные вычеты на образование  и здравоохранение с увеличением  предельной суммы единого вычета до 100 тыс. рублей.

4. Бюджетные расходы 

Бюджетные расходы в целом способствовали реализации приоритетов экономического и социального развития страны.

С 1 февраля 2008г. на 14 процентов увеличены  фонды оплаты труда федеральных  государственных учреждений, на 9 процентов  повышено денежное довольствие военнослужащих.

Была продолжена работа по повышению  уровня жизни пенсионеров. С 1 декабря 2007г. увеличен размер базовой части  трудовой пенсии на 300 рублей, с 1 августа 2008г. предусмотрена её индексация на 15 процентов. С 1 февраля 2008г. страховая  часть трудовой пенсии проиндексирована на 12 процентов, а с 1 апреля 2008г. –  еще на 7,5 процента.

В 2007 году существенно увеличены  размеры ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам и стоимость  набора предоставляемых им социальных услуг, размеры «детских» и других социальных пособий. Соответствующие  бюджетные ассигнования предусмотрены  и на 2008 год.

Реализованы решения, направленные на капитализацию институтов развития и финансовое обеспечение важнейших  инфраструктурных проектов.

Ряд значимых результатов был получен  в рамках приоритетных национальных проектов.

В сфере здравоохранения осуществлялись дополнительные денежные выплаты 690 тыс. медицинских работников первичного звена. Средняя заработная плата  врачей первичного звена в 2007 году достигла 22 тыс. рублей. Практически все амбулаторно-поликлинические  учреждения страны переоснащены современным  рентгенологическим, ультразвуковым и  эндоскопическим оборудованием, электрокардиографами, обновлено свыше 70 процентов парка  санитарного автотранспорта. В рамках программы «Родовой сертификат»  медицинская помощь оказана 92 процентам  рожениц. Проведена дополнительная диспансеризация и медицинский  осмотр 14,2 млн. человек, увеличен объем  обеспечения населения высокотехнологичными видами медицинской помощи, которая за 2006–2007 годы была предоставлена 313 тыс. человек.

В сфере образования осуществлялись выплаты за классное руководство  – более чем 800 тыс. учителей. За 2006–2007годы предоставлено 20 тыс. грантов лучшим учителям. Гранты на реализацию инновационных  образовательных программ получили 6 тыс. школ. В 15 тыс. школ установлено  современное учебное оборудование. Завершено подключение всех школ к международной компьютерной сети «Интернет». Более чем 140 тыс. сельских школьников получили возможность пользоваться школьными автобусами. Созданы Южный  и Сибирский федеральные университеты, бизнес-школы в Московской области и Санкт-Петербурге, обеспечена финансовая поддержка внедрения инновационных образовательных программ в 57 вузах и 76 учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Реализация мероприятий приоритетного  национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам  России» оказала существенное воздействие  на расширение объёмов жилищного  строительства. За 2007 год они возросли на 19,4 процента и составили 60,4 млн. кв. метров. В 2006–2007 годах в уставный капитал открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному  кредитованию» внесено 8,2 млрд. рублей, кроме того, ему были предоставлены  государственные гарантии в объёме 30 млрд. рублей. Совокупный объём ипотечных  кредитов достиг 538 млрд. рублей. Выполнены  государственные обязательства  по предоставлению жилья 31,2 тыс. семей. Обеспечены жильём за счёт средств федерального бюджета 13,7 тыс. семей ветеранов и инвалидов. Предоставлена государственная поддержка в улучшении жилищных условий 82 тыс. молодых семей.

В рамках реализации приоритетного  национального проекта в сфере  агропромышленного комплекса за 2006–2007годы привлечены инвестиционные кредиты на срок до 5 лет в объёме 66,3 млрд. рублей, на срок до 8 лет – 148,9 млрд. рублей, кредиты малым формам хозяйствования – на сумму 91,9 млрд. рублей. При федеральной финансовой поддержке обеспечены жильём 32,3 тыс. молодых специалистов на селе. Реализация этого приоритетного национального проекта продолжится в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы.

В то же время в целом бюджетные  учреждения слабо ориентированы  на повышение качества оказываемых  ими услуг, эффективное использование  бюджетных ассигнований и закреплённого  за ними государственного имущества. В  ряде случаев сложилась практика взимания разного рода поборов с  населения за оказание гарантированных  государством и уже оплаченных бюджетом услуг и увлечения «внебюджетными»  доходами в ущерб основной деятельности. В результате, с одной стороны, усиливаются различия в доступности и качестве бюджетных услуг для разных категорий населения, с другой – проявляется резкая меж- и внутриотраслевая дифференциация реального финансового состояния бюджетных учреждений.

5. Межбюджетные отношения 

Принятые в 2007 году поправки в Бюджетный  кодекс Российской Федерации завершили  закрепление на долгосрочной основе доходов за субъектами Российской Федерации  и муниципальными образованиями. Наряду с заложенными в методиках выравнивания бюджетной обеспеченности регионов стимулами, это стало одним из факторов устойчивого роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целом оправдывает себя и механизм делегирования субъектам Российской Федерации исполнения федеральных  полномочий, финансовое обеспечение  которых осуществляется за счёт субвенций  из федерального бюджета.

Изменены подходы к порядку  обеспечения федеральной поддержки  осуществления инвестиций в объекты, находящиеся в собственности  субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предполагающие отказ от утверждения детализированного перечня этих объектов на федеральном уровне и переход к заключению между федеральными и региональными органами власти соглашений, предусматривающих взаимные обязательства по осуществлению инвестиций в такие проекты.

Оправдал себя механизм содействия позитивным структурным изменениям в регионах, предусматривающий предоставление субъектам Российской Федерации  федеральных субсидий. Начиная с 2008 года впервые на законодательном уровне созданы стимулы для сокращения дотационности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов за счёт расширения бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с высокой степенью бюджетной самообеспеченности. В то же время предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета не увязывается с эффективностью деятельности субъектов Российской Федерации, что снижает стимулирующую роль таких субсидий.

Серьёзную озабоченность вызывает и тот факт, что ряд субъектов  Российской Федерации отложили до 2009 года завершение реформы местного самоуправления и формирование связанных с ней  инструментов и методов межбюджетных отношений. Далеко не всегда органами государственной власти субъектов  Российской Федерации соблюдаются  установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации принципы финансовых взаимоотношений с муниципальными образованиями, в том числе –  закрепление за местными бюджетами  на долгосрочной основе отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты  субъектов Российской Федерации. С  трудом преодолеваются традиции «централизованного регулирования» доходов и расходов местных бюджетов.

 

 

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (официальный текст с изменениями и дополнениями). - М.: Проспект, 2003.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.: Приор, 2003.
  3. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2008-2010 годах» // Российская газета. 2007. 9 марта.
  4. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  5.   Райзберг Б.А. Курс экономики. М.: «Инфра», 1999 г.
  6. Теория финансов: Учебное пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е.

Бондарь и др.- 2е изд., стереотип.- Мн.: Высшая школа, 2004 г.

  1. Финансы / В.М. Радионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2003 г.
  2. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2005 г.
  3.   Белотелова Н. П., Шуляк П. Н. Финансы. – М., 2002 год
  4. Финансы. Учебник для вузов / Под ред. проф. чл-корр. РАЕН Дробозиной Л. А. – М., 2000 год
  5. Финансы : учебник / Под ред.  М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти, 2-е изд., доп. и перераб.- М: Юрайт – издат, 2007
  6. Экономическая теория. Учебник / Под ред. Видяпина В. И., Добрынина А. И., Журавлёвой Г. П., Л. С. Тарасовича – М., 2003 год
  7. Финансы и кредит: Учебник для ВУЗов (под ред Ковалевой Т.М.) Изд. 4-е перраб. и доп. М: КноРус, 2008.
  8. Дягилева Д.Н., Баранцева О.В., Костюченко В.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2005.
  9. www.minfin.ru (сайт Министерства финансов РФ)

 


Информация о работе Финансовая политика государства, ее развитие в условиях рыночных отношений