Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:48, курсовая работа
Финансовая политика — основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как специфических стоимостных отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию валового общественного продукта государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.
Во все времена главная цель финансовых отношений, определяющих их необходимость среди других общественных отношений, — обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса и прежде всего воспроизводства производительных сил, как необходимого условия жизнедеятельности, существования и развития как отдельного человека, так и общества в целом.
1.
Содержание финансовой политики.
3
2.
Финансовая политика на разных этапах развития экономики
10
3.
Основные приоритеты и направления финансовой политики в свете Бюджетного послания Президента Российской Федерации на 2008-2010 годы.
23
Таким образом,
первый этап перехода от административно-командной
системы управления экономикой к
рыночному механизму и
С этого времени начинается следующий этап финансовой политики в нашей стране.
3) Переход к рыночной экономике
В соответствии с концепцией о необходимости перехода к рынку была разработана программа, вошедшая в экономическую литературу как Программа 500 дней Явлинского, (хотя он был не единственным автором этой программы).
Основные принципиальные направления этой программы, определяющие и основные направления изменений финансовой политики декларировались так:
Таким образом, экономическое содержание программы: переход к рынку и создание основ общества с новой экономической системой.
Основная задача достижения этой цели — разгосударствление и приватизация, т. е. передача государственной собственности гражданам. В этом, прежде всего якобы проявляется социальная ориентация экономики и восстанавливается социальная справедливость, так как приватизация рассматривается как форма закрепления права человека на долю в национальном богатстве страны, уже накопленном и в том, что будет создано в будущем.
Признавая,
что в 80-х годах наблюдались
практически нулевой
Вместе с тем оценка финансового состояния, денежной и финансово-кредитной политики правительства в программе дана достаточно точная.
К 1985 г. в экономике страны уже был накоплен значительный инфляционный потенциал, но он не проявлялся в силу действовавшей жесткой финансовой системы. В годы перестройки этот потенциал резко возрос. Если в 1981—1985 гг. учтенный внутренний долг возрос на 37,8 млрд. руб., то за последующие пять лет его прирост составил 400 млрд. руб. Чистый внешний долг СССР увеличился к концу 1989 г. более чем в два раза по сравнению с уровнем 1984 г. И авторы программы делали правильный вывод о том, что в годы перестройки государство по сути «живет в долг» и уже находится на грани банкротства. Эскалация государственных расходов при сохранении неизменной структуры производства привела по сути к ликвидации потребительского рынка.
Итоги плачевные, но вина провала политики «ускорения» возлагается не на направление экономических преобразований (и прежде всего финансовую децентрализацию), а на половинчатость принимаемых решений, длительное отсутствие программы радикальных реформ и некомпетентность органов управления экономикой.
В Программе
признается наличие в стране уже
в 1990 г. жесточайшего финансового кризиса,
а переход к рынку как
Стержнем
новой финансово-кредитной
Денежно-кредитная
политика в период перехода к рынку
приобретает принципиально
Жесткая финансовая политика подразумевает резкое сокращение расходов бюджета в качестве одного из основных источников его разбалансированности. Причем основные направления сокращения расходов бюджета это:
• производственные капитальные вложения, начатые объекты;
• не освоенные в срок ассигнования;
• расходы, потерявшие целевое значение в связи с изменением ситуации;
• расходы Министерства обороны и КГБ;
• все, ранее принятые инвестиционные программы, эффект от которых будет не ранее, чем через 3—5 лет;
• дотации убыточным предприятиям.
Бюджетная политика направляется также на сокращение и ликвидацию бюджетного дефицита. Новая финансовая политика потребовала перестройки всех звеньев финансовой системы. В соответствии с этим был принят целый ряд законов и постановлений, которые рекомендовали формирование совершенно новой финансовой системы страны и принципиально нового финансового механизма.
Первой вехой в создании рыночного финансово-кредитного механизма было принятие Закона «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 г., регламентирующего правовые, экономические и социальные основы организации предприятия при многообразии форм собственности и его деятельности в условиях развития товарно-денежных отношений и регулируемого рынка.
Финансовый
аспект этого закона выражается, во-первых,
в том, что порядок образования
имущества предприятия и
Источником формирования финансовых ресурсов предприятия являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, предприятий, организаций, граждан, а также другие поступления.
Принципиально новым в организации финансовых Отношений предприятий было то, что оно получило право открывать расчетный и другие счета в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций по месту регистрации предприятия одновременно и в другом банке — с согласия этого банка. Предприятие стало пользоваться банковским кредитом на коммерческой договорной основе.
Банковская система, состоящая теперь из двух уровней Центрального банка и многочисленных коммерческих банков, с одной стороны, обеспечивает свободу выбора как для предприятий, так и населения. С другой стороны, в условиях ослабления государственного финансового контроля сегодня она не обеспечивает ни своевременности расчетов в народном хозяйстве, ни сохранности депозитов предприятий и вкладов населения.
Бюджетная
система, состоящая из трех официально
самостоятельных уровней: федерального,
региональных и местных бюджетов,
с одной стороны, расширяет финансовую
самостоятельность региональных и
местных государственных
Переход
на налоговый метод формирования
доходов бюджета и новые
Современная налоговая система Российской Федерации слишком громоздка (очень большое количество налогов), слишком «тяжела» как для юридических, так и для физических лиц (высокий уровень изъятия доходов), очень дорогостоящая (чересчур разветвленный налоговый аппарат). Плохая собираемость налогов — одна из причин бюджетного кризиса в значительной мере обусловлена недостатками налоговой системы.
Сформирован
финансовый рынок — рынок ссудных
капиталов и рынок ценных бумаг.
Но слабость этого рынка состоит
в том, что на рынке ценных бумаг
подавляющую часть составляют государственные
ценные бумаги (в основном ГКО, ОФЗ),
а не корпоративные ценные бумаги
(акции хозяйствующих
Обострение
финансового кризиса в мае—
Корректировка
финансовой политики в настоящее
время находится под
Результат семилетних реформаторских преобразований совпадает с оценкой пятилетней перестройки хозяйственного механизма: государство жило за счет безудержного роста государственного долга и скрытой формы эмиссии (постоянно возрастающей задолженности государства по выплате заработной платы, пенсий, пособий и т.д.) и находится на грани дефолта.
Финансовая
ситуация, сложившаяся в России в
конце 1997 — начале 1998 гг. характеризовалась
ухудшением собираемости налогов и
соответственно возрастанием трудностей
финансирования предусмотренных по
бюджету расходов и бюджетного дефицита.
Попытка правительства
В Бюджетном послании Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации о бюджетной политике
в 2008–2010 годах были определены стратегические
ориентиры на среднесрочную перспективу
– содействие социальному и экономическому
развитию Российской Федерации при
безусловном учёте критериев
эффективности и
Следование этим стратегическим ориентирам
позволило существенно
Были реализованы меры по следующим направлениям.
1. Модернизация бюджетного
В результате внесения комплексных поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации была создана законодательная основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора.
Законодательно определён
Действовавший в 2004–2007годах
Информация о работе Финансовая политика государства, ее развитие в условиях рыночных отношений