Финансовая политика государства, ее развитие в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая политика — основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как специфических стоимостных отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию валового общественного продукта государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.
Во все времена главная цель финансовых отношений, определяющих их необходимость среди других общественных отношений, — обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса и прежде всего воспроизводства производительных сил, как необходимого условия жизнедеятельности, существования и развития как отдельного человека, так и общества в целом.

Оглавление

1.
Содержание финансовой политики.
3
2.
Финансовая политика на разных этапах развития экономики
10
3.
Основные приоритеты и направления финансовой политики в свете Бюджетного послания Президента Российской Федерации на 2008-2010 годы.
23

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСЫ.docx

— 53.81 Кб (Скачать)

Таким образом, первый этап перехода от административно-командной  системы управления экономикой к  рыночному механизму и соответствующие  изменения финансовой политики и  финансового механизма не дали ожидаемого эффекта. Так как частичный отказ  от финансовой централизации не обеспечил  повышения эффективности экономики  и оздоровления финансов, то был  сделан вывод о том, что нужно  полностью отказаться от административно-командной  системы управления и переходить к рыночному механизму регулирования  экономики. Обострение финансовой ситуации в стране стало основой для разработки концепции о необходимости перехода в советской стране от административно-командной системы управления к рыночным отношениям.

С этого  времени начинается следующий этап финансовой политики в нашей стране.

3) Переход  к рыночной экономике

В соответствии с концепцией о необходимости  перехода к рынку была разработана  программа, вошедшая в экономическую  литературу как Программа 500 дней Явлинского, (хотя он был не единственным автором  этой программы).

Основные  принципиальные направления этой программы, определяющие и основные направления  изменений финансовой политики декларировались так:

  1. все, что возможно — взять у государства и отдать людям;
  2. предоставить гражданам право экономического самоопределения, устанавливая такие правила, соблюдение которых не позволит одним (людям, группам людей, предприятиям или территориям) обеспечивать свои интересы за счет ущемления экономических прав других.

Таким образом, экономическое содержание программы: переход к рынку и создание основ общества с новой экономической  системой.

Основная  задача достижения этой цели — разгосударствление и приватизация, т. е. передача государственной  собственности гражданам. В этом, прежде всего якобы проявляется  социальная ориентация экономики и  восстанавливается социальная справедливость, так как приватизация рассматривается  как форма закрепления права  человека на долю в национальном богатстве  страны, уже накопленном и в  том, что будет создано в будущем.

Признавая, что в 80-х годах наблюдались  практически нулевой экономический  рост (происходило «проедание» национального богатства) и нищенский уровень жизни десятков миллионов людей, программа причину такого острого социально-экономического кризиса целиком относит на предыдущие десятилетия, а не на просчеты в руководстве так называемой перестройкой.

Вместе  с тем оценка финансового состояния, денежной и финансово-кредитной  политики правительства в программе  дана достаточно точная.

К 1985 г. в  экономике страны уже был накоплен значительный инфляционный потенциал, но он не проявлялся в силу действовавшей  жесткой финансовой системы. В годы перестройки этот потенциал резко  возрос. Если в 1981—1985 гг. учтенный внутренний долг возрос на 37,8 млрд. руб., то за последующие  пять лет его прирост составил 400 млрд. руб. Чистый внешний долг СССР увеличился к концу 1989 г. более чем  в два раза по сравнению с уровнем 1984 г. И авторы программы делали правильный вывод о том, что в годы перестройки  государство по сути «живет в долг» и уже находится на грани банкротства. Эскалация государственных расходов при сохранении неизменной структуры производства привела по сути к ликвидации потребительского рынка.

Итоги плачевные, но вина провала политики «ускорения»  возлагается не на направление экономических  преобразований (и прежде всего финансовую децентрализацию), а на половинчатость принимаемых решений, длительное отсутствие программы радикальных реформ и некомпетентность органов управления экономикой.

В Программе  признается наличие в стране уже  в 1990 г. жесточайшего финансового кризиса, а переход к рынку как единственно  возможный путь выхода из финансового  кризиса.

Стержнем  новой финансово-кредитной политики признается обеспечение устойчивости денежной системы и твердого рубля  и сохранение централизма денежно-кредитной  политики. Вместе с тем утверждается необходимость ликвидации монополии  на валютные операции и на привлечение  сбережений населения;

Денежно-кредитная  политика в период перехода к рынку  приобретает принципиально новые  черты: осуществляется переход от кредитного и кассового планирования к регулированию  объема совокупной денежной массы, а  ключевой задачей становится резкое сжатие кредита и ограничение  роста денежной массы, т. е. проведение так называемой жесткой кредитно-денежной политики.

Жесткая финансовая политика подразумевает  резкое сокращение расходов бюджета  в качестве одного из основных источников его разбалансированности. Причем основные направления сокращения расходов бюджета  это:

• производственные капитальные вложения, начатые объекты;

• не освоенные  в срок ассигнования;

• расходы, потерявшие целевое значение в связи  с изменением ситуации;

• расходы  Министерства обороны и КГБ;

• все, ранее  принятые инвестиционные программы, эффект от которых будет не ранее, чем  через 3—5 лет;

• дотации  убыточным предприятиям.

Бюджетная политика направляется также на сокращение и ликвидацию бюджетного дефицита. Новая финансовая политика потребовала  перестройки всех звеньев финансовой системы. В соответствии с этим был  принят целый ряд законов и постановлений, которые рекомендовали формирование совершенно новой финансовой системы страны и принципиально нового финансового механизма.

Первой  вехой в создании рыночного финансово-кредитного механизма было принятие Закона «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 г., регламентирующего правовые, экономические и социальные основы организации предприятия при многообразии форм собственности и его деятельности в условиях развития товарно-денежных отношений и регулируемого рынка.

Финансовый  аспект этого закона выражается, во-первых, в том, что порядок образования  имущества предприятия и распределения  прибыли (дохода) теперь определяется уставом предприятия; во-вторых, имущество  предприятия составляют основные фонды  и оборотные средства, а также  иные ценности, стоимость которых  отражается в самостоятельном балансе  предприятия.

Источником  формирования финансовых ресурсов предприятия  являются прибыль, амортизационные  отчисления, средства, полученные от продажи  ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, предприятий, организаций, граждан, а также другие поступления.

Принципиально новым в организации финансовых Отношений предприятий было то, что  оно получило право открывать  расчетный и другие счета в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций по месту регистрации предприятия одновременно и в другом банке — с согласия этого банка. Предприятие стало пользоваться банковским кредитом на коммерческой договорной основе.

Банковская  система, состоящая теперь из двух уровней  Центрального банка и многочисленных коммерческих банков, с одной стороны, обеспечивает свободу выбора как для предприятий, так и населения. С другой стороны, в условиях ослабления государственного финансового контроля сегодня она не обеспечивает ни своевременности расчетов в народном хозяйстве, ни сохранности депозитов предприятий и вкладов населения.

Бюджетная система, состоящая из трех официально самостоятельных уровней: федерального, региональных и местных бюджетов, с одной стороны, расширяет финансовую самостоятельность региональных и  местных государственных органов  власти, с другой стороны, основы бюджетного федерализма не отработаны в должной  мере и принципы распределения доходов  и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы не формируют  достаточной финансовой базы для  обеспечении самостоятельности  каждого звена бюджетной системы.

Переход на налоговый метод формирования доходов бюджета и новые взаимоотношения  предприятий с бюджетом сопровождался  формированием налоговой системы, соответствующей нашей бюджетной  системе и требованиям рынка. Предполагалось, что она будет  иметь не столько фискальное направление, сколько стимулирующее. Но система  налогообложения имеет такие  серьезные недостатки, которые стали  одной из решающих причин углубления финансового кризиса.

Современная налоговая система Российской Федерации  слишком громоздка (очень большое  количество налогов), слишком «тяжела» как для юридических, так и  для физических лиц (высокий уровень  изъятия доходов), очень дорогостоящая (чересчур разветвленный налоговый  аппарат). Плохая собираемость налогов  — одна из причин бюджетного кризиса  в значительной мере обусловлена  недостатками налоговой системы.

Сформирован финансовый рынок — рынок ссудных  капиталов и рынок ценных бумаг. Но слабость этого рынка состоит  в том, что на рынке ценных бумаг  подавляющую часть составляют государственные  ценные бумаги (в основном ГКО, ОФЗ), а не корпоративные ценные бумаги (акции хозяйствующих субъектов), и второй главный недостаток —  бегство из сектора реальной экономики  в финансовый сектор. Крах государственной  пирамиды ГКО в одночасье поставил под сомнение сохранение банковской системы страны.

Обострение  финансового кризиса в мае—августе 1998 г. определило необходимость изменения  финансовой политики и корректировки  финансового механизма. Но программа  по выходу из острейшего финансового  кризиса, ее основные направления и  конкретные меры должны определяться на основе глубокого анализа и  достоверной оценки проводимого  в 1991—1998 гг. курса реформ и методов  перехода к рынку.

Корректировка финансовой политики в настоящее  время находится под воздействием противоречий между сторонниками монетаристской теории, отводящими главную роль жесткой  кредитно-денежной политике (в основой которой лежат постоянное сжатие кредитно-денежной массы и главенствующая роль рыночного механизма в регулировании экономики), и академиками Российской академии наук, отводящими главную роль возрождению национальной экономики и государственному регулированию.

Результат семилетних реформаторских преобразований совпадает с оценкой пятилетней перестройки хозяйственного механизма: государство жило за счет безудержного роста государственного долга и  скрытой формы эмиссии (постоянно  возрастающей задолженности государства  по выплате заработной платы, пенсий, пособий и т.д.) и находится  на грани дефолта.

Финансовая  ситуация, сложившаяся в России в  конце 1997 — начале 1998 гг. характеризовалась  ухудшением собираемости налогов и  соответственно возрастанием трудностей финансирования предусмотренных по бюджету расходов и бюджетного дефицита. Попытка правительства переломить ситуацию за счет ужесточения финансовой дисциплины и расширения функций  новых контролирующих сбор налогов  органов (временной чрезвычайной комиссии при Президенте РФ; Федерального долгового  центра; распространения функций  контроля за сбором на Министерство внутренних дел); не дали ожидаемого эффекта.

 

  1. Основные приоритеты и направления финансовой политики в свете Бюджетного послания Президента Российской Федерации на 2008-2010 годы

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008–2010 годах были определены стратегические ориентиры на среднесрочную перспективу  – содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при  безусловном учёте критериев  эффективности и результативности бюджетных расходов.

Следование этим стратегическим ориентирам позволило существенно продвинуться в достижении определённых на среднесрочную  перспективу целей бюджетной  политики – улучшения качества жизни  населения, создания условий для  обеспечения позитивных структурных  изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности  и прозрачности управления общественными  финансами.

Были реализованы меры по следующим  направлениям.

1. Модернизация бюджетного процесса 

В результате внесения комплексных  поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации была создана законодательная  основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы  страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора.

Законодательно определён новый  механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены  параметры формирования нефтегазового  трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

Действовавший в 2004–2007годах Стабилизационный фонд Российской Федерации выполнил возложенные на него задачи поддержания  макроэкономической стабильности, защиты экономики и бюджетной системы от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, снижения долговой нагрузки.

Информация о работе Финансовая политика государства, ее развитие в условиях рыночных отношений