Финансовая политика государства, ее развитие в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая политика — основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как специфических стоимостных отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию валового общественного продукта государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.
Во все времена главная цель финансовых отношений, определяющих их необходимость среди других общественных отношений, — обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса и прежде всего воспроизводства производительных сил, как необходимого условия жизнедеятельности, существования и развития как отдельного человека, так и общества в целом.

Оглавление

1.
Содержание финансовой политики.
3
2.
Финансовая политика на разных этапах развития экономики
10
3.
Основные приоритеты и направления финансовой политики в свете Бюджетного послания Президента Российской Федерации на 2008-2010 годы.
23

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСЫ.docx

— 53.81 Кб (Скачать)

В настоящее  время финансовая политика развитых капиталистических государств находится  под воздействием современных теорий, фактически представляющих собой конвергенцию двух систем регулирования, и отдельные  государства используют различные  элементы как кейнсианской, так и  неокейнсианской системы государственного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Финансовая политика на разных этапах развития экономики.

 

Различают несколько этапов финансовой политики России.

1) Финансовая  централизация

На первом этапе финансовая политика России была сходна с типами финансовой политики, распространёнными в других странах. Этот этап длился до 1917г., поскольку в этом году Россия стала советским государством и на протяжении десятилетий в нашей стране проводилась планово-директивная финансовая политика. Данная финансовая политика формировалась под воздействием теоретических концепций К. Маркса (1818—1881) и В.И. Ленина (1870—1924).

Марксистско-ленинская  теория о сущности и функциях социалистического  государства предопределяла главный  принцип финансовой политики советского государства — финансовую централизацию.

Финансовая  централизация, предусматривающая  не только концентрацию подавляющей  части финансовых ресурсов в распоряжении государства, но и монополию государства  в организации финансовых отношений, стала необходимой, так как функции  государства расширились настолько, что основными из них стали  хозяйственно-организаторская и  культурно-воспитательная.

Советское государство полностью финансировало  из бюджета потребности экономики  и социальной сферы. Роль государства  в развитии общества значительно  возросла, так как оно непосредственно  руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных  планов экономического и социального  развития. Это было обусловлено переходом  частной формы собственности  к государственной (общенародной). В соответствии с этим государство перешло от налоговой формы перераспределения национального дохода к его прямому распределению в сфере производства и перераспределению через государственный бюджет.

Финансовая  централизация выражалась и в  том, что государство непосредственно  и монопольно стало регламентировать ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные  отношения.

Таким образом, все стоимостные элементы системы  управления фактически объединились в  одну административно-командную систему  управления всем производственным процессом.

Такая финансовая политика гарантировала переход  от одной системы общественных отношений  к другой, совершенно новой для  истории человечества системе общественных отношений, и решение социально-экономических  проблем, встающих перед советским  государством на различных этапах его  существования.

Она была достаточно эффективной, так как ,несмотря на чрезвычайно трудную финансовую ситуацию, доставшуюся в наследство от царской России, Гражданскую войну, иностранную военную интервенцию Советскому государству удалось создать достаточно мощный экономический потенциал перед войной с фашистской Германией, победить в этой войне и в сравнительно короткий срок восстановить разрушенное войной народное хозяйство.

В послевоенные годы финансовая политика Советского государства была направлена на финансовое обеспечение соревнования со странами Запада, и прежде всего, с США в  гонке вооружения и развитии космоса.

Одновременно  оказывалась значительная финансовая помощь странам социалистического  лагеря:

1) для  обеспечения социалистической ориентации  в их развитии;

2) для  превращения их в промышленно  развитые страны;

3) для  формирования сильных военных  союзников, в общем ,для укрепления своей обороноспособности.

Для достижения этой цели требовалось ускоренное развитие сырьевой базы и, прежде всего, добычи нефти и газа. Освоение новых месторождений  требовало огромных финансовых средств, так как сопровождалось не только необходимостью освоения новых территорий, миграции рабочей силы в эти районы, но и строительства нефте- и газопроводов.

Пока  цены на нефть и газ на международном  рынке были высокими их экспорт, в  какой-то мере компенсировал затраты. Но все же, реализация финансовой политики требовала соответствующего перераспределения  национального дохода. В результате в стране была создана однобокая  экономика с гипертрофированно  развитым военно-промышленным комплексом.

С точки  зрения поставленных государством целей  финансовую политику послевоенного  периода и меры по ее реализации нельзя назвать неэффективными. Другое дело, что в правительственных  программах декларировался и курс на повышение благосостояния населения, а его уровень зависит, от уровня оплаты труда и от уровня развития сельского хозяйства, пищевой и  легкой промышленности, гражданского строительства и отраслей, производящих предметы потребления.

При разработке финансовой политики принципиальным является то, что в основе распределения  и перераспределения финансовых ресурсов лежит:

1) выбор  субъектов распределительных отношений,  т. е. владельцев и распределителей  финансовых ресурсов;

2) определение  степени централизации финансовых  ресурсов в распоряжении государства  в зависимости от функций государства  и степени самостоятельности  юридических лиц и населения  в удовлетворении своих потребностей;

3) определение  первоочередных общественных потребностей  и меры их удовлетворения и  соответственно приоритетных направлений  использования финансовых ресурсов;

4) выбор  источников и методов формирования  финансовых ресурсов.

Финансовая  политика, проводимая Советским государством в течение длительного времени, направленная на ускоренное развитие военно-промышленного комплекса, космоса  и топливно-энергетического комплекса, неотвратимо привела к значительному  отставанию развития сельского хозяйства, пищевой и легкой отраслей промышленности, сферы услуг, что повлекло за собой  оскудение товарного рынка и  отставание его от потребностей населения.

Диспропорции  в развитии экономики стали причиной нарастающих трудностей в денежном обращении и финансовой системе  страны.

2) Перестройка

Курс, взятый М. Горбачевым в 1985 г. на демократизацию и гласность, привел ко все более частой постановке вопроса о недостаточно высокой эффективности советской экономики и недостаточно высокой эффективности финансовой и кредитной систем. Соответственно правительством был провозглашен курс на перестройку системы управления. Был принят пакет государственных законов и постановлений, направленных на сокращение сферы государственного планирования и перераспределение функций государственных экономических органов управления (Госплана, Госснаба, Минфина, Госстраха, Госбанка, Госкомстата и др.) в пользу расширения прав предприятий и отраслей народного хозяйства.

Изменение финансовой политики прежде всего выражалось в снижении степени финансовой централизации и увеличении финансовой самостоятельности предприятий и отраслей экономики.

Решающим  в пакете правительственных документов был Закон СССР «О государственном  предприятии (объединении)», так как  именно он отражал снижение степени  финансовой централизации как основы изменения финансовой политики.

Закон, вводимый в действие с 1 января 1988 г., отводил  предприятию главную роль в развитии экономического потенциала и более  полному удовлетворению растущих материальных и духовных потребностей населения. В первой статье закона утверждалось, что на государственном предприятии трудовой коллектив, используя, как хозяин общенародную собственность, создает и приумножает народное богатство.

Переводя  предприятие как владельца обособленной части общенародной собственности  на принципы полного хозрасчета и  самофинансирования, государство одновременно возлагало на трудовой коллектив  обязанность самостоятельно решать все вопросы производственного  и социального развития. Принципиальным в изменениях взаимоотношений предприятий  с государством было то, что производственная и социальная деятельность и оплата труда должны были осуществляться за счет заработанных трудовым коллективом  средств. Часть прибыли (дохода) должна была использоваться предприятием для  выполнения обязательств перед бюджетом, банками и вышестоящим органом, а другая поступала в полное распоряжение предприятия и вместе со средствами на оплату труда формировала так  называемый хозрасчетный доход коллектива, на уровне которого непосредственно  сказывались как достижения, так  и потери в работе предприятия. Предприятие, обеспечивающее производство и реализацию лучшей продукции (работы, услуги) с  меньшими издержками, получали больший  хозрасчетный доход и преимущества в своем производственном и социальном развитии и оплате труда работников.

По существу предприятию отводилась главная  роль в реализации курса на ускорение  социально-экономического развития, и  часть функций государства по управлению экономикой передавались предприятию, но и снималась ответственность  государства за финансовое состояние  предприятия. Предполагалось, что ограничение Госплана госзаказом и предоставление прав по производству продукции сверх госзаказа и реализация ее по договорным ценам дадут возможность предприятиям формировать дополнительные финансовые ресурсы и самостоятельно использовать часть экономического эффекта (за минусом платежей в с бюджетную и банковскую систему) на производственное и социальное развитие и повышение оплаты труда. Тем самым создавался действенный стимул для повышения эффективности общественного производства.

Но в  действительности новая финансовая политика и новый финансовый механизм, формируемый этим законом, оказались  лишь декларацией, так как сырьевой дефицит, нарастающий в стране уже  с середины 70-х годов, не позволял предприятиям не только производить  дополнительную продукцию сверх  госзаказа, но и делал почти невозможным  своевременное выполнение плана  в пределах госзаказа.

До перестройки  государственный бюджет страны принимался и исполнялся формально (юридически) без дефицита. На 1988г. он впервые  был принят без превышения доходов  над расходами в сбалансированной сумме. Воздействие финансовой политики перестроечного периода на «оздоровление» финансов было таковым, что государственный бюджет на 1989 г. был принят уже с бюджетным дефицитом в сумме около 36 млрд. руб., но в доходы бюджета были включены ссуды Госбанка, которые никогда не относились к доходам бюджета, в сумме свыше 64 млрд. руб., т. е. на самом деле бюджетный дефицит составил 100 млрд. руб.

Скрытая форма бюджетного дефицита, также  как и скрытая форма инфляции, поддерживалась государством благодаря  финансовой централизации, и частичный  отход от нее в период перестройки  сократил возможности правительства  в перераспределении финансовых ресурсов между отдельными звеньями финансовой системы и, прежде всего, между государственным бюджетом и Государственным банком и государственными предприятиями.

Закон о  государственном предприятии, принятый в 1988 г., запрещал изъятие и перераспределение прибыли (дохода) и других финансовых ресурсов сверх установленных нормативов, норм и ставок, а также и в случаях, не предусмотренных законодательством. В результате все более значимым источником покрытия бюджетного дефицита стали эмиссия и государственный кредит.

Перестройка хозяйственного механизма требовала  изменений в организации кредитно-денежных отношений.

Была  создана новая система банков, которая в экономической литературе того периода называлась системой отраслевых банков. Она включала: Государственный  банк СССР (Госбанк СССР); Банк внешнеэкономической  деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР); Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк СССР); Банк жилищно-коммунального хозяйства  и социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР); Банк трудовых сбережений кредитования населения СССР (Сбербанк СССР).

Главной целью перестройки банковской системы  было превращение кредита в один из важнейших инструментов, обеспечивающих органическое включение товарно-денежных отношений в механизм планового  управления экономикой и совершенствование  организации кредитования, финансирования и расчетов в народном хозяйстве  с целью повышения их эффективности.

Одними  из задач, поставленных перед новой  банковской системой, были укрепление денежного обращения и повышение  устойчивости и покупательной способности  советского рубля. Целью перестройки  банковской системы было улучшение  кассового исполнения государственного бюджета и кассового обслуживания народного хозяйства и населения.

Перед Госбанком  СССР как главным банком страны была поставлена задача повысить роль в обеспечении централизованного управления денежно-кредитной системой, единой политики в области валютных операций, координации деятельности банков, выполнении функций единого эмиссионно-кассового и расчетного центра, организатора и координатора кредитных отношений в народном хозяйстве.

Реальным  эффектом перестройки банковской системы  стали задержка и расстройство расчетов из-за организационных недостатков  в банковской работе и распыление ссудного фонда государства, а также  ослабление финансовой дисциплины и государственного контроля за движением денежной массы, кредитных ресурсов и бюджетных средств.

Информация о работе Финансовая политика государства, ее развитие в условиях рыночных отношений