Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:48, курсовая работа
Финансовая политика — основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как специфических стоимостных отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию валового общественного продукта государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.
Во все времена главная цель финансовых отношений, определяющих их необходимость среди других общественных отношений, — обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса и прежде всего воспроизводства производительных сил, как необходимого условия жизнедеятельности, существования и развития как отдельного человека, так и общества в целом.
1.
Содержание финансовой политики.
3
2.
Финансовая политика на разных этапах развития экономики
10
3.
Основные приоритеты и направления финансовой политики в свете Бюджетного послания Президента Российской Федерации на 2008-2010 годы.
23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»
ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА «ФИНАНСЫ»
по курсу: «Финансы»
на тему: «Финансовая политика государства, ее развитие в условиях рыночных отношений»
зачетная книжка № 10305
Научный руководитель:
проф.
Романова Т.Ф.
Ростов-на-Дону
2012
Содержание
1. |
Содержание финансовой политики. |
3 |
2. |
Финансовая политика на разных этапах развития экономики |
10 |
3. |
Основные приоритеты и направления финансовой политики в свете Бюджетного послания Президента Российской Федерации на 2008-2010 годы. |
23 |
Финансовая
политика — основополагающий элемент
в системе управления финансами.
Исходя из определения финансов как
специфических стоимостных
Во все
времена главная цель финансовых
отношений, определяющих их необходимость
среди других общественных отношений,
— обеспечение непрерывности
воспроизводственного процесса и прежде
всего воспроизводства
Воспроизводственный
процесс представляет собой совокупность
различных общественных потребностей,
степень удовлетворения которых
зависит, прежде всего, от финансовых возможностей,
то есть от имеющихся финансовых ресурсов
и от финансового потенциала государства.
Поэтому второй главной и непреходящей
целью финансовых отношений является
такая их организация, которая была
бы направлена на обеспечение роста
общественного богатства. Достижение
этой цели возможно лишь при эффективности
конкретных форм распределения, перераспределения
и использования имеющихся
Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Эта деятельность направлена на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализацию той или иной государственной программы экономического и социального развития.
Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества. Поэтому не следует привязывать финансовую политику исключительно к экономической политике.
Политика охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике.
Финансовая
политика имеет самостоятельное
значение и в то же время, является
важнейшим средством реализации
политики государства в любой
области общественной деятельности,
будь то экономика, социальная сфера, военная
реформа или международные
Политика, политическое воздействие, политическое руководство сводятся к трем основным элементам:
1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;
2) разработка
методов, средств и конкретных
форм организации отношений, с
помощью которых данные цели
достигаются в кратчайшие
3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение.
Следовательно,
финансовая политика — это определение
целей и задач, на решение которых
направляется процесс формирования,
распределения и
Использование
финансовой политики только как средства
выполнения функций государства
неизбежно ведет к конфликту
интересов государственных
Например, многими специалистами, включая представителей органов государственной власти, убедительно обосновывалась неэффективность существовавшей налоговой системы, а для ряда сфер бизнеса – её губительность. Тем не менее она долго оставалась без изменения. Проводимая же в настоящее время реформа налоговой системы, по большому счету, не меняет её сущности. В данном случае государственная финансовая политика трансформировалась в финансовую политику отдельной группы лиц, которую активно проводят в жизнь соответствующие органы государственной власти.
Другой
пример – из области взаимоотношений
государства и наемных
Из изложенного выше можно сделать по крайней мере два вывода. Во-первых, государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения цели тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы. Во-вторых, финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.
Реализацию
финансовой политики обеспечивает совокупность
мероприятий государства, направленных
на мобилизацию финансовых ресурсов,
их распределение и
Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.
Для оценки
финансовой политики данного правительства
и для рекомендаций по ее корректировке
в первую очередь необходимо иметь
ясную программу общественного
развития с выделением интересов
всего общества и отдельных групп
населения, характеристикой перспективных
и более близких задач, определением
сроков и методов их решения. Только
при таком условии можно
Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.
Не в
меньшей мере успех политики зависит
от качественной разработки механизма
согласования и реализации интересов
различных слоев общества и имеющихся
у государства объективных
Финансовая политика должна быть направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они — материальная база любых преобразований. Следовательно, для определения и формирования финансовой политики нужна достоверная информация о финансовом положении государства. В правовом демократическом государстве показатели финансовой статистики должны быть достоянием широкой общественности; финансовая отчетность также должна быть регулярной, своевременной и доступной, а главное — достоверной.
Содержание
финансовой политики, ее основные направления
зависят от уровня развития науки
о роли государства в развитии
общества и соответствующих
Основные направления в теории финансов по вопросу о роли государства в развитии капиталистического общества в двадцатом столетии определялись классиками буржуазной политэкономии А. Смитом (1723—1780) и Д. Рикардо, (1772—1823) и английским экономистом Дж. Кейнсом (1883—1946), и их последователями.
Суть концепции основоположников классической политэкономии А. Смита и Д. Рикардо сводилась к невмешательству государства в экономику, сохранению свободной конкуренции, отведению главной роли в регулировании хозяйственной жизни общества рыночным механизмам. Следуя этим принципам, финансовая политика до конца 20-х годов двадцатого столетия направлялась на ограничение государственных расходов и налогов и на обеспечение равновесного (сбалансированного) бюджета государств. В соответствии с этими целями организация финансовых отношений обеспечивала реализацию функций государства через финансирование из бюджета в основном расходов военных, управленческих и расходов по обслуживанию и погашению государственного долга. Доходы бюджета формировались в основном за счет косвенных налогов.
В конце 20-х годов XX в. возобладала кейнсианская теоретическая концепция, обосновывающая необходимость усиления роли государства в развитии экономики через вмешательство и регулирование циклического развития воспроизводственного процесса.
Основным
инструментом реализации такой финансовой
политики являлись государственные
расходы, направленные на создание новых
рабочих мест, что способствовало
решению сразу нескольких экономических
и социальных задач: повышение занятости
населения и снижение безработицы,
рост предпринимательской
Вмешательство
государства вело к росту расходов
государственного бюджета и поэтому
оно одновременно сопровождалось финансовыми
мерами, направленными на обеспечение
необходимого роста государственных
доходов. Основным источником увеличения
доходов стал подоходный налог, при
исчислении которого применялись прогрессивные
ставки обложения. Такая система
налогов повышала роль государства
в перераспределении
По существу
различие между двумя этими
И действительно в 30-60-х годах XX в. так называемая кейнсианская финансовая политика в западных странах доказала свою эффективность. По мере расширения вмешательства государства в экономику и усиления регулирующей функции государства усложнялась организация финансовых отношений. Политика дефицитного финансирования государственных расходов предопределяла развитие государственного кредита. Более широкое привлечение долгосрочных и среднесрочных займов приводит к развитию рынка ссудных капиталов и превращению его во второй по значимости источник формирования финансовых ресурсов государства. В результате еще более усиливается роль финансов в перераспределении национального дохода.
В 70-х
годах особенности финансовой политики
определяются неоклассическим направлением
экономической теории. Эта концепция
не отказывалась от регулирующей роли
государства, но ограничивала степень
вмешательства его в экономику
и социальную сферу. В действительности
степень вмешательства
Информация о работе Финансовая политика государства, ее развитие в условиях рыночных отношений