Финансовая деятельность учреждений культуры. пути укрепления финансовой состоятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 23:03, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование особенностей финансирования учреждений культуры и проведение анализа финансового состояния на примере МУК ЦКиД «Современник».
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
 изучить факторы, влияющие на функционирование учреждений сферы культуры;
 изучить особенности финансирования учреждений сферы культуры;
 охарактеризовать особенности анализа финансового состояния некоммерческих организаций;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ …………………
1.1 Организация финансирования учреждений в сфере культуры ……
1.2 Особенности бюджетного финансирования учреждений сферы культуры…………………………………………………………………….
1.3 Особенности анализа финансового состояния некоммерческих
организаций…………………………………………………………………
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ МУК ЦКИД «СОВРЕМЕННИК»…………
2.1 Организационно-экономическая характеристика МУК ЦКиД
«Современник»…………………………………………………………….
2.2 Составление и исполнение сметы доходов и расходов МУК ЦКиД «Современник»……................................................................................
2.3 Анализ финансового состояния учреждения сферы культуры МУК ЦКиД «Современник»……………………………………………………..
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ
СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ……………..
3.1 Совершенствование бюджетного финансирования и
предпринимательской деятельности учреждений культуры……………
3.2 Разработка бизнес проекта детского клуба «Путешественник» для МУК ЦКиД «Современник» ………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 874.50 Кб (Скачать)

где S сводная смета; Si смета i-го учреждения; n количество учреждений. 

Рисунок 3 - Разработка прогноза потребности или распределения бюджетных средств. [14, c. 22] 
 

     Процедура разработки прогнозов потребности  в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования сложилась за ряд лет.

     Тем не менее, для практической деятельности бюджетных учреждений законодательство предусматривает наличие баланса, т.е. документа, отражающего не только расходы образовательного учреждения, но и получаемые им доходы. Внебюджетные средства в балансе должны быть отделены от бюджетных.

     Нельзя  упускать из виду, что смета является и плановым документом для главного распорядителя бюджетных средств (который эту смету и утвердил). Это означает, что и финансирование должно осуществляться в соответствии со сметными назначениями в каждом квартале. Следовательно, утверждая смету, распорядитель берет на себя обязательства по обеспечению бюджетного учреждения средствами по определенному графику и в определенных объемах.

     Провозглашенный Бюджетным кодексом РФ принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единой правовой базой, единственной бюджетной классификацией и единством форм бюджетной документации, непосредственным образом отразился на системе культуры. Согласно положениям ст.161. БК РФ значительная часть государственных организаций культуры получила статус бюджетных учреждений, поскольку их деятельность финансируется на основе сметы доходов и расходов. В культуре, как и в других областях социальной сферы, действует не нормативный, а постатейный принцип выделения бюджетных средств. По каждой статье применяется своя специфическая методика. Наибольшую трудность при оценке предстоящих расходов и определении необходимого объема бюджетного финансирования представляют музеи из-за чрезвычайно большого разнообразия условий их деятельности и непредсказуемости доходов. Несмотря на то, что состав расходов вполне конкретен, они не поддаются формализации и нормированию. При определении расходов на заработную плату штатную численность музейных специалистов нельзя привести к общему знаменателю. Например, число хранителей музейного фонда зависит от его структуры, состава предметов, их ценности, состояния; число смотрителей – от площади экспозиционных залов, степени доступность экспонатов, наличии охранной сигнализации. Подобная ситуация складывается и с планированием средств на приобретение музейных экспонатов и оформления экспозиций, с комплектованием библиотечных фондов в библиотеках, приобретением реквизитов и материалов для проведения мероприятий и т.п. Какая бы сумма средств не была исчислена учреждением, при утверждении сметы учитываются ее фактическое исполнение за ряд лет и объем бюджета.

     Важным  условием функционирования музеев и  получения права на бюджетное финансирование является лицензирование их деятельности. В соответствии с законодательством уставы государственных музеев должны утверждаться правительством РФ. Определенное место в ряду документов, обеспечивающих сохранность ценностей, должен занимать Государственный каталог музейного фонда.

     Планированию  бюджетных расходов, как по музеям, так и по другим типам учреждений и организаций культуры, предшествуют определение возможности учреждения получать доходы для обеспечения самофинансирования, выяснение культурно-исторического значении объекта, определение круга социальных групп населения, пользующихся услугами данного учреждения культуры. Как правило, финансирование за счет бюджетных источников осуществляется в тех случаях, когда учреждения не могут гарантировать рост собственных доходов за счет предоставления платных услуг населению. Их основная деятельность имеет ярко выраженный характер общественных благ, в частности деятельность государственных библиотек. Долевое финансирование за счет бюджета может осуществляться для развития материально-технических и информационных технологий, обеспечивающих получение организациями культуры в будущем высоких собственных доходов.

     При расчете объемов бюджетного финансирования по театрам и концертным организациям также определяются объемы предполагаемого поступления доходов, которые зависят от количества обслуживаемых зрителей и средней цены билета. Чтобы рассчитать количество зрителей, необходимо вместимость зрительного зала умножить на количество планируемых спектаклей и их среднюю посещаемость. Все спектакли распределяются на утренние, дневные и вечерние. Цена билетов зависит от времени проведения спектакля. Кроме доходов от спектаклей театры могут получать доходы от оказания услуг населению. Методика расчета расходов по основным статьям расходов не имеет каких либо особенностей. Фонд оплаты труда артистического и художественного персонала подразделяются на фонд оплаты труда штатных работников и приглашенных. Затраты на новые постановки, реализацию билетов, рекламу, другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетные средства, как правило, выделяются в виде субсидий. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: доходы и поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учитываются доходы от сборов по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии. Во втором – все расходы, независимо от источников их покрытия.

     В отличие от театров концертная деятельность включает в себя различные жанры – эстрадные, филармонические и т.д. Государственная финансовая поддержка оказывается филармоническому направлению, так как из-за своей специфики оно наиболее убыточно. Расчеты и обоснования по финансированию концертных организаций аналогичны театральным.

     В государственной Программе РФ в области социальной политики и модернизации экономики обосновывалась необходимость внедрения контрактных методов финансирования учреждений культуры. Это значит, что в практику взаимоотношений между государственным учредителем и исполнителем услуг в сфере искусства входят договорные отношения с условием предоставления бюджетных средств по стабильному нормативу. В то же время дискуссионным остается вопрос о критериях выбора единицы нормирования. При большом разнообразии не похожих друг на друга учреждений и организаций культуры сложно определить как единицу нормирования, так и стоимость бюджетной услуги. Так, в театрах объем услуг может быть выражен в количестве обслуженных зрителей и в количестве спектаклей. Нельзя не заметить, что рыночная ценность услуг культуры не всегда свидетельствует о ее художественном уровне. В то же время зрительский спрос является лучшим индикатором результативности работы театра. Установление жесткой связи между государственным финансированием и числом зрителей может оказаться дестимулирующим фактором, что свидетельствует о необходимости индивидуального подхода к проектируемым расходам.  
 
 
 

    1. Особенности анализа финансового  состояния некоммерческих

    организаций 
     
     

     Финансовое  состояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. [11, c. 2]

     Анализ  финансового состояния показывает, по каким конкретным направлением надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия.

     Оценка  финансового состояния может  быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение процедур экспресс-анализа и углубленного анализа финансового состояния. Финансовый анализ дает возможность оценить:

  • имущественное состояние предприятия;
  • степень предпринимательского риска;
  • достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;
  • потребность в дополнительных источниках финансирования;
  • способность к наращиванию капитала;
  • рациональность привлечения заемных средств;
  • обоснованность политики распределения и использования прибыли. [23, c.25]       

     Основу  информационного обеспечения анализа финансового состояния должна составить бухгалтерская отчетность, которая является единой для организации всех отраслей и форм собственности.

     Некоммерческие  организации предоставляют отчетность, установленную законодательством и нормативными актами для юридических лиц, в органы статистики, государственные внебюджетные фонды, в налоговые органы.

     Некоммерческие  организации должны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность (п.1 ст.13 ФЗ № 129 ФЗ) и предоставлять ее в налоговые органы и органы статистики. Годовая бухгалтерская отчетность состоит из:

  • бухгалтерского баланса (форма № 1);
  • отчета о прибылях и убытках (форма № 2);
  • отчета о движении капитала (форма № 3)
  • отчета о движении денежных средств (форма № 4)
  • приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5)
  • отчета о целевом использовании полученных средств (форма № 6)
  • пояснительной записки. [8, c.2]

     В составе налоговой декларации по налогу на прибыль предоставляется  лист 10 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе, денежных средств), полученного в рамках благотворительной деятельности»

     Некоммерческие  организации имеют право не предоставлять  формы № 3, 4 и № 5 при отсутствии соответствующих данных.

     На  практике бюджетные учреждения предоставляют бухгалтерские отчеты, включающие не только результаты деятельности организации, финансирование которой осуществляется из бюджетных средств, направляемых ей вышестоящими организациями, но и показатели внебюджетной деятельности. В настоящее время нехватка средств государственного бюджета заставляет бюджетные учреждения искать дополнительные источники финансирования, поэтому большинство учреждений помимо основной деятельности вынуждены оказывать платные услуги. Действующее законодательство разрешает некоммерческим организациям осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако предпринимательская деятельность может осуществляться только, если это послужит достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация. При этом на бюджетные учреждения возлагается обязанность учитывать доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество на отдельном балансе. Приказом Минфина РФ от 30.12.99 г. № 107 н утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, раскрывающая порядок ведения раздельного учета операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников. [30, c.15]

     Исходя  из организационно-правовой формы, бюджетные  учреждения имеют ряд особенностей ведения бухгалтерского учета, что  накладывает свой отпечаток и  на проведения анализа финансового  состояния бюджетного учреждения:

  • имущество, отражаемое на балансе учреждения, является собственностью государства;
  • как некоммерческая организация бюджетное учреждение не ставит получение прибыли целью своей деятельности;
  • деятельность учреждения полностью или частично финансируется из бюджета.

     Особенности ведения бухгалтерского учета доходов, расходов и финансовых результатов от оказания платных услуг обусловлены следующим:

  1. Бюджетные учреждения не имеют уставного фонда и собственного имущества. Имущество бюджетных учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления.
  2. Бюджетные учреждения составляют два бухгалтерских баланса. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять, приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. На отдельном бухгалтерском балансе, где учитываются доходы и имущество, полученные от предпринимательской деятельности и оказания платных услуг, отражаются также другие внебюджетные активы и обязательства. Это могут быть целевые средства и безвозмездные поступления.
  3. Бюджетные учреждения ведут раздельный учет по каждому из трех источников финансирования, под которыми подразумеваются бюджетное финансирование, доходы от оказания платных услуг, целевые и безвозмездные поступления.
  4. Бюджетные учреждения в отличие от других организаций в бухгалтерском учете доход от оказания платных услуг или реализации произведенной продукции признают только после оплаты этих услуг или продукции заказчиком или покупателем.
  5. В бухгалтерском учете бюджетных учреждений не предусмотрено начисление амортизации по объектам основных средств и нематериальным активам. [38, c.10]

     Наряду  с коммерческими предприятиями  и организациями, бюджетные учреждения по итогам работы за отчетный период определяют экономические или финансовые показатели хозяйственной деятельности. Они используются в целях экономического планирования деятельности учреждения при проведении анализа хозяйственной деятельности, а также для определения налоговой базы.

Информация о работе Финансовая деятельность учреждений культуры. пути укрепления финансовой состоятельности