Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 23:03, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование особенностей финансирования учреждений культуры и проведение анализа финансового состояния на примере МУК ЦКиД «Современник».
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
изучить факторы, влияющие на функционирование учреждений сферы культуры;
изучить особенности финансирования учреждений сферы культуры;
охарактеризовать особенности анализа финансового состояния некоммерческих организаций;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ …………………
1.1 Организация финансирования учреждений в сфере культуры ……
1.2 Особенности бюджетного финансирования учреждений сферы культуры…………………………………………………………………….
1.3 Особенности анализа финансового состояния некоммерческих
организаций…………………………………………………………………
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ МУК ЦКИД «СОВРЕМЕННИК»…………
2.1 Организационно-экономическая характеристика МУК ЦКиД
«Современник»…………………………………………………………….
2.2 Составление и исполнение сметы доходов и расходов МУК ЦКиД «Современник»……................................................................................
2.3 Анализ финансового состояния учреждения сферы культуры МУК ЦКиД «Современник»……………………………………………………..
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ
СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ……………..
3.1 Совершенствование бюджетного финансирования и
предпринимательской деятельности учреждений культуры……………
3.2 Разработка бизнес проекта детского клуба «Путешественник» для МУК ЦКиД «Современник» ………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………
Свою реальную сопричастность к культуре и искусству, заинтересованность в их сохранении и развитии должны почувствовать миллионы людей. Для этого необходимо вписать культуру в текущее потребление, в постоянные статьи расходов семейных бюджетов.
Надо превратить культурные ресурсы в постоянно потребляемые товары и услуги, но так, чтобы сохранялись целостность и неисчерпаемость культуры.
Характерной чертой постиндустриального общества является переход от реальной экономики к так называемой «экономике символов», основным продуктом которой становится бренд. В цивилизации досуга, бренд превращается в стратегический ресурс и капитал организаций культуры, который позволяет получать экономические выгоды от внеэкономических благ - символических атрибутов и преимуществ, осязаемых и неосязаемых элементов репутации, легенд и мифов, культурных традиций, грез и предрассудков, вкусов и симпатий публики.
Работа на рынке символов - это работа не с товарами и услугами, а с социально-психологическими мотивами, желаниями, ценностями и предрассудками людей в ситуациях, когда потребление материальных вещей отражает нематериальные социальные потребности. Люди приобретают товары и услуги, чтобы не утратить групповую идентификацию. Спрос на товары и услуги, предлагаемые сферой культуры, самым непосредственным образом связан с социально-психологическими мотивами, его вызывающими.
На
современном этапе все
Культура и творчество становятся абсолютно необходимы процессу потребления в цивилизации досуга, потому что только творческая энергия рождает и развивает желания. Творческие индустрии способны придать процессу потребления дополнительную глубину и длительность, вызывать и поддерживать интерес и желания - через истории, легенды и мифы, реплики и сувениры, игру воображения, перевоплощения и грезы, погружения в историю или будущее. Культура по своему потенциалу способна вовлекать в переживания, заставлять смеяться и плакать, страдать и негодовать, восхищаться и «улетать», расширяя тем самым границы эмоционального мира.
Сложные и тонкие технологии управления нематериальными потребностями людей позволяют почти заново открыть им культурное наследие и актуальное искусство, разбудить и развить их стремление увидеть, услышать, вдохнуть аромат, почувствовать, пережить, окунуться в атмосферу... и потратить на это деньги.
Культура и творческие индустрии обусловливают существование друг друга и способствуют взаимному развитию.
Судя по объему и динамике роста финансовых ресурсов, в России уже сложилась инфраструктура досуга с мощным рыночным потенциалом, хотя и отличающаяся крайне неравномерным территориальным распределением. Так, если в большинстве регионов доля доходов учреждений культуры от платных услуг не превышает 20%, то в Москве ситуация обратная. Доходы от платных услуг в сфере культуры составляют практически 80, а бюджетное финансирование - около 20%. В Санкт-Петербурге доля доходов от платных услуг в сфере культуры - более 60%. [2, с.17]
Очевидно, что развитие досуговой инфраструктуры обусловлено уровнем доходов населения и объемом платежеспособного спроса, хотя сверхдинамично происходят заимствование и трансляция образцов по модели диффузии инноваций: от столиц к региональным крупным центрам, из которых формируется опорный каркас сетевой инфраструктуры, а затем нововведения расходятся, как круги по воде, захватывая территории, прилегающие к узловым центрам сети.
Проанализируем теперь, куда направляется финансовый поток доходов от платных услуг, насколько он «освоен» бюджетными учреждениями культуры и искусства. В России приблизительно 122 с лишним тысячи зарегистрированных организаций культуры, из них около 108 тыс. - бюджетные учреждения. Таким образом, доля бюджетных учреждений в сфере культуры очень высока - 88%. Внутри бюджетных учреждений она также значительна, в среднем составляет около 80% и колеблется по видам деятельности: в театрах и концертных организациях - около 60%, в музеях - примерно 75, в клубах - около 90, в библиотеках - 95% (рис. 2). Конечно, внебюджетные ресурсы, которые втянуты в государственные и муниципальные учреждения культуры, сегодня весьма внушительны, тем не менее бюджетное финансирование все равно превалирует. По расчетам с учетом доли бюджетных учреждений и доли в них бюджетного финансирования, около 70% доходов от платных услуг не попадает в учреждения культуры, а аккумулируется в 12% негосударственных организаций культуры. Таким образом, учреждения культуры фактически находятся в стороне от основных внебюджетных финансовых потоков.
В настоящее время сложилась ситуация, когда общее количество государственных и муниципальных бюджетных учреждений составляет более 300 тыс.
С одной стороны, это большой и плохо управляемый массив организаций, чрезвычайно запутанный с точки зрения разграничения ответственности. С другой – это больницы и дома престарелых, школы и вузы, театры и музеи, от функционирования которых зависит качество жизни населения…
Оптимизация бюджетной сети – мера необходимая и неотвратимая. Цель ее – повышение качества предоставления государственных услуг, эффективности и рациональности использования бюджетных средств. [40, с.41]
Устаревшая, негибкая, зачастую однообразная сеть бюджетных учреждений составляет в России основную долю организаций культуры. Они имеют привилегированный доступ к бюджетным ресурсам, стягивают на себя стабильно растущее в последние годы бюджетное финансирование независимо от качества и эффективности своей работы. При этом они используют государственную (или муниципальную) собственность; опираются на сложившуюся инфраструктуру (т. е. кадровый потенциал, коллекции, фонды, архивы, памятники, а также здания, помещения, оборудование и т. д.), но осваивают менее трети рыночного потенциала индустрии культуры.
Бюджет - это общественный ресурс, который формируется за счет сбора налогов и других неналоговых источников дохода, с тем чтобы обеспечить гражданам доступность социальных услуг и социальные гарантии.
Государство рассматривает бюджет как инструмент выполнения своих обязательств не перед учреждениями культуры, а перед населением. При такой логике учреждения являются исполнителями, обеспечивающими реализацию государственных (муниципальных) обязательств по предоставлению услуг населению.
Задачами предстоящего реформирования сети бюджетных учреждений являются:
Конечной целью реформирования бюджетной сети является повышение качества предоставления государственных услуг и эффективности использования бюджетных ассигнований федерального бюджета. Результатом оптимизации бюджетной сети должно стать повышение эффективности ее работы за счет внедрения конкурентных принципов и экономии бюджетных средств, возникающей вследствие устранения дублирующих функций и прекращения предоставления аналогичных видов услуг различными учреждениями.
Однако существующее сметное финансирование бюджетных учреждений ориентировано не на потребителя, а на содержание их сети. Именно это положение приводит к неэффективности бюджетных расходов и должно быть пересмотрено. Несмотря на высокий, заметно обгоняющий инфляцию, темп роста бюджетных расходов на культуру за последние б лет, все нерешенные проблемы сохраняются, а достигнутые результаты не соответствуют общественным ожиданиям.
Повысились ли за этот период доступность и качество культурных благ и услуг? Скорее нет, чем да. К сожалению, в связи с изменением структуры расселения и неблагоприятными демографическими тенденциями и социальная, и территориальная доступность в сфере культуры снизилась. Усиливается дифференциация участия населения в культурной жизни и доступности культурных благ и услуг в зависимости от уровня его доходов и места проживания.
За
период экономической стабильности
и значительного притока
Только оптимизация сети бюджетных учреждений, повышение их хозяйственной и финансовой самостоятельности за счет преобразования тех из них, которые наиболее адаптировались к рыночным реалиям, в автономные учреждения или государственные (муниципальные) некоммерческие организации, работающие на принципах ответственного финансового менеджмента, позволят повысить эффективность бюджетных расходов и постепенно преодолеть сложившиеся диспропорции.
Дифференциация по расходам (как между регионами, так и внутри подотраслей культуры) очень существенна Степень дифференциации трудно оправдать какими то объективно сложившимися природно-климатическими, транспортными и другими различиями, которые приводят к объективному удорожанию стоимости бюджетных услуг (например, северными коэффициентами в зарплате, различиями в стоимости единицы условного топлива, продолжительностью отопительного сезона и т. д.). Даже с учетом региональных коэффициентов удорожания стоимости бюджетных услуг уровень дифференциации составляет 5 - 7 раз. Такое положение приводит к резкой неравномерности развития, разрушению единого культурного пространства России, затрудняет реализацию межрегиональных культурных проектов и программ.
Итак, бюджетная политика в ближайшие годы будет сориентирована на переход от управления затратами к управлению результатами, что позволит повысить эффективность использования государственной (муниципальной) собственности. Обсуждаются предложения о том, чтобы разделить режимы финансирования деятельности и содержания собственности.
За содержание, сохранение и перспективы повышения доходности недвижимого и особо дорогостоящего движимого имущества должен отвечать собственник. За качество предоставляемых услуг - коллектив организации культуры.
Сфера культуры объединяет различные виды деятельности и организации, оказывающие культурные услуги населению - библиотеки, музеи, театры, концертные организации, цирки, клубы, парки и т. д. По своему «коммерческому потенциалу», т. е. возможности существовать в рыночных условиях, организации культуры отличаются существенной неоднородностью. Кроме того, выполнение некоторых функций, закрепленных за организациями культуры учредителем (собственником), вообще не может быть организовано на рыночных принципах и не зависит от спроса или востребованности, а должно финансироваться по принципу «открытых дверей». Такие ситуации хорошо описаны в экономической литературе и получили название «провалы рынка».
И наконец, организации культуры обеспечивают достижение социально значимых целей, результаты которых не могут и не должны измеряться только экономической эффективностью; они выражаются в развитии культуры и общества, творческого потенциала, гарантиях социальной защиты, социальной справедливости и т. д. Соответственно, реструктуризация бюджетного сектора в сфере культуры должна строиться с учетом указанных особенностей.
Задачи в рамках данного направления: