Финансовая деятельность РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:46, доклад

Краткое описание

Финансовая деятельность любого государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.
Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.

Файлы: 1 файл

Финансовая деятельность любого государства представляет собой про.docx

— 21.25 Кб (Скачать)

Финансовая деятельность любого государства  представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность вызвана  объективной необходимостью распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.

Товарное производство и действие закона стоимости объективно определили необходимость существования денег, кредита, других экономических категорий, что является вторым условием существования финансовой деятельности.

В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в данной сфере следующие три задачи:

1. В соответствии с бюджетом - финансовым планом обеспечить плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.

2. Распределить фонды денежных  средств таким образом, чтобы  стимулировать развитие процесса производства.

3. Контрольная задача означает  необходимость осуществления финансового контроля за законностью и целесообразностью собирания, распределения и использования денежных ресурсов.

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов, различие которых определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных фондов. В зависимости от двух сторон финансовой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы:

1) методы собирания фондов денежных  средств;

2) методы их распределения и  использования

 

 Термин конституционные основы и юридической литературе получил очень широкое распространение. Вместе с тем, рассматривая вопрос о понятии конституционных основ, специалисты отдельных отраслей права по-разному определяют содержания данной категории. Конституционные основы как специальное правовое понятие, в котором отражается  тот факт, что реальные отношения, исполняющие в общественной жизни роль основ, закрепляются и охраняются юридическими средствами. Конституционные основы содержат как общее, так и особенное. Их специально юридическая функция заключается в том, что они служат посредствующим звеном в регулировании отдельных правовых связей. В настоящее время вопрос о научном определении и правовом закреплении термина «конституционные основы» приобрел особое значение. В процессе построения правого  государства конституция рассматривается уже не только как оформление и закрепление механизма властвования в государстве, а как правовой документ высшей юридической силы, определяющий развитие всех отраслей права и имеющий прямое действие. На основе Конституцией базируется и развивается весь правовой массив государства, приобретая всеобщее признание. Не случайно, что с принятием Конституции у любого государства появляется некая новая точка отсчета его существования.  В связи с этим Конституция Республики Казахстан 1995 года является новым этапом развития государства, она закрепила особый порядок общественного и государственного устройства. Как основной закон она определяет правовые основы перехода к рыночной экономике, и демократизма правого государства.

Конституция Республики Казахстан  регулирует широкий круг общественных отношений. Это относится также  к вопросам государственно-финансовой политики, организации взаимодействия властей на различных уровнях, защиты и прав и законных интересов человека и гражданина, функционирования финансово-кредитного механизма и т.д.

Конституция Республики Казахстан  занимает главенствующее положение  в иерархии правовой системы. Конституционные  основы выполняют роль юридической базы для развития финансового законодательства и соответствующих ему отраслей и институтов правовой системы Казахстана.

Обладая особым верховенством  на территории государства, Конституция  в то же время является весьма кратким  законодательным актом, который  не содержит и не должен содержать  детального  регулирования всех аспектов проявления государственной  и социальной политики. Однако это  не мешает Конституции оставаться законом, которому должны соответствовать принимаемые  и государстве законы, акты местного самоуправления, иные правовые предписания.

Краткость основного закона требует более пристального, детального рассмотрения всех нормативных положений, тезисов текста Конституции Республики Казахстан, каждый из которых становится основным, главным, ведущим, и в то же время  нуждающимся в дальнейшем развитии в конституционных законах.

Для определения понятия  конституционных основ необходимо уяснить сущность конституционного законодательства, базирующихся на нем  политико-правовых требований и положений, принципов права, их соотношение  с иными конституционными основами.

Конституционное законодательство представляет собой отрасль законодательства, определяющую основные принципы построения и деятельности государства, его  институты, закрепляющую положение  человека и его статус гражданина, регулирующую основные принципы построения и деятельности государства. Открытым остается вопрос о критериях отнесении  тех или иных нормативных актов  к числу конституционного законодательства. Думается, что в качестве таких  критериев рассматривать:

1.       статус субъекта, принявшего правовой акт;

2.       формально-юридические признаки правового акта;

3.       содержание регулируемых правовым актом отношений, их

роль в обществе и государстве.

Вместе с тем, конституционной  закон – понятие более узкое, включающее в себя основной закон  государства, которые регулируют власти, положение граждан, построение финансовой системы.

 Конституционные основы  не следует отождествлять с  конституционными принципами, которые  являются их составной частью, но отличны от других видов  основ по правовой  значимости, функциональному назначению.

 Принципы права выступают  в качестве своеобразной несущей  конструкции, на основе которой  покоятся и реализуются не  только нормы, институты или  отрасли, но и вся его система.  Принципы служат основным ориентиром  всей правотворческой, правоприменительной  и правоохранительной деятельности  государственных органов. От степени  их соблюдения в прямой зависимости  находится уровень слаженности,  стабильности эффективности правовой  системы.

Право активно влияет на все экономические и социальное процессы. Принципы права и всего  механизма правового регулирования  выступают в качестве идейной  пружины, основных начал, характеризующих  содержание норм, правоприменительных  актов, главные направления их функционального  воздействия на общественные отношения.

В юридической литературе высказаны различные взгляды  на природу принципов права. Говоря о принципах как об идеях, необходимо представлять, что их основы могут  формироваться и до создания отдельных  форм права в виде правовых принципов. В свою очередь, правовой принцип  – это требования, предъявляемые  к определенной системе права, которые  формируются до возникновения системы  права. Без их формирования было бы невозможно создание новой системы  права, которая ведет к превращению  правовых принципов в принципы права. Иными словами, принципы выступают в качестве таких правовых явлений, которые непосредственно связывают содержание права с его основами – теми закономерностями общественной жизни, на которых данная система права построена и которые она закрепляет.

Полная реализация правовых идей имеет место в ходе государственно-правовой и вообще общественной практики, когда  устанавливаются такие юридические  формы общественных отношений, к  которым законодатель сознательно  стремится.

Следовательно, конституционные принципы финансовой деятельности – это основанные на познании объективной закономерности финансовой деятельности государства руководящие начала, закрепленные в конституционных законах и представляющие высшую степень обобщенности и значимости политико-правовых требований в сфере финансов. Будучи законодательство закрепленным, принцип приобретает особую степень установления общих принципов налогообложения. Это важно в связи с тем, что бюджет и другие фонды денежных средств являются одним из условий существования, к самостоятельной власти, так и государства в целом. Финансовая политика как одна из сторон экономической политики базируется на единстве экономического пространства, единстве прав  и обязанности хозяйствующих субъектов, сочетании интересов государства также органов местного самоуправления, что свидетельствует о заинтересованности государства также органов местного самоуправления, что свидетельствует о заинтересованности государства в подъёме и дальнейшем развитии экономики. Конституция Республики Казахстан,  закрепляя экономические начала финансовой системе; а единство экономического развития пространства – через установление единых основ политики и программ в области государственного и экономического развития; через нормы, закрепляющие компетенцию органов местного самоуправления в области государственных финансов и бюджета, систему межбюджетных отношений, проявление налоговых прав.

В то же время органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный  бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Правительство РК обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной, и денежной политики, разрабатывает, исполняет и предоставляет отчёт  об исполнении бюджета, который подлежит обязательному рассмотрение в Парламенте. Данная процедура позволяет более детально и ответственно подходить к процедуре разработки и исполнения законодательных актов по бюджету, налогам и сбором, так как решение вопроса о доверии Правительству.

Таким образом, конституционные  основы представляют собой особое правое понятие, отражающие общие для государственно-правовой системы требования и особые формы  их реализации через отдельные нормы  или их группировки. В этом смысле конституционные основы можно определить как закрепленные в конституционном  законодательстве принципы и иные начала и требования, обязательные для развития государственно-правовой системы.

Следовательно, основы финансовой деятельности представляют собой особое правовое понятие, отражающие общие  для государственно-правовой системы  требования и особые формы их реализации через отдельные нормы или  их группировки в целях определения  финансовой политики и организации  финансовой деятельности государства. Сущность и содержание финансовой деятельности напрямую связаны с организационной  деятельностью органов государственной  власти и органов местного самоуправления в сфере финансов.

 Понятие «финансы»  представителями экономической  науки рассматривается как экономическое  отношения, связанные с формированием,  распределением и использованием  централизованных и децентрализованных  фондов денежных средств  в целях выполнения функции и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы, выражая реально  существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный  характер и специфическое общественное назначение отражают свою экономическую  сущность. В то же время финансы  можно рассматривать в материальном и правовом аспектах.

Наряду с совокупностью  денежно-экономических отношений, посредствам  которых и на основе распределения  и перераспределения национального  дохода образуются фонды денежных средств, существует обособленная система отношений  по практической организации сбора, распределения и использования  всей совокупности бюджетных, внебюджетных, централизованных и децентрализованных фондов, сосредоточенных в государственной  собственности. Правовой аспект финансов проявляется, прежде всего, через юридическое  закрепление принципов образования, распределения и использования  государственных фондов денежных средств, через правовую форму выражения  финансово-плановых актов, через правовую регламентацию отношений, связанных  с организации этих фондов.

При современной характеристика финансовой деятельности представляется необходимым дополнительно указать  на ее практически организующую направленность, что ею занимаются не только органы государственной власти, но органы местного самоуправления.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления непосредственно связана  с понятием управления как социальной функцией, т.е. обособленно-определенным видом деятельности, совершаемым  для достижения социально значимых целей.

В финансовой деятельности субъектом управленческого воздействия  является государство в лице органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, наделяемых властными полномочиями по аккумуляции, распределению и использованию  государственных финансов. А роль объекта выполняют органы, организации, общественно-территориальные образования, а также физические лица, вовлеченные в организацию процесса по обеспечению финансами государственных и местных структур, но на другой стороне управленческого воздействия. Обособление финансовой деятельности в системе социального управления произошло в результате предмета, по поводу чего возникают отношения между субъектом (деньги и денежные обязательства), значимости и сложности этих отношений для жизнеобеспечения государства и его низовых, уже не государственных структур. Властность упорядоченного воздействия в финансовой деятельности обусловлена законодательной деятельностью государства, что является причиной связью этой деятельности с государственным управлением. 

Но вместе с тем, финансовая деятельность не ограничена рамками  деятельности органов исполнительной власти. Государственная  власть, как  и, впрочем, имело место и с  прежним пониманием государственного управления в широком смысле (управление государственными делами), получила специализацию  в результате разделения на отдельные  ветви.  Следовательно, основными  составляющим финансовой деятельности, как и любой другой деятельности, является цель, субъект, объект и содержание финансовой деятельности.

 

Литература:

1.       Конституция РК 1995 г. с изменениями и дополнениями.

2.       Сапаргалиев Г.С. Конституционное право Республики Казахстан // Жеты Жаргы, Алматы 2002 г.

3.       Ровинский Е.А. Основные вопросы теории Сов. финансового права М.

4.       Финансовое право: Учебник / под ред О.Н. Горбуновой М. / Юрист М.  

5.       Новицкий И.Б., Лунц Л.А Общее учение об обязательстве  М., 1950 г. С. 58. 

 

 

Информация о работе Финансовая деятельность РК