Финансирование политики привлечения собственных и заемных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 15:37, реферат

Краткое описание

Основу управления собственным капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективного управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.

Файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ И ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ.docx

— 71.53 Кб (Скачать)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ И ЗАЕМНЫХ  СРЕДСТВ  

Фомин П.А., Хохлов В.В.

"Оценка эффективности  использования финансов предприятий  в условиях рыночной экономики"  

Основу управления собственным капиталом предприятия  составляет управление формированием  его собственных финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективного управления этим процессом на предприятии  разрабатывается обычно специальная  финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в  соответствии с потребностями его  развития в предстоящем периоде.  

Политика формирования собственных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся  в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного  развития.  

Основными задачами управления собственным капиталом  являются[1]:

определение целесообразного  размера собственного капитала;

увеличение, если требуется, размера собственного капитала за счет нераспределенной прибыли или дополнительного  выпуска акций;

определение рациональной структуры вновь выпускаемых  акций;

определение и реализация дивидендной политики.  
 

Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим основным этапам[2]

Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия  в предшествующем периоде. Целью  такого анализа является выявление  потенциала формирования собственных  финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия.

На первом этапе  анализа изучаются общий объем  формирования собственных финансовых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема реализуемой  продукции предприятия, динамика удельного  веса собственных ресурсов в общем  объеме формирования финансовых ресурсов в предплановом периоде.

На втором этапе  анализа рассматриваются источники  формирования собственных финансовых ресурсов. В первую очередь изучается  соотношение внешних и внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов, а также стоимость привлечения собственного капитала за счет различных источников.

На третьем этапе  анализа оценивается достаточность  собственных финансовых ресурсов, сформированных на предприятии в предплановом периоде.

Определение общей  потребности в собственных финансовых ресурсах. Эта потребность определяется по следующей формуле:  

Псфр = (Пк * Уск) / 100 – СКн + Пр, (1.)  

где:

Псфр – общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде;

Пк – общая потребность в капитале на конец планового периода;

Уск – планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме;

СКн – сумма собственного капитала на начало планируемого периода;

Пр – сумма прибыли направляемой на потребление в плановом периоде.  

Рассчитанная общая  потребность охватывает необходимую  сумму собственных финансовых ресурсов формируемых как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.

Оценка стоимости  привлечения собственного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе основных элементов  собственного капитала формируемого за счет внутренних и внешних источников.

Результаты такой  оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных  финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия.

Обеспечение максимального  объема привлечения собственных  финансовых ресурсов за счет внутренних источников. До того, как обращаться к внешним источникам формирования собственных финансовых ресурсов, должны быть реализованы все возможности  их формирования за счет внутренних источников. Так как ровными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов предприятия  являются сумма чистой прибыли и амортизационных отчислении, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов.

Обеспечение необходимого объема привлечения собственных  финансовых ресурсов из внешних источников. Объем привлечения собственных  финансовых ресурсов из внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую  не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования. Если сумма  привлекаемых за счет внутренних источников собственных финансовых ресурсов полностью обеспечивает общую потребность в них в плановом периоде, то в привлечении этих ресурсов за счет внешних источников нет необходимости.  
 

Потребность в привлечении  собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников предлагает рассчитывать по следующей формуле:  

СФРвнеш =Псфр – СФРвнут, (2.)  

где:

СФРвнеш – потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников;

Псфр – общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде;

СФРвнут – сумма собственных финансовых ресурсов планируемых к привлечению за счет внутренних источников.  

Обеспечение удовлетворения потребности в собственных финансовых ресурсах за счет внешних источников планируется за привлечения дополнительного  паевого капитала, дополнительной эмиссии  акций или за счет других источников.

Оптимизация соотношения  внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов.

Процесс этой оптимизации  основывается на следующих критериях:

обеспечении минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов. Если стоимость привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников существенно превышает планируемую стоимость привлечения заемных средств, то от такого формирования собственных ресурсов следует отказаться;

обеспечении сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями. Рост дополнительного паевого или акционерного капитала за счет сторонних инвесторов может привести к потере такой управляемости.  

Эффективность разработанной  политики формирования собственных  финансовых ресурсов оценивается с  помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия в предстоящем  периоде. Его уровень должен соответствовать  поставленной цели.  

Коэффициент самофинансирования развития предприятия рассчитывается по следующей формуле:  

Ксф = СФР / D/А +ПП), (3.)  

где:

Ксф – коэффициент самофинансирования предстоящего развития предприятия;

СФР – планируемый  объем формирования собственных  финансовых ресурсов;

D/А – планируемый прирост активов предприятия;

ПП – планируемый  объем потребления чистой прибыли.  

Успешная реализация разработанной политики формирования собственных финансовых ресурсов связана  с решением следующих основных задач:

обеспечением максимизации формирования прибыли предприятия  с учетом допустимого уровня финансового  риска;

формированием эффективной  политики распределения прибыли (дивидендной  политики) предприятия;

формированием и  эффективным осуществлением политики дополнительной эмиссии акций (эмиссионной  политики) или привлечения дополнительного  паевого капитала.  

Основу формирования собственных внутренних финансовых ресурсов предприятия, направляемых на производственное развитие, составляет балансовая прибыль, которая характеризует  один из важнейших результатов финансовой деятельности предприятия.

Она представляет собой  сумму следующих видов прибыли  предприятия:

прибыли от реализации продукции (или операционную прибыль);

прибыли от реализации имущества;

прибыли от внереализационных операций.  

Среди этих видов  главная роль принадлежит операционной прибыли, на долю которой приходится в настоящее время 90-95 % общей суммы  балансовой прибыли. На многих предприятиях она является единственным источником формирования балансовой прибыли. Поэтому  управление формированием прибыли  предприятия рассматривается обычно как процесс формирования операционной прибыли (прибыли от реализации продукции).  

Основной целью  управления формированием операционной прибыли предприятия является выявление  основных факторов, определяющих ее конечный размер, и изыскание резервов дальнейшего  увеличения ее суммы.  

Механизм управления формированием операционной прибыли  строится с учетом тесной взаимосвязи  этого показателя с объемом реализации продукции, доходов и издержек предприятия. Система этой взаимосвязи, получившая название Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли», позволяет  выделить роль отдельных факторов в  формировании операционной прибыли  и обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии.  

В процессе управления формированием операционной прибыли  на основе системы предприятие решает следующие задачи [3]

какое влияние окажет на прибыль изменение цен на реализуемую  продукцию, изменение переменных и  постоянных затрат, объема реализации;

какой объем реализации обеспечит достижение безубыточности;

каковы оптимальные объем и структура выпуска;

как изменение в  структуре реализации повлияет на прибыль  и минимальный безубыточный объем;

какой «запас прочности» есть у предприятия;

какой объем продаж позволит достичь запланированного объема прибыли;

какую прибыль можно  ожидать при данном уровне реализации;

какой минимальный  уровень цен на продукцию предприятия  при заданном объеме выпуска позволит избежать убытков;

как изменение в  ассортименте реализуемой продукции  повлияет на прибыль и минимальный  безубыточный объем;

производить ли товары и услуги самостоятельно или заказывать их на стороне;

какова нижняя граница  цены на реализуемую продукцию.  
 

Ключевыми элементами анализа соотношения «затраты –  объем – прибыль» выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка  безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности [4]  

Маржинальный доход  – это разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.  

Порог рентабельности (точка безубыточности) – это  показатель, характеризующий объем  реализации продукции, при котором  выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т.е. это  тот объем продаж, при котором  предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.  

Производственный  леверидж – это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг).  

Маржинальный запас  прочности – это процентное отклонение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) от пороговой  выручки (порога рентабельности).  

Для проведения анализа  безубыточности производства необходимым  условием является деление затрат предприятия  на постоянные и переменные. Как  известно, постоянные затраты не зависят  от объема производства, а переменные – изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Для расчета  объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные предприятия в своей практической деятельности используют такие показатели, как величина и норма маржинального  дохода.  

Величина маржинального  дохода показывает вклад предприятия  в покрытие постоянных затрат и получение  прибыли.  

Информация о работе Финансирование политики привлечения собственных и заемных средств