Финансирование политики привлечения собственных и заемных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 15:37, реферат

Краткое описание

Основу управления собственным капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективного управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.

Файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ И ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ.docx

— 71.53 Кб (Скачать)

Существует два  способа определения величины маржинального  дохода.

При первом способе  из выручки предприятия за реализованную  продукцию вычитают все переменные затраты, т.е. все прямые расходы  и часть накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся к категории  переменных затрат. При втором способе  величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и  прибыли предприятия.  

Под средней величиной  маржинального дохода понимают разницу  между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя  величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.  

Нормой маржинального  дохода называется доля величины маржинального  дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней  величины маржинального дохода в  цене товара.  

Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных  объемах выпуска.  

Анализ соотношения  «затраты – объем – прибыль», как уже отмечалось выше, на практике иногда называют анализом точки безубыточности. Эту точку также называют «критической»  или «мертвой», или точкой «равновесия». Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.  

При графическом  методе нахождение точки безубыточности (порога рентабельности) сводится к  построению комплексного графика «затраты – объем – прибыль». Последовательность построения графика заключается  в следующем:

наносим на график линию  постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси абсцисс;

выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки  безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению;

вновь выбираем любую  точку на оси абсцисс и для  нее находим сумму выручки  от реализации. Стоим прямую, отвечающую этому значению

Точка безубыточности на графике – это точка пересечения  прямых, построенных по значению затрат и выручки (рисунок 1).

  

Рисунок 1. – Определение  точки безубыточности (порога рентабельности)  

Изображенная на рисунке 1 точка безубыточности (порога рентабельности) – это точка пересечения  графиков валовой выручки и совокупных затрат. Размер прибыли или убытков  заштрихован. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна  его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая  точке безубыточности, называется пороговой  выручкой. Объем роизводства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.  

Для определения  точки безубыточности (порога рентабельности) в международной практике также  используют метод уравнений, основанный на исчислении прибыли предприятия  по формуле:  

В – Зпер – Зпост = П, (4.)  

где:

В – выручка от реализации продукции;

Зпер – сумма переменных затрат;

Зпост – сумма постоянных затрат;

П – прибыль от реализации продукции.  

Детализируя порядок  расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем  виде: 

(Ц *qпер/ед *qпост = П, (5.)  

где:

Ц – цена за единицу продукции

q – количество реализованных единиц продукции;

Зпер/ед – переменные затраты на единицу продукции.  

Метод уравнений, кроме  того, можно использовать при анализе  влияния структурных изменений  в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается  как набор относительных долей  продукции в общей сумме выручки  от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать  заданной величины, а прибыль может  быть меньше. В этих условиях влияние  на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента – в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции.  

Разновидностью метода уравнений является метод маржинального  дохода, при котором точка безубыточности (порог рентабельности) определяется по следующей формуле:  
 

ТБ = Зпост / Нмд, (6.)  
 

где:

ТБ – точка  безубыточности;

Нмд – норма маржинального дохода.  

Чтобы найти точку  безубыточности (порог рентабельности), необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка предприятия, чтобы прибыль стала нулевой? Нельзя просто сложить переменные и постоянные затраты, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся.  

Маржинальный запас  прочности — это величина, показывающая превышение фактической выручки  от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Этот показатель определяется следующей формулой:  

ЗПм = (В –Вп) / (В * 100 %), (7.)  

где:

ЗПм – маржинальный запас прочности;

Вп – пороговая выручка.  
 

Производственный  леверидж (leverage в дословном переводе – рычаг) – это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.  

Необходимым условием применения механизма производственного  левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.  

Производственный леверидж определяется с помощью следующей формулы: 
 

ЭПЛ = МД / П, (8.)  

или 

(Зпост + П) / П = 1 + (Зпост / П), (9.)  

где:

ЭПЛ – эффект производственного левериджа;

МД – маржинальный доход.  

Найденное с помощью  формулы 3.8. значение эффекта производственного  левериджа в дальнейшем используется для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую формулу: 
 

(ЭПЛ = ∆П / ∆В, (10.) 
 

где:

∆П – изменение прибыли от реализации, %;

∆В – изменение  выручки от реализации, %. 

Производственный леверидж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левереджа может изменяться под влиянием:

цены и объема продаж;

переменных и постоянных затрат;

комбинации любых  перечисленных факторов.  
 

В основе изменения  эффекта производственного левериджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.  

Следует отметить, что  в конкретных ситуациях проявление механизма производственного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:

Положительное воздействие  производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности.

Для того, чтобы положительный  эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным «грузом» на пути к достижению точки безубыточности.

По мере дальнейшего  увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного  левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли.

Механизм производственного  левериджа имеет и обратную направленность – при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.

Между производственным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левериджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.

Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного левериджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.  

Понимание механизма  проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадии жизненного цикла предприятия.  

При неблагоприятной  конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще  не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре  товарного рынка и наличии  определенного запаса прочности, требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно  ослаблены. В такие периоды предприятие  может значительно расширять  объем реальных инвестиций, проводя  реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.  

При управлении постоянными  затратами следует иметь в  виду, что высокий их уровень в  значительной мере определяется отраслевыми  особенностями деятельности, определяющими  различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими затратами.  

Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости  суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести:

существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре  товарного рынка;

продажу части неиспользуемого  оборудования и нематериальных активов  с целью снижения потока амортизационных  отчислений;

широкое использование  краткосрочных форм лизинга машин  и оборудования вместо их приобретения в собственность;

сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг  и другие.  
 

При управлении переменными  затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение  этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к  росту маржинального дохода, что  позволяет быстрее преодолеть эту  точку. После преодоления точки  безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост  прибыли предприятия. К числу  основных резервов экономии переменных затрат можно отнести:

снижение численности  работников основного и вспомогательных  производств за счет обеспечения  роста производительности их труда;

Информация о работе Финансирование политики привлечения собственных и заемных средств