Финансирование политики привлечения собственных и заемных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 15:37, реферат

Краткое описание

Основу управления собственным капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективного управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.

Файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ И ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ.docx

— 71.53 Кб (Скачать)

Разработка эффективной  эмиссионной политики предприятия  охватывает следующие этапы.  

1. Исследование возможностей  эффективного размещения предполагаемой  эмиссии акций. Решение о предполагаемой  первичной (при преобразовании  предприятия в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие  уже создано в форме акционерного  общества и нуждается в дополнительном  притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций.  

Анализ конъюнктуры  фондового рынка (биржевого и  внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения  акций, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий  и ряда других показателей. Результатом  проведения такого анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии и  оценка его потенциала поглощения эмитируемых  объемов акций.  

Оценка инвестиционной привлекательности своих акций  проводится с позиции учета перспективности  развития отрасли (в сравнении с  другими отраслями), конкурентоспособности  производимой продукции, а также  уровня показателей своего финансового  состояния (в сравнении со среднеотраслевыми  показателями). В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной предпочтительности акций своей  компании в сравнении с обращающимися  акциями других компаний.  

Можно выделить следующие  способы оказания воздействия на инвестиционную привлекательность  акций, инимизирующие риск инвестора и увеличивающие его доход [9] (рисунок 3.):

 

Рисунок 3. - Способы  оказания воздействия на инвестиционную привлекательность акций 

Улучшение собственного финансового состояния эмитента и оптимизация дивидендной политики.

Оказание воздействия  на рыночные параметры акций (ценовые  характеристики – абсолютные уровни, спрэд между покупкой и продажей, объемы сделок, ликвидность).

Улучшение инвестиционных качеств акций посредством максимизации объема прав, предоставляемых акционеру  и неукоснительное соблюдение этих прав.

Раскрытие информации о состоянии, деятельности и планах эмитента, позволяющей инвестору  адекватно оценить инвестиционные качества акций.  
 

2. Определение целей  эмиссии. В связи с высокой  стоимостью привлечения собственного  капитала из внешних источников  эмиссии должны быть достаточно  весомыми с позиций стратегического  развития предприятия и возможностей  существенного повышения его  рыночной стоимости в предстоящем  периоде. Основные из таких  целей, которыми предприятие руководствуется,  прибегая этому источнику формирования  собственного капитала, являются:

реальное инвестирование, связанное с отраслевой и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети новых  филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим объемом выпуска продукции и т.п.);

необходимость существенного  улучшение структуры используемого  капитала (повышение доли собственного капитала с целью роста уровня финансовой устойчивости, обеспечение  более высокого уровня собственной  кредитоспособности и снижение за счет этого стоимости привлечения  заемного капитала, повышение эффекта  финансового левериджа и т.п.);

намечаемое поглощение других предприятий с целью получения  эффекта синергизма (участие в  приватизации сторонних государственных  предприятий также может рассматриваться  как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контрольного пакета акций или преимущественная доля в уставном фонде);

иные стратегические цели, требующие быстрой аккумуляции  значительного объема собственного капитала.  

3. Определение объема  эмиссии. При определении объема  эмиссии необходимо исходить  из ранее рассчитанной потребности  в привлечении собственных финансовых  ресурсов за счет внешних источников.  

4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых  акций. Номинал акций определяется  с учетом основных категорий  предстоящих их покупателей (наибольшие  номиналы акций ориентированы  на их приобретение институциональными  инвесторами, а наименьшие –  на приобретение населением). В  процессе определения видов акций  устанавливается целесообразность  выпуска привилегированных акций,  если такой выпуск признан  целесообразным, то устанавливается  соотношение простых и привилегированных  акций. Количество эмитируемых  акций определяется исходя из  объема эмиссии и номинала  одной акции (в процессе одной  эмиссии может быть установлен  лишь один вариант номинала  акций).  

5. Оценка стоимости  привлекаемого акционерного капитала.В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по предполагаемому уровню дивидендов и затратам по выпуску акций и размещению эмиссии. Расчетная стоимость привлекаемого капитала оставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.  

6. Определение эффективных  форм андеррайтинга. Для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения, обеспечить регулирование объемов продажи акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещенных акций на первоначальном этапе их обращения.  

С учетом возросшего объема собственного капитала предприятие  имеет возможность, используя неизменный коэффициент финансового левериджа, соответственно увеличить объем привлекаемых заемных средств, а, следовательно, и повысить рентабельность собственного капитала.  

Таким образом, именно показатели собственного капитала замыкают всю пирамиду показателей эффективности  функционирования предприятия, вся  деятельность которого должна быть направлена на увеличение суммы собственного капитала и повышения его доходности.  

Несомненно, вышеобозначенные методы и подходы к управлению собственным капиталом являются основополагающими.  

Политика привлечения  заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.  

Известны два вида источников пополнения средств предприятия: внешние – за счет заимствований и эмиссии акций и внутренние – за счет нераспределенной прибыли.  

Существует четыре основных способа внешнего финансирования:

Закрытая подписка на акции (если она проводится между  прежними акционерами, то, как правило, по заниженной в сравнении с рыночным курсом цене; при этом у предприятия  возникает упущенная выгода –  тот же расход).

Привлечение заемных  средств в форме кредита, займов, эмиссии облигаций.

Открытая подписка на акции.

Комбинация первых трех способов. Если первый способ оказывается  неприемлемым из-за недостатка средств  у сегодняшних акционеров или  их уклонения от дальнейшего финансирования, то критерием выбора между вторым и третьим вариантами является сведение к минимуму риска утраты контроля над предприятием.  
 

Внешние и внутренние виды финансирования тесно взаимозависимы. Это не означает, тем не менее, взаимозаменяемости. Так, внешнее долговое финансирование ни в коем случае не должно подменять  привлечение и использование  собственных средств. Только достаточный  объем собственных средств может  обеспечивать развитие предприятия  и укреплять его независимость, а также свидетельствовать о  намерении акционеров разделять  связанные с предприятием риски  и «подпитывать» тем самым  доверие партнеров, поставщиков, клиентов и кредиторов.  

Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы.  

1. Анализ привлечения  и использования заемных средств в предшествующем периоде.  

Целью такого анализа  является выявление объема, состава  и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.  

На первом этапе  анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.  

На втором этапе  анализа определяются основные формы  привлечения заемных средств, анализируются  в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного  кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме  заемных средств, используемых предприятием.  

На третьем этапе  анализа определяется соотношение  объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого  заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотных активов.  

На четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия  предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются  с позиций их соответствия конъюнктуре  финансового и товарного рынков.  

На пятой стадии анализа изучается эффективность  использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Первая группа этих показателей составляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.  

Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств  на предприятии в божившихся объемах  и формах.  

2. Определение целей  привлечения заемных средств  в настоящем периоде. Основными  целями ривлечения заемных средств предприятиями являются:

пополнение необходимого объема постоянной части оборотных  активов. В настоящее время большинство  предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности  финансировать полностью эту  часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;

обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов  не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных  активов частично или полностью  финансируется за счет заемных средств;

формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью  привлечения заемных средств  в этом случае выступает необходимость  ускорения реализации отдельных  реальных проектов предприятия (новое  строительство, реконструкция, модернизация) обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.

обеспечение социально-бытовых  потребностей своих работников. В  этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных  участков и на другие аналогичные  цели;

другие временные  нужды. Принцип целевого привлечения  заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших  объемах.  
 

3. Определение предельного  объема привлечения заемных средств.  Максимальный объем этого привлечения  диктуется двумя основными условиями: 

а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;

Информация о работе Финансирование политики привлечения собственных и заемных средств