Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:17, дипломная работа
Основной целью и задачей данной выпускной работы является изучение методики анализа финансового состояния предприятия и результатов его деятельности с отражением механизма чтения финансовой отчетности и расчета финансовых показателей, рассмотрение внутренних и внешних отношений хозяйственного субъекта.
стр
Введение
1. Цели и значение финансового анализа
Значение финансового анализа в современных условиях, методы и приемы анализа
1.2. Формирование финансовых результатов предприятия
1.3. Система показателей, характеризующих финансовое
состояние предприятия.
1.3.1. Показатели оценки имущественного положения
1.3.2. Оценка ликвидности и платежеспособности
1.3.3. Оценка финансовой устойчивости
1.3.4. Оценка деловой активности
1.3.5. Оценка рентабельности
1.4. Анализ баланса предприятия и его структуры
2. Технико-экономическая характеристика и анализ финансового состояния ТОО «Швабские колбаски»
2.1. История создания и развития предприятия и характеристика его основных технико-экономических показателей
2.2.Предварительный обзор баланса и оценка ее ликвидности
2.3.Характеристика имущества и источников средств предприятия
2.4. Оценка финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия
2.5. Анализ рентабельности
3. Мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия
Заключение
Список использованной литературы
5
7
7
11
16
17
18
19
20
21
22
26
26
36
45
60
71
75
85
88
- основными источниками
информации анализа
- Форма №1 - “Баланс
предприятия” - дает основную информацию
для анализа финансового
- Форма №2 - “Отчет
о финансовых результатах
- основными требования
к источникам информации, используемым
в финансовом анализе,
- по сфере доступности информация делится на открытую (формы финансовой отчетности) и закрытую (информация внутреннего учета и планирования) или секретную.
1.4 Методы финансового анализа.
В литературных источниках о финансовом анализе приводятся самые различные методы финансового анализа и их классификации. Их можно разбить на три основные группы:
1). Методы, прямо или
косвенно заимствованные из
2). Модели, используемые при проведении финансового анализа;
3). Методы чтения финансовой отчетности.
В соответствии с этой структурой мною и будет изложен данный вопрос.
Существуют различные классификации методов, которые могут быть применимы в финансовом анализе. Первый уровень классификации выделяет неформализованные и формализованные методы анализа. Первые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические, сравнения, построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц и т.п. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.
Ко второй группе относятся методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости. Известны десятки этих методов; они составляют второй уровень классификации. Перечислим некоторые из них. [12, с.58]
Классические методы анализа хозяйственной деятельности и финансового анализа: цепных подстановок, арифметических разниц, балансовый, выделения изолированного влияния факторов, процентных чисел, дифференциальный, логарифмический, интегральный, простых и сложных процентов, дисконтирования.
Традиционные методы экономической статистики: средних и относительных величин, группировки, графический, индексный, элементарные методы обработки рядов динамики.
Математико-статистические методы изучения связей: корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ, метод главных компонент, ковариационный анализ, метод объекто-периодов, кластерный анализ и др.
Эконометрические методы: матричные методы, гармонический анализ, спектральный анализ, методы теории производственных функций, методы теории межотраслевого баланса.
Методы экономической кибернетики и оптимального программирования: методы системного анализа, методы машинной имитации, линейное программирование, нелинейное программирование, динамическое программирование, выпуклое программирование и др.
Методы исследования операций и теории принятия решений: методы теории графов, метод деревьев, методы байесовского анализа, теория игр, теория массового обслуживания, методы сетевого планирования и управления.
Безусловно, не все из перечисленных методов могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа, поскольку основные результаты эффективного анализа и управления финансами достигаются с помощью специальных финансовых инструментов, тем не менее некоторые их элементы уже используются. В частности, это относится к методам дисконтирования, машинной имитации, корреляционно-регрессионного анализа, факторного анализа, обработки рядов динамики и др.
Финансовый анализ проводится с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Можно выделить три основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные. [12, с.59]
Дескриптивные модели, известные также, как модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности. Все эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности. Анализ, проводимый во втором разделе данной работы и будет представлять собой построение дескриптивной модели.
Предикативные модели - это модели предсказательного, прогностического характера. Они используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели), модели ситуационного анализа.
Нормативные модели. Модели этого типа позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т.п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной степени базируется на применении жестко детерминированных факторных моделей.
Основной принцип
Практика финансового анализа уже выработала основные виды анализа (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:
горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
В заключение следует сказать, что не все методы и модели, изложенные выше, будут использованы мною в данной работе в ходе анализа финансового состояния. Это объясняется ограниченностью информации, которая имеется в распоряжении, а также тем, что анализ будет преимущественно внешним.
В ходе анализа будет использоваться дескриптивная модель, т.е. модель описательного характера, в рамках которой применимы следующие методы и направления анализа:
1). Вертикальный и горизонтальный
анализ отчетности - выражением данного
метода будет построение
2). Построение системы аналитических коэффициентов, на основе которых будут рассматриваться финансовая устойчивость, ликвидность;
3). Факторный анализ -
определение степени влияния
отдельных составляющих
4). Анализ рентабельности
- показатели этой группы будут
использоваться для оценки
2 Технико-экономическая характеристика и анализ финансового состояния ТОО «Швабские колбаски»
2.1 История
создания и развития
ТОО «Швабские колбаски» – один из крупнейших производителей колбасных изделий, а также мясных полуфабрикатов в ВКО. Юридический адрес фирмы: г.Урджар, ВКО
Кроме выпуска основных видов продукции в г. Урджар, ТОО «Швабские колбаски» имеет филиалы-комплексы хладобоен в городах Аягуз и Талды-Курган. Для удовлетворения потребностей завода в основном сырье – мясе, действует сырьевые комплексы в близлежащих селах.
История фирмы уходит в прошлое почти на 35 лет, а именно в 1975 году появилось предприятие, которое было введено в эксплуатацию в качестве овцехладобойни, входившей в состав Семипалатинского мясокомбината. В 1955 году овцехладобойня была взята в аренду торговым домом акционерным обществом «Айгерим» и под тем же названием была переоборудована для производства колбасных изделий. Было закуплено оборудование бывшее в употреблении на мясокомбинатах, отремонтированы помещения, укомплектованы специалистами и освоен выпуск колбасных изделий. Основным сырье для производства являлось мясо свиное и крупного рогатого скота. Данное сырье заготавливалось закупом у населения и крестьянских хозяйств региона. Материалы и специи закупались у предприятий Казахстана и России. Руководил предприятием до 2004 года генеральный директор Нурсиленов С.К. В 2004 году новое руководство фирмы во главе с директором предприятия Бейсеновым Кусаином Бейсеновичем переименовало фирму в ТОО «Швабские колбаски» с соответствующим изменением организационно-правовой формы на товарищество.
Для расширения производства в 1999 и 2000 гг соответственно были приобретены хладобойни, расположенные в г. Талды-Курган и в г. Аягуз. Сырьем данные хладобойни обеспечивают собственный сырьевой комплекс фирмы, емкостью 20 тонн. Географическое расположение данного комплекса для фирмы очень выгодно, так как в радиусе около 100 километров нет подобных сырьевых комплексов и мелких переработчиков сырья, и расходы по транспортировке мяса не значительны.
Предприятие полностью обеспечена
соответствующей материально-
С 2000 года и по сегодняшний день ТОО «Швабские колбаски» постоянно увеличивает как свои обороты по продажам, так и ассортимент предлагаемой продукции, которые могут удовлетворить широкие слои населения в данной продукции.
В настоящее время предприятие является одним из главных производителей и продавцов колбасных изделий в регионе. Вся реализуемая продукция постоянно обновляется в соответствии с изменениями на рынке аналогичной продукции. Руководителями предприятия являются опытные и квалифицированные специалисты, отработавшие в данной отрасли много лет. В целом же предприятие реализует разнообразный ассортимент продукции, который используется спросом у разных слоёв населения.
Все отделы и службы ТОО на данный момент оснащены достаточно современной, высокопроизводительной оргтехникой, помещения соответствуют стандартам высокого сервиса, складские помещения достаточны и позволяют обеспечивать поставку и хранение товаров.
Со дня образования фирмы на нем проводится постоянная аттестация привозимой продукции для контроля его качества с целью обеспечения хорошего имиджа фирмы, реализующего высококачественную продукцию. Имеется своя производственная лаборатория.
Организационно – правовой формой предприятия является товарищество с ограниченной ответственностью. То есть предприятие несет ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. Участники несут убытки только в пределах своего вклада. Предприятие не отвечает по имущественным обязательствам участников.
Форма собственности - частная, весь уставный капитал внесен одним физическим лицом (Бейсенов К.Б.), который установлен в размере 120 000 тенге.