Банкротство и пути финансового оздоровления предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 12:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в анализе проблем банкротства и финансового оздоровления предприятия. Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
проанализировать сущность банкротства и причины его возникновения;
выявить методы выявления и прогнозирования банкротства;
изучить пути и способы финансового оздоровления предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
проанализировать конкретное предприятие-банкрот и методы его финансового оздоровления.
Предметом исследования стали банкротство предприятия и методы его финансового оздоровления.
Объект исследования - промышленное предприятие региона, осуществляющее финансовое оздоровление.
Теоретической и методологической основой послужили теоретические положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных авторов по исследуемым проблемам, нормативные документы Российской Федерации. В работе применялись научные методы экономического, математического и финансового анализа; сравнения и аналогии; единства объективного и субъективного в развитии экономических процессов; статистического и математического моделирования.

Оглавление

Введение 4
1. Теоретические аспекты банкротства предприятия 7
1.1 Сущность банкротства и причины возникновения неплатежеспособности предприятий 7
1.2 Методы выявления причин банкротства 13
1.3 Количественные и качественные методы прогнозирования банкротства предприятий 20
1.4 Пути финансового оздоровления предприятия 33
2. Анализ финансово-экономической деятельности ОАО «Ростсельмаш», приведшей к кризису предприятия 41
2.1 Организационно-экономическая характеристика 41
2.2 Основные показатели деятельности предприятия в 1991-1995 гг. 48
3. Финансовое оздоровление ОАО «Ростсельмаш» 60
3.1 Методы финансового оздоровления предприятия в 1996-1998 гг. 60
3.2 Развитие предприятия в 1999-2005 гг. 67
3.3 Оптимизация финансовых показателей предприятия 79
Заключение 83
Литература 86

Файлы: 1 файл

банкротство диплом.rtf

— 1.32 Мб (Скачать)
 

     3.2 Развитие предприятия в 1999-2005 гг. 

     В середине 1999 года было начато реформирование предприятия, в результате которого произошли значительные изменения в обществе. Серьезные изменения претерпели вопросы маркетинга, сбыта продукции, изменилась структура управления АО «Ростсельмаш», была внедрена система управленческого учета.

     В 1999-2004 гг. предприятие проводило следующую маркетинговую политику.

     Основным направлением деятельности АО «Ростсельмаш» в сфере маркетинга являлось осуществление мер по сохранению и улучшению позиций на традиционных рынках продаж зерно- и кормоуборочной техники в России и странах СНГ, в том числе:

  • более тщательное и детальное изучение состояния рынков, налаживание непосредственных связей с покупателями техники;
  • максимальный учет новых запросов и требований потребителей уборочной техники к качеству производимой продукции;
  • популяризация выпускаемой и вновь разрабатываемой продукции путем демонстрации разработок, проведения выставок, ярмарок и показательных эксплуатационных испытаний машин в сравнении с лучшими зарубежными аналогами, расширение рекламной деятельности и т.п.;
  • создание и постоянное совершенствование методов работы структур дилерской сети, представительств и торгово-технических центров по осуществлению предпродажной подготовки машин производства АО «Ростсельмаш», их гарантийного и сервисного технического обслуживания, по обучению механизаторских кадров, по изучению спроса и условий приобретения новой техники. Дилерские функции были переданы 127 торгово-техническим центрам в России, была организована сеть торгово-технических центров на Украине, в Белоруссии и др. государствах Содружества;
  • стимулирование сбыта продукции за счет внедрения систем продажи комбайнов под оплату продукцией (частично или полностью), ценными бумагами, использования фьючерсных операций, а также гибких систем скидок, премий и т.п.

     Кроме того, в связи с ограниченными возможностями реализации техники на традиционных рынках России и государств Содружества АО «Ростсельмаш» усилил внимание к внешним рынкам. Одним из путей дальнейшего расширения таких продаж явилось создание за рубежом собственных дилерских пунктов и технических центров.

     Основные направления стратегии роста в деятельности АО «Ростсельмаш» по расширению рынков сбыта включали в себя следующее:

  • Увеличение поставок зерноуборочных машин в страны «ближнего» и «дальнего» зарубежья на основе интенсификации рекламной деятельности, проведения мероприятий по доработке машин с учетом более полного удовлетворения требований местных заказчиков.
  • Постоянное совершенствование (модернизация) выпускаемой техники, создание конструкций и организация производства новых типов машин, соответствующих показателям лучших мировых образцов.
  • Освоение новых сегментов рынка, в т.ч. увеличение поставок кормоуборочной техники (комбайнов «Дон-680» и набора адаптеров к ним), энергетических средств, косилок-плющилок, косилок измельчителей к энергосредствам «Дон-800» и др. новой сельскохозяйственной техники, производства АО «Ростсельмаш».
  • Интенсивное и диверсификационное развитие предприятия осуществлялось за счет расширения границ рынка, пополнения ассортимента новыми видами сельскохозяйственной техники.

     Каналы распределения продукции акционерного общества образовали предприятия и организации, которые, являясь посредниками между АО «Ростсельмаш» и потребителем, обеспечивают постоянные распределительные связи.

     Каналы распределения и сбыта сельскохозяйственной техники производства АО «Ростсельмаш» в Российской Федерации действовали по трем схемам:

  • АО «Ростсельмаш» - Торгово-технический центр - Потребитель.
  • АО «Ростсельмаш» - АО «Росагроснаб» и агроснабы областей, краев, республик Российской Федерации - Потребитель.
  • АО «Ростсельмаш» - Потребитель.

     Каналы распределения техники в государствах Содружества действовали по трем схемам:

  • АО «Ростсельмаш» - государственные концерны и акционерные общества по материально-техническому снабжению сельского хозяйства (концерн «Украгротех-сервис»), Казахская государственная компания «Кен Дала» и др.) и агроснабы - Потребитель.
  • АО «Ростсельмаш» - Торгово-технический центр (действуют в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане и на Украине) - Потребитель.
  • АО «Ростсельмаш» - Потребитель.

     Каналы распределения продукции, поставляемой АО «Ростсельмаш» на экспорт в государства Западной Европы, Африки, Азии и Австралии, Северной и Южной Америки формировались по двум схемам:

  • АО «Ростсельмаш» - Внешнеторговое АО «Трактороэкспорт» с предприятиями зарубежной дилерской сети - Потребитель.
  • АО «Ростсельмаш» - Потребитель.

     Основной объем реализации машин производства АО «Ростсельмаш» осуществляется:

  • для России и стран СНГ - через торгово-технические центры и базы агроснабов, где осуществляется хранение, досборка, предпродажная подготовка и передача машин потребителю, а также напрямую хозяйствам. Транспортирование продукции осуществляется в основном железнодорожным транспортом, частично - своим ходом (самовывозом);
  • в зарубежные страны продажа машин осуществляется через ВАО «Трактороэкспорт», дилерские предприятия которого выполняют предпродажную подготовку машин в соответствии с требованиями стран-импортеров, продажу и их техническое обслуживание в течение всего периода эксплуатации. Транспортирование машин осуществляется морским, железнодорожным и автомобильным транспортом.

     Система маркетинговых коммуникаций АО «Ростсельмаш» включала в данный период в себя следующие элементы: рекламу, формирование общественного мнения (паблик рилейшнз), стимулирование сбыта.

     Распространение рекламных материалов по выпускаемой продукции осуществлялось через торгово-технические центры, систему агроснабов, на выставках-ярмарках. Систематически публиковались статьи в газетах и журналах, распространялись рекламные видеоматериалы, проводилась реклама по радио и телевидению т. п.

     Для укрепления имиджа предприятия использовались следующие элементы:

  • выступления руководителей АО «Ростсельмаш» в прессе, на радио и телевидении,
  • проведение пресс-конференций с руководителями предприятий и механизаторами сельского хозяйства,
  • издание рекламных материалов и специальной технической литературы,
  • спонсорство спортивных и т.п. организаций,
  • участие в выставках-ярмарках,
  • изготовление и распространение сувенирной продукции (значков, рекламных плакатов, календарей и т.п.).

     Стимулирование сбыта осуществлялось за счет предоставления льгот покупателям при лизинговой форме торговли, а также демонстрации работы машин в реальных эксплуатационных условиях в хозяйствах различных регионов России и за рубежом.

     В 2000-2005 гг. предприятием «Ростсельмаш» были также осуществлены следующие мероприятия по финансовому оздоровлению:

  • продажа значительной доли основных средств предприятия - на общую сумму 210 млн. рублей;
  • сокращение и оптимизация численности персонала предприятия;
  • продажа основных средств и оборудования, связанных с производством непрофилирующей продукции: универсальных погрузчиков, машин и агрегатов для механизации работ в животноводстве, сельском строительстве и т.п.; подсобного хозяйства, специализирующегося на производстве плодоовощной, мясной и молочной продукции для собственной сети общественного питания предприятия.

     В 2006 году была продолжена оптимизация активов предприятия. Были проданы производства собственного цветного литья, технологической оснастки. На АО «РСМ» отказались от использования штамповки, перейдя к более гибкому и качественному лазерному раскрою металла, что позволило быстрее ставить на конвейер новые модели машин. Конструкторов и технологов объединили в единую службу, что повысило эффективность их работы. Началась работа по созданию сквозной компьютерной системы, которая позволила оптимизировать систему производства. Численность коллектива на РСМ за год была сокращена на тысячу, достигнув 16 300 человек. Это позволило довести среднюю зарплату по предприятию до 15 тыс. рублей в месяц - одну из самых высоких в машиностроении.

     В последнее время АО «Ростсельмаш» наращивало обороты производства. Так в 2004 году «Ростсельмаш» произвел 4 тыс. 896 комбайнов. В 2005 году - 5 тыс. 300 машин.

     Рассмотрим текущие финансовые показатели АО «Ростсельмаш».

     Показатели финансово-экономической деятельности АО «Ростсельмаш» представлены в таблице 3.10. 

     Таблица 3.10. Показатели финансово-экономической деятельности АО «Ростсельмаш»

     
Наименование показателя На 01.10.06 г.
Стоимость чистых активов эмитента, тыс. руб. 1 051 417
Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, % 366,39
Отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам, % 279,68
Покрытие платежей по обслуживанию долгов, тыс. руб. -0,02
Уровень просроченной задолженности, % 1,24
Оборачиваемость чистых активов, раз 2,04
Оборачиваемость кредиторской задолженности, раз 1,79
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз 0,91
Доля налога на прибыль в прибыли до налогообложения, % Х

 

      По результатам деятельности на 01.10.06 г. обществом получен убыток, который составил: до налогообложения 115,3 млн. руб., чистый убыток - 81,0 млн. руб.

     В 2006 году имело место увеличение стоимости активов АО «Ростсельмаш» на 6,6%, произошедшее под влиянием двух факторов:

     увеличения долгосрочных финансовых вложений общества за счет направления в виде займа в ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» средств, полученных от размещения ценных бумаг;

     снижения величины запасов общества за счет передачи их дочерней компании ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш».

     Стоимость чистых активов АО «Ростсельмаш» возросла в четыре раза. Имел место рост оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности. Однако в результате реализации неиспользуемых основных средств, неликвидов по рыночной стоимости, которая ниже их остаточной по бухгалтерскому учету, АО «Ростсельмаш» завершило 9 мес. 2006 г. с убытком.

     Общая сумма кредиторской задолженности эмитента по состоянию на 01.10.2006 г. составила 3 792 682 591 руб.

     Общая сумма просроченной кредиторской задолженности: 569 173 827 руб.

     Просроченной кредиторской задолженности по кредитным договорам, договорам займа, также по выпущенным эмитентом долговым ценным бумагам (облигациям, векселям, другим) у АО «Ростсельмаш» нет.

     Структура кредиторской задолженности АО «Ростсельмаш» с указанием срока исполнения обязательств на 01.10.2006 г. представлена в таблице 3.11: 

 

      Таблица 3.11. Структура кредиторской задолженности АО «Ростсельмаш»

     
Наименование обязательств Срок наступления платежа
До 30 дней от 31 до 60 дней От 61 до 90 дней От 91 до 180 дней От 181 дней до 1 года Более 1 года
Краткосрочные и долгосрочные обязательства, всего, руб. 374 989 911 52 863 905 1220148154 749 494 428 594 994 911 800 191 283
Кредиторская задолженность, всего, руб., в том числе: 374 617 596 4 874 123 169 094 798 98 833 422 592 999 902 793 780 406
перед поставщиками и подрядчиками, руб. 2 252 882 4 723 516 20 583 860 4 160 017 14 427 428 6 605 835
векселя к уплате, руб. 0 0 0 0 0 0
перед аффилированными лицами эмитента, руб. 67 582 052 0 124 512 821 2 121 684 541 943 114 203 853
по оплате труда, руб. 1 155 716 0 0 0 0 0
задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, руб., 7 006 449 0 19 454 921 17 084 979 33 320 914 784 285 566
прочая кредиторская задолженность, руб. 296 620 496 150 607 4 543 196 75 466 742 3 308 446 2 685 152
кредиты, всего, руб. 0 17 409 782 685 477 0 1 995 009 6 410 877
займы, всего, руб., в том числе: 372 315 30 580 000 1050367879 650 661 006 0 0
облигационные займы, руб. 0 0 0 0 0 0
прочие обязательства, руб. 0 0 0 0 0 0

Информация о работе Банкротство и пути финансового оздоровления предприятия