Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 07:46, курсовая работа
Основными целями данной работы являются:
— обобщение накопленного по данной проблеме российского и зарубежного опыта;
— выработка приоритетов для работы банков с физическими лицами.
В соответствии с указанными целями задачами дипломной работы являются:
— теоретическое обоснование необходимости банковского обслуживания физических лиц на современном уровне;
— практическое применение наиболее приемлемых и эффективных форм привлечения средств физических лиц на банковские счета;
— выявление тенденций кредитования физических лиц на потребительские цели;
— анализ работы зарубежных банков в области кредитования физических лиц;
Финансовые итоги работы Региобанка за последние 3 года выглядят следующим образом:
Таблица 2.1.
Анализ динамики прибыли (убытка) АКБ "Региобанк"
(тыс. руб.)
ПОКАЗАТЕЛИ |
НА 01.01.99 Г. |
НА 01.01.00 Г. |
НА 01.01.01 Г. |
Прибыль (убыток) отчетного года |
-4 786 |
22 301 |
32 926 |
В 1998 г. Региобанк получил убыток по причине неблагоприятной экономической ситуации, которая сложилась в результате, объявленного Правительством РФ, дефолта. В 1998 г. Региобанк в своем портфеле ценных бумаг имел государственные долговые обязательства на сумму 43 885 тыс. руб. Отказ Правительства РФ платить по своим долговым обязательствам, паника вкладчиков, резкий рост курса доллара США – все это привело к тому, что Региобанк получил убыток по итогам 1998 г.
В 1999 г. ситуация стабилизировалась, Региобанк получил прибыль в размере 22 301 тыс. руб., а в 2000 г. – 32 926 тыс. руб. Это говорит об успехах выбранной стратегии и позитивной направленности тактических решений, которые позволили обеспечить поступательное развитие банка, укрепление его позиций на рынке.
2.2
Организация обслуживания
Необходимо отметить, что работа с физическими лицами является приоритетным направление деятельности Региобанка, поскольку создает устойчивую и стабильную финансовую базу, обеспечивает кредитными ресурсами оживающую после кризиса экономику края.
В АКБ «Региобанк» обслуживается около 18 000 физических лиц, которым предлагаются следующие виды услуг:
- получение кредита по заклад золотых изделий;
- получение кредита под заклад наличной иностранной валюты;
- вклады в рублях и в иностранной валюте;
- обмен валюты;
- конверсионные операции руб/дол.;
- депозитные ячейки для хранения ценностей;
- -операции с пластиковыми картами «Региобанк-Универсал» и международных платежных систем;
- перевод иностранной валюты за границу и получение переводов из-за границы;
- переводы рублей по России.
Так же нужно отметить, что в АКБ "Региобанк" в категорию физических лиц включается только население, а индивидуальные предприниматели без образования юридического лица приравниваются к юридическим лицам.
В организационной структуре
АКБ «Региобанк» создано
Управление по обслуживанию населения создано с целью удовлетворения потребностей физических лиц в банковских продуктах.
Руководство управлением осуществляет начальник управления, который подчиняется непосредственно вице-президенту в соответствии с распределением обязанностей между руководством банка, взаимодействуя в рабочем порядке при решении текущих вопросов, возникающих при обслуживании клиентов, с начальником Департамента расчетно-кассовых операций.
Основными задачами деятельности Управления являются:
· привлечение денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте на условиях максимальной выгоды для банка;
· кредитование физических лиц на условиях срочности, платности и возвратности;
· продвижение услуг и координация деятельности платежной системы «Региобанк-Универсал»;
· осуществление денежных переводов в рублях и иностранной валюте по поручению физических лиц;
· оказание прочих банковских услуг физическим лицам;
· разработка конкурентных условий обслуживания клиентов в банке и наработка новых форм, услуг и приемов обслуживания физических лиц.
Из выше перечисленных задач вытекают следующие функции Управления:
· текущий мониторинг ситуации на рынке банковских продуктов для физических лиц;
· анализ возможности привлечения средств населения с учетом текущей ситуации на рынке вкладов и заинтересованности банка в их привлечении;
· разработка и внедрение новых условий по вкладам с учетом максимальной заинтересованности банка и клиентов;
· консультации клиентов с возможности и условиях размещения в банке денежных средств;
· оформление и расторжение договоров вклада, формирование первичных бухгалтерских документов, проведение бухгалтерских проводок в подсистеме «Вклады», предоставление выписок и оформление доверенностей на распоряжение вкладом третьим лицом;
· разработка и внедрение новых видов услуг, форм и условий обслуживания физических лиц с учетом интересов банка и конкурентной среды, минимизации рисков и потребностей клиентов в получении подобных услуг;
· рассмотрение заявлений на предоставление кредита от физических лиц, подготовка и оформление заключений в соответствии с положениями и техническими порядками, регламентирующими порядок их осуществления в соответствии с существующей в банке процедурой, предоставление заключений на рассмотрение Кредитного комитета или Правления банка;
· на основании решений соответствующих органов банка и/или утвержденных положений и технических порядков производит оформление документов на выдачу кредитов физическим лицам. Производит бухгалтерские проводки и оформление первичных бухгалтерских документов в подсистеме учета кредитных договоров физических лиц;
· в случае необходимости производит проверку и оценку высоколиквидных залогов, подлежащих стандартизации;
· контролирует ход выполнения кредитных соглашений и осуществляет постоянный мониторинг выданных кредитов до их полного погашения;
· производит прием заявлений на перечисление средств физических по указанным клиентом реквизитам. Производит зачисление средств по поступившим переводам в пользу физических лиц на их счета или выдачу наличных из кассы банка. Производит соответствующие бухгалтерские проводки в подсистеме «Вклады»;
· ведет переговоры и оформляет договора, с хозяйствующими субъектами, реализующими физическим и юридическим лицам товары и услуги, по установке POS.-терминалов системы «Региобанк-Универсал»;
· проводит работу с клиентами по открытию картсчетов физическим и юридическим лицам для осуществления расчетов с использованием в качестве доступа к ним платежных карт системы «Региобанк-Универсал»;
· производит другие функции для обслуживания клиентов системы «Региобанк-Универсал», в том числе маркетингом продвижения услуг по пластиковой карточке, сопряженных с непосредственным контактом с клиентом;
· осуществляет все виды прочих банковских операций в соответствии с положениями и техническими порядками, регламентирующими порядок их осуществления, утвержденных в соответствии с существующей в бане процедурой;
· оперативное информирование клиентов об условиях и перечне услуг предоставляемых банком физическим лицам, а также о финансовом состоянии банка;
Управление по обслуживанию населения включает в себя:
Структурно:
Фронт-офис управления по обслуживанию населения;
Функционально:
Бэк-офис пластиковых карт и вкладных операций;
Кассы вне кассового узла управления кассовых операций, расположенные в помещении управления.
Бэк-офис пластиковых карт и кассы
внекассового узла управления кассовых
операций подчиняется начальнику Управления
функционально при решении
Фронт-офис Управления возглавляет
начальник фронт-офиса. Начальник
фронт-офиса в своей
Режим работы Управления по обслуживанию населения установлен для удобства клиентов с 9.30 до 19.00 без перерыва.
2.3
Ресурсная база АКБ "Региобанк"
Ресурсная база формируется в результате проведения банком пассивных операций. В ресурсную базу включаются собственные средства банка, заемные и привлеченные средства, совокупность которых используется для осуществления банком активных операций, т.е. размещения мобилизованных ресурсов с целью получения дохода.
Ресурсную базу Региобанка можно представить в следующем виде:
Таблица 2.2
ПОКАЗАТЕЛИ |
НА 01.01.2000 Г. |
НА 01.01.2001 Г. |
ПРИРОСТ | ||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. | |
1. Уставный капитал |
21 |
4 |
21,5 |
3 |
0,5 |
2. Кредиты, полученные от ЦБ РФ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. Средства кредитных организаций |
2,6 |
1 |
1,4 |
0 |
-1,2 |
4. Средства клиентов |
470,6 |
95 |
764,2 |
97 |
293,6 |
Итого: |
494,2 |
100 |
787,1 |
100 |
Из таблицы 2.2 видно, что основным источником формирования ресурсной базы (95%) являются привлеченные средства клиентов банка, в т.ч. физических лиц. Структура привлеченных ресурсов Региобанка выглядит следующим образом:
Таблица 2.3
Структура привлеченных ресурсов АКБ "Региобанк"
ПОКАЗАТЕЛИ |
НА 01.01.2000 Г. |
НА 01.01.2001 Г. |
ПРИРОСТ | ||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. | |
1. Остатки на счетах клиентов |
309,4 |
66 |
485,5 |
64 |
176,1 |
2. Вклады физических лиц |
125,5 |
27 |
197,6 |
26 |
72,1 |
3. Выпущенные долговые обязательства. |
35,7 |
8 |
81,1 |
11 |
45,4 |
Итого: |
470,6 |
100 |
764,2 |
100 |
293,6 |
Рис. 2.1 Структура привлеченных ресурсов (млн. руб.)
Из таблицы 2.3. видно, что остатки на счетах клиентов в 2000 г. по сравнению с 1999 г. выросли на 293,6 млн. руб., из которых 60% (176,1 млн. руб.) обеспечивалось ростом на счетах юридических лиц, 15% (45,4 млн. руб.)- увеличением портфеля срочных векселей и депозитов и 25% (72,1 млн. руб.) – ростом привлеченных средств граждан.
Остановимся подробнее на привлечении средств от физических лиц в рублях и иностранной валюте.
АКБ "Региобанк" занимается привлечением денежных средств во вклады на основе генеральной лицензии № 539 от 05.10.93 г. Размер процентных ставок, минимальная сумма вклада, тарифы, а также условия начисления процентов утверждаются Комитетом по управлению активами и пассивами, либо Правлением банка. Региобанк в зависимости от условий выдачи, предусмотренных в договоре, принимает следующие виды вкладов:
1. срочный вклад – договор банковского вклада предусматривает выдачу вклада по истечении определенного договора вклада;