Банковская система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение приоритетных направлений развития банковской системы Республики Казахстан на основании анализа проведения ее функционирования.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты функционирования банковской системы;
2. Провести анализ элементов банковской системы Республики Казахстан;
3. Выявить тенденции развития банковской системы.

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_RABOTA.docx

— 119.73 Кб (Скачать)

Банковская система не находится в статичном состоянии, напротив, она пребывает в динамике. Важны два момента.

Во-первых, банковская система  как целое все время находится  в движении, она дополняется новыми компонентами, а также совершенствуется. Во-вторых, внутри банковской системы постоянно возникают новые связи. Взаимодействие образуется как между центральным банком и коммерческими банками, так и между последними.

Банковская система является системой «закрытого» типа. В полном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодействует  с внешней средой, с другими  системами. Кроме того, система пополняется  новыми элементами, соответствующими ее свойствам. Тем не менее, она «закрыта», так как, несмотря на обмен информацией  между банками и издание центральными банками специальных статистических сборников, информационных справочников, бюллетеней, существует банковская тайна. По закону банки не имеют права  давать информацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении.

Банковская система выступает  как управляемая система. Центральный  банк, проводя независимую денежно-кредитную  политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо органу исполнительной власти. Деловые банки, будучи юридическими лицами, работают в соответствии с  общим и специальным банковским законодательством, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком, который контролирует деятельность кредитных институтов (в ряде стран функции надзора  за деятельностью коммерческих банков возложены на другие специальные  государственные органы).

Все эти признаки свойственны  казахстанской банковской системе, которая, находясь в переходном периоде, тем не менее является развивающейся системой. Взаимодействие между звеньями банковской системы приобретает более разносторонний характер, улучшается нормативная база ее деятельности. Банковская система не изолирована от окружающей среды, напротив, она тесно взаимодействует с ней, представляет собой подсистему экономической системы. 

 

1.2. Основные этапы становления банковской системы Республики Казахстан

Процесс становления банковской системы республики состоит из трех этапов:

На первом этапе (1988–1991 гг.) были реорганизованы государственные отраслевые банки, созданы институциональные основы банковского дела, появились первые коммерческие банки;

Начало 90-х годов прошлого столетия в Республике Казахстан  характеризовалось бурным ростом численности  различных финансовых организаций: коммерческих банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. В частности, тогда только коммерческих банков насчитывалось  более 200. Впоследствии, многие, из которых  оказались финансово несостоятельными.

К моменту введения тенге  в ноябре 1993 года банковская система  Казахстана претерпела существенную реформу: функционировала двухуровневая  банковская система, все специализированные банки были преобразованы в акционерные  банки, а центральный банк был  наделен рядом функций центрального банка. Все это в значительной мере облегчило переход к собственной  национальной валюте и проведению Казахстаном  собственной денежно-кредитной политики. На дальнейшее укрепление банковской системы была направлена Программа перехода банков второго уровня на международные стандарты финансовой отчетности, которая была принята в декабре 1996 года.

Согласно данной Программы все действующие банки Казахстана должны были до конца 2000 года достичь международных стандартов в части достаточности капитала ликвидности, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, введения и передачи информации.

Количество банков за годы реализации Программы (1996–2001 годы) значительно  сократилось за счет тех, финансовое состояние которых было неустойчивым (таблица 1).

Таблица 1 – Структура банковского сектора и сведения о переходе банков второго уровня к международным стандартам в 2001 году

 

на01.01.01 г.

Ha01.01.02 г.

Количество банков (БВУ), в т.ч.:

48

44

Банки, выполнившие требования уровня к международным стандартам

1

12

Банки, отнесенные к I группе

11

4

Банки, отнесенные к II группе

24

17

Банки, не выполнявшие требования Программы

7

4

Банки, не включенные в Программу

1

2

Дочерние банки, чьи родительские байки-нерезиденты имеют рейтинг  категории «А»

3

3

Банки, на которых требования Программы не распространяются

1

21

Примечание – Источник финансовая отчетность банков за 2001–2002 гг.


По данным таблицы 1 в 2001 году процесс перехода банков второго уровня на международные стандарты деятельности резко активизировался, что было обусловлено главным образом целенаправленной работой, проводимой Национальным банком Казахстана и продолжающимся развитием банковского бизнеса в республике.

В начале 2000 года 16 банков стали  и участниками системы коллективного  гарантирования (страхования) срочных  вкладов физических лиц. Активное привлечение  сбережений населения в банки  привело в конечном итоге к  росту объемов проводимых банками  активных операций, повышению их конкурентоспособности, снижению себестоимости банковских услуг и в конечном итоге доступности  их для широких слоев населения  республики. Также совершенствовалась система зашиты вкладов населения – в апреле 2000 года были внесены изменения и дополнения в банковское законодательство, по банковской тайне применительно к депозитным счетам физических лиц. Комплекс мер по защите вкладов граждан в банках привел к повышению доверия населения к банковской системе, а в сознании людей произошел своего рода «перелом», когда они перестали хранить деньги в «чулках» и предпочитают для своих сбережений отечественные банки.

Самым серьезным изъяном  в философии создания современной  банковской системы на этапе перехода от командной экономики к рынку  была однозначная наполненность  основных нормативных актов, касающихся функционирования коммерческих банков, так называемым «макро содержанием», взглядом сверху, при котором коммерческие банки рассматриваются в качестве объектов управления, исключительно  нацеленных на решение макроэкономических задач.

Третий этап развития банковской системы Казахстана начался в 2003 году с разработкой и принятием  Концепции развития финансового  сектора на 2003–2006 годы.

Главная цель Концепции –  определение стратегических задач, стоящих перед финансовой системой, основных направлений деятельности на перспективу.

В настоящее время финансовый сектор находится на таком уровне, когда основные реформы уже проведены  законодательно, нормативная база в  целом построена. Задачи, которые  ставились в начале процесса реформирования, уже выполнены. В связи с полной передачей Национальному банку  Казахстана функций по регулированию  всего финансового рынка встала задача комплексного определения путей  развития финансового сектора.

В этом контексте переход  финансового сектора Казахстана на стандарты Европейского союза  позволит создать рынок, где будут  существовать «правила игры», понятные любому инвестору или участнику. Национальный Банк Казахстана использует такой же механизм регулирования  денежного рынка, как и Европейский центральный банк.

Выбор стандартов Евросоюза  предопределен и тем, что до 80% товарооборота Казахстана осуществляется либо со странами, входящими в ЕС, либо со странами, которые в будущем  могут в него вступить (Россия, Турция, Украина). В дальнейшем влияние Еврозоны на экономику страны будет постепенно превалировать. В этих условиях, несомненно, углубление взаимоотношений финансовых систем Казахстана и Европейского союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ элементов банковской системы Республики Казахстан на современном этапе

2.1. Национальный банк Республики Казахстан как основное звено банковской системы

 

Республика Казахстан  имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан является центральным  банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан.

После объявления суверенитета республики в декабре 1990 года Казахстан  приступил к созданию собственной  банковской системы, отвечающей требованиям  рыночной экономики. Закон Республики Казахстан «О Национальном Банке  Республики Казахстан» от 13 апреля 1993 года определил задачи, функции, правовой статус, его роль и место в банковской системе и взаимоотношения с  органами государственной власти Республики Казахстан. Национальный Банк Республики Казахстан (далее – Национальный Банк) стал подотчетен только Президенту Республики Казахстан.

Однако отсутствие собственной валюты делало невозможным проведение самостоятельной независимой денежно-кредитной политики. Поэтому реально самостоятельную денежно-кредитную политику Национальный Банк начал проводить с момента ввода в обращение национальной валюты Республики Казахстан – тенге – с 15 ноября 1993 года. С момента введения национальной валюты Национальный Банк полностью стал отвечать за функционирование денежно-кредитной сферы, платежной системы, внедрение системы регулирования деятельности банков.

Национальный Банк Казахстана в своей деятельности руководствуется  Конституцией, Законом Республики Казахстан  от 30 марта 1995 года «О Национальном банке  Республики Казахстан» №2155, а также  Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в  Республике Казахстан» законодательными актами Президента Республики Казахстан и международными договорами (соглашениями), заключенными Республикой Казахстан.

Национальный Банк Казахстана подотчетен Президенту Республики Казахстан. Подотчетность Президенту Республики Казахстан означает: назначение Президентом Республики Казахстан с согласия Парламента Республики Казахстан Председателя Национального Банка Казахстана; освобождение его от должности; назначение на должность и освобождение от должности Президентом Республики Казахстан заместителей Председателя Национального Банка Казахстана по представлению Председателя Национального Банка Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан структуры и общей штатной численности, системы оплаты труда Национального Банка Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан Положения о Национальном Банке Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан годового отчета Национального Банка Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан концепции дизайна банкнот и монет национальной валюты – казахстанского тенге; представление Национальным Банком Казахстана по вопросам своей компетенции информации, запрашиваемой Президентом Республики Казахстан.

Национальный Банк Казахстана на основании и во исполнение законов  Республики Казахстан по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций и их клиентами, другими юридическими и физическими  лицами на территории Республики Казахстан. Нормативные правовые акты Национального  Банка Казахстана публикуются в официальных изданиях – «Қазақстан Ұлттык Банкi нiң Хабаршысында», «Вестнике Национального Банка Республики Казахстан» на казахском и русском языках.

Национальный банк Казахстана является юридическим лицом в  организационно – правовой форме  государственного учреждения, имеет  самостоятельный баланс и вместе со своими филиалами, представительствами  и организациями составляет единую структуру. Центральный аппарат  Национального Банка Казахстана располагается в г. Алматы. Национальный Банк Казахстана может открывать свои филиалы и представительства в Республике Казахстан и за ее пределами.

Организационно Национальный Банк включает центральный аппарат, 16 территориальных филиалов, 2 филиала  в городе Алма-Аты (Банкнотная фабрика  и Центр кассовых операций и хранения ценностей), Представительство Национального  Банка в Российской Федерации, 4 подотчетные  организации (Республиканские государственные  предприятия на праве хозяйственного ведения «Казахстанский центр межбанковских  расчетов», «Банковское сервисное  бюро», «Казахстанский монетный двор», «Автобаза Национального Банка  Республики Казахстан»). В структуре центрального аппарата Национального Банка Республики Казахстан функционируют 9 департаментов, 11 самостоятельных управлений и 1 самостоятельный отдел.

Национальный банк Республики Казахстан, как и центробанк любой страны, решает задачу контроля объёма и структуры денежной массы в обращении. Важно, иметь ввиду, что в рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе депозитно-ссудных операций коммерческих банков, которые в отличие от Нацбанка суть функционирующие кредитные учреждения, непосредственно связанные со сферами производства и обращения. Именно через влияние на эти учреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные, прежде всего ссудные, операции Национальный банк РК оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы.

Одна из ключевых задач  Национального банка Республики Казахстан по управлению денежно-кредитными отношениями – обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономики банкротств банков. Это во многом определяется макроэкономической средой и коммерческими банками, потому что без них вообще невозможно выполнение Национальным банком своих задач:

Информация о работе Банковская система РК