Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 13:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является – определить экономическую сущность вкладных (депозитных) операций банка, изучить методики проведения финансового анализа вкладных (депозитных) операций банка и определить пути совершенствования анализа операций банка по привлечению средств клиентов во вклады (депозиты).
Исходя из данной целевой установки, в работе необходимо решить ряд задач:
изучить экономическую сущность вкладных (депозитных) операций банка;
Введение ………………………………………………………………………….…3
1.Теоретические аспекты анализа вкладных (депозитных) операций банка
1.1 Экономическая сущность вкладных (депозитных) операций банка…………5
1.2 Информационная база анализа вкладных (депозитных) операций банка…..17
1.3Экономико-организационная характеристика филиала № 300- Гомельского областного управления АСБ «Беларусбанк»……………………………………..19
2. Анализ вкладных (депозитных) операций банка
2.1 Методика анализа вкладных (депозитных) операций банка…………...……33
2.2 Анализ состава, структуры и динамики вкладных (депозитных) операций банка………………………………………………………...……………………..39
2.3 Оценка эффективности вкладных (депозитных) операций банка……..……44
2.4 Направления совершенствования анализа вкладных (депозитных) операций банка…………………………………………………………..……………………..47
Заключение………………………………………………………………………...52
Список использованных источников
Примечание. Источник: таблица составлена на основе Формы 5 – АРС «Структура активов и пассивов (с учетом межфилиальных оборотов)»; форма ФЭД 42Н
По данным таблицы 2.13 видно, что чистый доход по вкладным операциям в 2010г., по сравнению с 2009г., вырос на 409,2 млн р. и составил 12994,1 млн р. На данный рост оказало как положительное, так и негативное влияние изменение следующих факторов, а именно: роста средних остатков на 1380869,1 млн р. или на 29,3%; увеличения средних остатков по кредитам на 1380869,1 или на 44,8%; процентные расходы по вкладным операциям и процентные доходы по кредитам увеличились в отчетном году по сравнению с прошлым на 60,1% и 72,8% соответственно; рентабельность привлечения средств во вклады и рентабельность расходов по вкладным операциям снизилась и составила 0,91% и 7,26% в отчетном году. Таким образом чистый доход по вкладным операциям в 2010г. составил 12994,1 млн р.
Используя метод скорректированного показателя определим влияние изменения процентных доходов по кредитным операциям и процентных расходов по вкладным (депозитным) операциям на изменение коэффициента отдачи депозитных средств (таблица 2.14).
Таблица 2.14 – Расчет влияния факторов на изменение коэффициента отдачи депозитных средств в филиале №300 ОАО АСБ «Беларусбанк» за 2009-2010 гг.
Показатели | 2009г. | 2010г. | Отклонение (+, - ) | Скор. Показ | Расчет влияния факторов |
1. Процентные доходы по кредитным операциям, млн. р. | 347220,7 | 600111,9 | 252891,2 | 600111,9 | 5,366-3,105= 2,261 |
2. Процентные расходы по вкладным операциям, млн. р. | 111828,9 | 179062,1 | 67233,2 | 111828,9 | 3,351-5,366= -2,015 |
3. Коэффициент отдачи депозитных средств | 3,105 | 3,351 | 0,246 | 5,366 | 2,261+ (-2,015)= 0,246 |
Примечание. Источник: таблица составлена на основе Формы 5 – АРС «Структура активов и пассивов (с учетом межфилиальных оборотов)»; форма ФЭД 42Н
Из данных таблицы 2.14 видно, что коэффициент отдачи депозитных средств в 2010 году вырос на 0,246 пункта. Данный рост обусловлен, главным образом, увеличением процентных доходов по кредитным операциям на 252891,2 млн р., за счет данного роста коэффициент отдачи увеличился на 2,261. А за счет роста процентных расходов по вкладным операциям на 67233,2 млн р. коэффициент отдачи снизился на 2,015 пункта. Таким образом коэффициент отдачи депозитных средств в 2010г. составил 3,351.
Используя метод скорректированного показателя и относительных разниц определим влияние чистого дохода и процентных расходов по вкладным операциям на изменение рентабельности расходов по вкладным операциям. Расчет влияния факторов представлен в таблице 2.15.
Таблица 2.15 – Расчет влияния факторов на изменение рентабельности расходов по вкладным операциям филиала №300 ОАО АСБ «Беларусбанк» за 2009-2010гг.
Показатели | 2009г. | 2010г. | Отклонение (+, - ) | Скор. Показ | Расчет влияния факторов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Чистый доход по вкладным операциям млн. р. в том числе: | 12584,9 | 12994,1 | 409,2 | 12584,9 | 7,26-7,03= 0,23 |
1.1. Средние остатки привлеченных средств, млн. р. | 1103938,3 | 1427927,5 | 323989,2 | - | - |
1.2. Процентная ставка по кредитам, % | 11,27 | 13,45 | 2,18 | - | - |
1.3. Процентная ставка по вкладным операциям, %
| 10,13 | 12,54 | 2,41 | - | - |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2. Процентные расходы по вкладным операциям, млн. р. | 111828,9 | 179062,1 | 67233,2 | 179062,1 | 7,03-11,25= -4,22 |
3. Рентабельность расходов по вкладным операциям, млн. р. | 11,25 | 7,26 | -3,99 | 7,03 | 0,23+(-4,22)=-3,99 |
Примечание. Источник: таблица составлена на основе Формы 5 – АРС «Структура активов и пассивов (с учетом межфилиальных оборотов)»; форма ФЭД 42Н
По данным расчета из таблицы 2.15 видно, что рентабельность расходов по вкладным операциям в 2010г., по сравнению с 2009г., снизилась на 3,99% и составила 7,26%. Данное снижение обусловлено, главным образам, изменением двух факторов, а именно: за счет увеличения чистого дохода по вкладным операция на 409,2 млн р. рентабельность расходов возросла на 0,23%, а за счет роста процентных расходов на 67233,2 млн р. рентабельность расходов снизилась на 4,22%.
Таким образом, в данном пункте предоставлены результаты анализа вкладных (депозитных) операций филиала № 300 ОАО АСБ «Беларусбанк». Получив результаты изменения показателей эффективности можно сделать вывод о том, что деятельность филиала эффективна в области привлечения средств клиентов, т.к. практически все показатели эффективности привлечения средств во вклады в 2010г., по сравнению с 2009г., являются положительными.
2.4. Направления совершенствования методики анализа вкладных (депозитных) операций банка
Банковские учреждения оказывают клиентам множество услуг, вступают в сложные взаимоотношения между собой и другими субъектами хозяйственной жизни, выполняют разнообразные функции, главными из которых являются кредитно-депозитные операции.
Для эффективной работы банка необходимы постоянное изучение и прогнозирование состояния рынка банковских услуг а также всестороннее планирование банковской деятельности и оперативное управление финансовыми ресурсами банка.
При привлечении денежных средств право выбора остается за клиентом, а банк вынужден вести нередко жесткую конкуренцию за вкладчика, потерять которого довольно легко. Ограниченность ресурсов, связанная с развитием банковской конкуренции, ведет к тесной привязке к определенным клиентам. Если круг этих клиентов узок, то зависимость от них банка очень высока. В части пассивных операций выбор банка обычно ограничен определенной группой клиентуры, к которой он привязан намного сильнее, чем к заемщикам. Поэтому конкурентная борьба межу банками на рынке кредитных ресурсов заставляет их принимать меры по развитию услуг, способствующих привлечению депозитов.
Этого можно достичь с помощью расширения перечня вкладов. Так, можно предположить, что для клиентов будут выгодны целевые вклады, выплата которых будет приурочена к периоду отпусков, дням рождений, или другим личным и государственным праздникам. Сроки этих вкладов короче сроков, чем по обычным вкладам, а процент устанавливается выше.
Примером целевого вклада могут стать так называемые «новогодние вклады», «рождественские вклады», т.е. в течение года банк принимает небольшие вклады на празднование Нового года и Рождества, а в конце года банк выдает деньги вкладчикам, желающие же могут продолжать накопление денег доследующего нового года.
Следует отметить, что недостаточный уровень финансовой грамотности населения существенно снижает доверие к банковскому вкладу (депозиту). В целях повышения финансовой грамотности населения на первый план необходимо поставить улучшение качества работы банков, таким примером может послужить функционирующая на данный момент в филиале №300 ОАО АСБ «Беларусбанк» система «Электронная очередь», которая позволяет обслуживать клиентов на современном мировом уровне, создает деловую атмосферу и делает процедуру посещения банка более комфортной.
Положительными факторами успешной работы банков будет является уделение большего внимания качеству обслуживания клиентов, внедрению новых технологий. Банкам и банковским учреждениям для привлечения большего количества клиентов необходимо применять такие меры как:
удобный график рабаты не только в рабочие, но и в выходные дни;
повысить культуру обслуживания клиентов;
размещение информации о действующих видах вкладов (депозитов) в инфокиосках, на официальных интернет-сайтах банковских учреждений, организация консультаций по телефону по средствам внедренных единых контакт-центров, а так же представления презентационного материала на электронных мониторах [9, с.34].
В рамках конкурентной борьбы за финансовые ресурсы необходимо повышать процентные ставки по привлекаемым вкладам (депозитам), что на данный момент широко используется банками. Но помимо этого по данным вкладам (депозитам) необходимо предлагать и другие услуги, например как:
1) дополнительное пополнение и снятие части вклада (депозита) без потери процентов;
2) автоматическое продление сроков действия депозитных договоров;
3) капитализация процентов и др.
Банкам следует расширять спектр малорискованных долгосрочных инвестиционных инструментов. В качестве решения могут быть предложены следующие возможности:
увеличение количества систем жилищных накопительных вкладов (депозитов);
развитие рынка сберегательных сертификатов и корпоративных бумаг.
Также требуется более эффективное применение механизма адресной государственной поддержки отдельным категориям граждан. В качестве примера долгосрочных инвестиций, поступающих в экономику таким путем, можно привести реализуемую в Российской Федерации программу поощрения рождаемости через трансферт средств матерям (так называемый «материнский капитал»). Механизм субсидирования обладает двумя неоспоримыми преимуществами:
- во-первых, субсидии не идут сразу же на конечное потребление, следовательно, не стимулируют инфляцию;
- во-вторых, будучи размещенными в банковской системе, эти ресурсы смогут формировать определенную часть долгосрочных пассивов, повысив финансовую устойчивость банков.
Для наибольшей заинтересованности клиентов банки могут предлагать выплату процентов по размещенным вкладам вперед с целью компенсации инфляционных потерь. В данном случае вкладчик при помещении средств на определенный срок сразу же получает причитающийся ему доход.
Однако в том случае, если договор будет расторгнут досрочно, банк пересчитает проценты по вкладу и излишне выплаченные суммы будут удержаны из суммы вклада.
Для клиентов с разным уровнем дохода банки могли бы предложить принципиально новые финансовые услуги, например, соединение традиционного депозитного вклада с целым набором небанковских услуг – страховых, туристических или по приобретению потребительских товаров со скидкой [23].
С целью поддержания устойчивого положения и динамичного развития на рынке депозитных услуг в банках целесообразно создать систему страхования депозитов. Это позволит банкам сформировать у потребителя образ вклада (депозита) как эффективного и одновременно простого и безрискового инструмента управления своими средствами.
Информация о работе Анализ вкладных операций банка и направления его совершенствования