Анализ вкладных операций банка и направления его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является – определить экономическую сущность вкладных (депозитных) операций банка, изучить методики проведения финансового анализа вкладных (депозитных) операций банка и определить пути совершенствования анализа операций банка по привлечению средств клиентов во вклады (депозиты).
Исходя из данной целевой установки, в работе необходимо решить ряд задач:
 изучить экономическую сущность вкладных (депозитных) операций банка;

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….…3
1.Теоретические аспекты анализа вкладных (депозитных) операций банка
1.1 Экономическая сущность вкладных (депозитных) операций банка…………5
1.2 Информационная база анализа вкладных (депозитных) операций банка…..17
1.3Экономико-организационная характеристика филиала № 300- Гомельского областного управления АСБ «Беларусбанк»……………………………………..19
2. Анализ вкладных (депозитных) операций банка
2.1 Методика анализа вкладных (депозитных) операций банка…………...……33
2.2 Анализ состава, структуры и динамики вкладных (депозитных) операций банка………………………………………………………...……………………..39
2.3 Оценка эффективности вкладных (депозитных) операций банка……..……44
2.4 Направления совершенствования анализа вкладных (депозитных) операций банка…………………………………………………………..……………………..47
Заключение………………………………………………………………………...52
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая по анализу вкладных операций .doc

— 1,007.50 Кб (Скачать)

Примечание. Источник: таблица составлена на основе Формы 5 – АРС «Структура активов и пассивов (с учетом межфилиальных оборотов)»; форма ФЭД 42Н

 

По данным таблицы 2.13 видно, что чистый доход по вкладным операциям в 2010г., по сравнению с 2009г., вырос на 409,2 млн р. и составил 12994,1 млн р. На данный рост оказало как положительное, так и негативное влияние изменение следующих факторов, а именно: роста средних остатков на 1380869,1 млн р. или на 29,3%; увеличения средних остатков по кредитам на 1380869,1 или на 44,8%; процентные расходы по вкладным операциям и процентные доходы по кредитам увеличились в отчетном году по сравнению с прошлым на 60,1% и 72,8% соответственно; рентабельность привлечения средств во вклады и рентабельность расходов по вкладным операциям снизилась и составила 0,91% и 7,26% в отчетном году. Таким образом чистый доход по вкладным операциям в 2010г. составил 12994,1 млн р.

Используя метод скорректированного показателя определим влияние изменения процентных доходов по кредитным операциям и процентных расходов по вкладным (депозитным) операциям на изменение коэффициента отдачи депозитных средств (таблица 2.14).

 

 

Таблица 2.14 – Расчет влияния факторов на изменение коэффициента отдачи депозитных средств в филиале №300 ОАО АСБ «Беларусбанк» за 2009-2010 гг.

 

Показатели

2009г.

2010г.

Отклонение   (+, - )

Скор. Показ

Расчет влияния факторов

1. Процентные доходы по кредитным операциям, млн. р.

347220,7

600111,9

252891,2

600111,9

5,366-3,105= 2,261

2. Процентные расходы по вкладным операциям, млн. р.

111828,9

179062,1

67233,2

111828,9

3,351-5,366= -2,015

3. Коэффициент отдачи депозитных средств

3,105

3,351

0,246

5,366

2,261+ (-2,015)= 0,246

Примечание. Источник: таблица составлена на основе Формы 5 – АРС «Структура активов и пассивов (с учетом межфилиальных оборотов)»; форма ФЭД 42Н

 

Из данных таблицы 2.14 видно, что коэффициент отдачи депозитных средств в 2010 году вырос на 0,246 пункта. Данный рост обусловлен, главным образом, увеличением процентных доходов по кредитным операциям на 252891,2 млн р., за счет данного роста коэффициент отдачи увеличился на 2,261. А за счет роста процентных расходов по вкладным операциям на 67233,2 млн р. коэффициент отдачи снизился на 2,015 пункта. Таким образом коэффициент отдачи депозитных средств в 2010г. составил 3,351.

Используя метод скорректированного показателя и относительных разниц определим влияние чистого дохода и процентных расходов по вкладным операциям на изменение рентабельности расходов по вкладным операциям. Расчет влияния факторов представлен в таблице 2.15.

 

Таблица 2.15 – Расчет влияния факторов на изменение рентабельности расходов по вкладным операциям филиала №300 ОАО АСБ «Беларусбанк» за 2009-2010гг.

 

Показатели

2009г.

2010г.

Отклонение   (+, - )

Скор. Показ

Расчет влияния факторов

1

2

3

4

5

6

1. Чистый доход по вкладным операциям млн. р.

в том числе:

12584,9

12994,1

409,2

12584,9

7,26-7,03= 0,23

1.1. Средние остатки привлеченных средств, млн. р.

1103938,3

1427927,5

323989,2

-

-

1.2. Процентная ставка по кредитам, %

11,27

13,45

2,18

-

-

1.3. Процентная ставка по вкладным операциям, %

 

10,13

12,54

2,41

-

-

1

2

3

4

5

6

2. Процентные расходы по вкладным операциям, млн. р.

111828,9

179062,1

67233,2

179062,1

7,03-11,25= -4,22

3. Рентабельность расходов по вкладным операциям, млн. р.

11,25

7,26

-3,99

7,03

0,23+(-4,22)=-3,99

Примечание. Источник: таблица составлена на основе Формы 5 – АРС «Структура активов и пассивов (с учетом межфилиальных оборотов)»; форма ФЭД 42Н

 

По данным расчета из таблицы 2.15 видно, что рентабельность расходов по вкладным операциям в 2010г., по сравнению с 2009г., снизилась на 3,99% и составила 7,26%.  Данное снижение обусловлено, главным образам, изменением двух факторов, а именно: за счет увеличения чистого дохода по вкладным операция на 409,2 млн р. рентабельность расходов возросла на 0,23%, а за счет роста процентных расходов на  67233,2  млн р. рентабельность расходов снизилась на 4,22%.

Таким образом, в данном пункте предоставлены результаты анализа  вкладных (депозитных) операций филиала № 300 ОАО АСБ «Беларусбанк». Получив результаты изменения показателей эффективности можно сделать вывод о том, что деятельность филиала эффективна в области привлечения средств клиентов, т.к. практически все показатели эффективности привлечения средств во вклады в 2010г., по сравнению с 2009г., являются положительными.

 

 

2.4. Направления совершенствования методики анализа вкладных (депозитных) операций банка

 

Банковские учреждения оказывают клиентам множество услуг, вступают в сложные взаимоотношения между собой и другими субъектами хозяйственной жизни, выполняют разнообразные функции, главными из которых являются кредитно-депозитные операции.

Для эффективной работы банка необходимы постоянное изучение и прогнозирование состояния рынка банковских услуг а также всестороннее планирование банковской деятельности и оперативное управление финансовыми ресурсами банка.

При привлечении денежных средств право выбора остается за клиентом, а банк вынужден вести нередко жесткую конкуренцию за вкладчика, потерять которого довольно легко. Ограниченность ресурсов, связанная с развитием банковской конкуренции, ведет к тесной привязке к определенным клиентам. Если круг этих клиентов узок, то зависимость от них банка очень высока. В части пассивных операций выбор банка обычно ограничен определенной группой клиентуры, к которой он привязан намного сильнее, чем к заемщикам. Поэтому конкурентная борьба межу банками на рынке кредитных ресурсов заставляет их принимать меры по развитию услуг, способствующих привлечению депозитов.

Этого можно достичь с помощью расширения перечня вкладов. Так, можно предположить, что для клиентов будут выгодны целевые вклады, выплата которых будет приурочена к периоду отпусков, дням рождений, или другим личным и государственным праздникам. Сроки этих вкладов короче сроков, чем по обычным вкладам, а процент устанавливается выше.

Примером целевого вклада могут стать так называемые «новогодние вклады», «рождественские вклады», т.е. в течение года банк принимает небольшие вклады на празднование Нового года и Рождества, а в конце года банк выдает деньги вкладчикам, желающие же могут продолжать накопление денег доследующего нового года.

Следует отметить, что недостаточный уровень финансовой грамотности населения существенно снижает доверие к банковскому вкладу (депозиту). В целях повышения финансовой грамотности населения на первый план необходимо поставить улучшение качества работы банков, таким примером может послужить функционирующая на данный момент в филиале №300 ОАО АСБ «Беларусбанк» система «Электронная очередь», которая позволяет обслуживать клиентов на современном мировом уровне, создает деловую атмосферу и делает процедуру посещения банка более комфортной.

Положительными факторами успешной работы банков будет является уделение большего внимания качеству обслуживания клиентов, внедрению новых технологий. Банкам и банковским учреждениям для привлечения большего количества клиентов необходимо применять такие меры как:

      удобный график рабаты не только в рабочие, но и в выходные дни;

      повысить культуру обслуживания клиентов;

      размещение информации о действующих видах вкладов (депозитов) в инфокиосках, на официальных интернет-сайтах банковских учреждений, организация консультаций по телефону по средствам  внедренных единых контакт-центров, а так же представления презентационного материала на электронных мониторах [9, с.34].

В рамках конкурентной борьбы за финансовые ресурсы необходимо повышать процентные ставки по привлекаемым вкладам (депозитам), что на данный момент широко используется банками. Но помимо этого по данным вкладам (депозитам) необходимо предлагать и другие услуги, например как:

1)     дополнительное пополнение и снятие части вклада (депозита) без потери процентов;

2)     автоматическое продление сроков действия депозитных договоров;

3)     капитализация процентов и др.

Банкам следует расширять  спектр малорискованных долгосрочных инвестиционных инструментов. В качестве решения могут быть предложены следующие возможности:

      увеличение количества систем жилищных накопительных вкладов (депозитов);

      развитие рынка сберегательных сертификатов и корпоративных бумаг.

Также требуется более эффективное применение механизма адресной государственной поддержки отдельным категориям граждан. В качестве примера долгосрочных инвестиций, поступающих в экономику таким путем, можно привести реализуемую в Российской Федерации программу поощрения рождаемости через трансферт средств матерям (так называемый «материнский капитал»). Механизм субсидирования обладает двумя неоспоримыми преимуществами:

-         во-первых, субсидии не идут сразу же на конечное потребление, следовательно, не стимулируют инфляцию;

-         во-вторых, будучи размещенными в банковской системе, эти ресурсы смогут формировать определенную часть долгосрочных пассивов, повысив финансовую устойчивость банков.

Для наибольшей заинтересованности клиентов банки могут предлагать выплату процентов по размещенным вкладам вперед с целью компенсации инфляционных потерь. В данном случае вкладчик при помещении средств на определенный срок сразу же получает причитающийся ему доход.
Однако в том случае, если договор будет расторгнут досрочно, банк пересчитает проценты по вкладу и излишне выплаченные суммы будут удержаны из суммы вклада.

Для клиентов с разным уровнем дохода банки могли бы предложить принципиально новые финансовые услуги, например, соединение традиционного депозитного вклада с целым набором небанковских услуг – страховых, туристических или по приобретению потребительских товаров со скидкой [23].

Перспективным направлением привлечения средств как юридических, так и физических лиц в нынешний момент является самое широкое использование банковских пластиковых карточек, так как денежные средства, которые «оседают» на карт-счетах являются дешевой ресурсной базой. К «плюсам» пластиковых карточек следует также отнести:

- облегчение работы касс и бухгалтерии банка и любого предприятия (в случае выплаты заработной платы посредством банковских пластиковых карточек);

- безопасное использование заработанных средств (в отличие от наличных денежных средств пропавшая карточка не означает потерю денег).

С целью поддержания устойчивого положения и динамичного развития на рынке депозитных услуг в банках целесообразно создать систему страхования депозитов. Это позволит банкам сформировать у потребителя образ вклада (депозита) как эффективного и одновременно простого и безрискового инструмента управления своими средствами.

Следует отметить что, грамотная рекламная политика сегодня необходима банкам и призвана помочь в поиске новых клиентов. Для вкладчиков традиционно было главным наличие имиджа надежного банка. Сегодня для банков является более актуальным формирование имиджа высокотехнологичного и удобного банка, предлагающего широкий спектр услуг и высокое качество обслуживания. Дизайн офисов, отличное обслуживание являются сегодня необходимым атрибутом конкурентоспособности банка. Текущие условия рынка требуют от банка не только качественного оказания услуг, но и заставляют постоянно совершенствовать технологию обслуживания для достижения максимального удобства клиентов.

В настоящее время во многих странах очень популярно обслуживание клиентов на расстоянии. В частности, за рубежом широкое распространение получило банковское обслуживание населения на дому или на рабочем месте - так называемый home banking, он является наиболее перспективной формой предоставления банковских услуг физическим лицам. Благодаря такой форме взаимоотношений с банком клиент получает возможность управлять открытыми ему счетами, осуществлять расчеты, контролировать движение средств на счетах, не выходя из дома.

Информация о работе Анализ вкладных операций банка и направления его совершенствования