Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа
Станислав Мюллер – практикующий психолог, доктор педагогических наук, руководитель центра «Город талантов», главный редактор журнала «УСПЕХ для всех».
Перед вами – принципиально новая технология развития памяти. Эффективность этого метода настолько высока, что уже после 30 минут обучения начальным навыкам происходит улучшение вспоминаемости информации в полтора-два раза! Но главное отличие метода Станислава Мюллера от всех ныне существующих в том, что даже при заочном обучении можно улучшить свою память как минимум в два раза.
Возникает вопрос: как сохранить с возрастом способность к высочайшей концентрации, которой наделены дети? И какова динамика снижения способности к концентрации?
Если разобраться со вторым вопросом для специалистов «Города талантов» не составляло никакого труда (мы просто добавили еще один пункт в тестирование по программе «От способностей до гениальности»), то ответ на первый вопрос потребовал немалой работы.
Случай с Ольгой Ш. произошел 21 мая 2007 года, во время третьего занятия курса тренинга памяти. А уже через день, на четвертом занятии, я объяснял группе технику сжатия внимания.
Если у взрослых внимание рассеяно, то можно попробовать его собрать. Я предложил участникам тренинга вспомнить себя в 8-12 лет, воспользовавшись голограммой. Почти все вспомнили себя в этом возрасте.
Затем я попросил представить свое внимание в форме веера, раскрытого вокруг человека на 360°. Мы стали собирать внимание, представляя, как веер сзади начинает плавно складываться. Примерно за минуту мы сжимаем внимание до размера окна голограммы, на котором только что представляли свое детство. Когда мы собрали все внимание, то почти все буквально «провалились» на несколько мгновений в прошлое. Разница между воспоминанием до упражнения на концентрацию и после него примерно та же, как между фотографией и реальной жизнью.
Валентина Евгеньевна (за 50): Первое воспоминание у меня всплыло довольно отчетливо. Я вспомнила, как помогала родителям сажать картошку. При втором воспоминании явственно ощутила себя там, даже почувствовала ни с чем не сравнимое ощущение мягкой земли под босыми ногами.
Итак, переходим к освоению техники сжатия внимания.
• Выполняем упражнение № 2. Включаем информационный треугольник. Только после повышения внутренней собранности переходим к сжатию внимания. Находим какое-то воспоминание, отмечаем, на каком расстоянии от лица оно находится (или должно находиться) на левой грани.
• Представляем внимание в виде круга, расположенного вокруг вас. Вы – центр этого круга. Его размеры значения не имеют. Диаметр может составлять один метр, но, если хотите, представьте круг размером с комнату или даже охватите им город или весь мир. Представляйте так, как представляется. Чаще всего размер определяют, вытянув руки.
Начинаем сжимать внимание. Можно вообразить, как оно складывается подобно вееру, жабо или плиссированной юбке. Обычно представляют, как круг сзади размыкается и сектор внимания начинает постепенно уменьшаться, то есть из полного круга образуется сегмент все меньшего и меньшего размера.
• Через 10–15 секунд поле вашего внимания будет занимать уже примерно 2/3 круга, еще секунд через 15 —1/2…
• Продолжаем постепенно сжимать внимание до размеров экрана на левом луче голограммы, на котором вы в это время фиксируете изображение того, что вспоминаете.
• Некоторые в процессе сжатия внимания не фиксируют изображение на экране, а включают его уже после того, как внимание собрано. Они переставляют экран с левого луча, размещают прямо перед собой на таком же расстоянии от лица и мысленно «входят» в него. Точнее, «проваливаются» в то время или в момент, на вспоминание которого и направлено сжатие внимания.
• Побыв в прошлом секунд 10–15, «выходим» из него, картинку ставим на место.
В первый день работы с этой техникой мы сжимаем внимание и «входим» в воспоминания прошлого всего 2 раза, на следующем тренинге – 4. Большее количество упражнений выполнять не следует. Зато после этого сжатие внимания можете практиковать сколько угодно и не только на занятиях.
Можно применять и другие варианты этой техники. Например, представлять не складывание веера, а плотный ватман (или звуконепроницаемую стенку), который постепенно закрывает все вокруг.
Кому-то удобнее вообразить, как все внимание собирается подобно ракушке или скорлупе ореха: как будто сзади, из точки за спиной, растет перегородка, полностью изолируя вас от отвлекающих факторов внешнего мира.
Теперь некоторые правила, соблюдение которых поразительно усиливает вспоминаемость информации.
• При первом выполнении упражнения мы затрачиваем непосредственно на сжатие внимания примерно 1,5 минуты. Второе сжатие занимает 1 минуту. Третье – секунд 40. Четвертое – около 30 секунд. Пятое – примерно 20. Шестое – секунд 15. Естественно, вы понимаете, что эти цифры весьма приблизительны: динамика процесса индивидуальна и может отличаться от изложенной выше (на 15–20 %). Дальнейшее сжатие внимания можно проводить быстрее, в перспективе сокращая время до 1 секунды и более.
• Иногда при выполнении упражнения полностью исчезают не только окружающие звуки, но и картинка настоящего.
• Начиная со второго или третьего повторения упражнения, картинку, в которую вы хотите заглянуть, собрав все внимание до ее размеров, можно мысленно брать руками, приближать к лицу и только после этого «входить» в нее. Эффект будет значительно выше. Голограмму воспоминания, которую вы мысленно будете брать руками, нужно постараться ощутить как мягкую, или скользкую, или гибкую, или жесткую…
• По окончании упражнения (когда вы рассмотрели и вспомнили все, ради чего заглядывали в прошлое) сознательно «выходим» из картинки, отодвигаем ее от себя на прежнее расстояние и ставим на место на голограмму левого луча. Это обязательно!
Сжатие внимания можно применять не только для того, чтобы что-то вспомнить, но и для лучшего запоминания изучаемого материала. В этом случае аналогичным образом собираем внимание, но только не на прошлом, а на том учебнике или конспекте, с которым вы в данный момент работаете.
Таким же образом можно поступать, если вокруг много отвлекающих факторов. Просто собираете все внимание непосредственно перед собой.
Рассмотрим способ для лучшего вспоминания, хорошо работающий при достаточно развитом навыке визуализации и представления ощущений в пространстве голограммы. Обычно при первоначальном знакомстве с голограммой памяти я о нем не говорю, чтобы ученики не запутались в новых техниках и терминах.
Как известно, если сосредоточить внимание на участке голограммы, где находится нужное нам воспоминание, и включить там мысленный экран, можно вспоминать намного лучше, чем обычно. Метод направления внимания заключается в том, что человек, которому нужно что-то срочно освежить в памяти, вспоминает информацию почти так же, как обычно, не включая экран на левом луче, но представляя при этом тепло в той области голограммы, где находится нужное воспоминание. Это очень хорошо помогает при параллельных процессах, когда нужно слушать лекцию и одновременно конспектировать ее. Вы представляете, что левый луч голограммы у самого лица теплее обычного (тем самым сосредоточивая свое внимание на только что услышанном), и вам намного легче удерживать в памяти то, что вы должны заносить на бумагу.
По мере возрастания тренированности можно направлять свое внимание на любую область голограммы, придавая воображаемому ощущению тепла любую конфигурацию, например, форму пластинки.
Метод можно применять при синхронном переводе, участии в ток-шоу, отвечая на уроке или экзамене и в других ситуациях, когда требуется удерживать в памяти определенный объем воспринятой информации, при этом полностью оставаясь в настоящем времени.
Как известно, одной из причин слабой концентрации внимания у многих людей является загруженность сознательного и бессознательного внимания различными проблемами, событиями из прошлого и предполагаемого будущего. Все вместе это приводит к неспособности сконцентрироваться на запоминаемом материале. В некоторых случаях из-за этого вообще не удается собраться с мыслями, оценить ситуацию и принять оптимальное решение.
Частично задача повышения концентрации внимания решается при выполнении упражнений № 1 и № 2 и сжатии внимания. Очень хорошо, если человек дополнительно владеет КЛЮЧом Алиева или имеет навык сверхобучаемости.
Если вы умеете выставлять голограмму памяти, появляется возможность использования еще одного специфического упражнения, разработанного именно под эту технику.
• Сядьте прямо, позвоночник прямой. Выполните упражнение № 1 и упражнение № 2, если оно хорошо у вас получается. Включите голограмму памяти – левый и правый лучи, то есть весь информационный треугольник.
• После этого представьте оперативное внимание в виде плоскости или круглого стола радиусом около метра (можно больше или меньше), расположенного вокруг вас примерно на уровне груди, живота или плеч. Получается некий круглый стол с отверстием посередине, и вы сидите (или стоите) в этом отверстии. Кто-то представляет этот стол на уровне пояса или бедер.
Ключ
Что такое оперативное поле внимания? По большому счету это, образно выражаясь, распределение нашего внимания в настоящий промежуток времени.
Когда мы работаем с оперативным полем внимания, используя данную модель, на виртуальном столе мы можем увидеть все то, что находится в сфере нашего сознательного и подсознательного внимания в настоящее время и что может оттягивать на себя часть нашей «умственной энергии».
• Представляем плоскость оперативного поля внимания и голограмму памяти одновременно. Можно в то же время ощущать все свое тело и видеть пространство прямо перед собой.
• Рассмотрите, что у вас находится на плоскости оперативного поля внимания. Там может быть мусор (крошки, бумажки, песок, земля) или конкретные предметы (бумаги, книги, игрушки, пища и т. д.).
• Очистите стол. Кто-то просто сметает с плоскости все предметы, мусор и грязь. Кто-то проходится по столу пылесосом, а потом выбрасывает или даже мысленно сжигает весь мусор. Кто-то видит не мусор, а бугорки, и состругивает их воображаемым рубанком. Некоторым приходится не только убирать мусор со стола, но и отмывать плоскость оперативного поля внимания от грязи.
• Итак, плоскость оперативного поля внимания чистая (или почти чистая, так как при работе с голограммой не всегда удается представить то, что хотелось бы: порой люди видят реальное отображение состояния психики, а не желаемое). Теперь вы можете приступать к работе или учебе.
Рекомендуется очищать оперативное поле внимания 2–3 раза в неделю по мере необходимости. Высокий уровень внимания после выполнения упражнения остается на несколько часов, порой даже несколько дней.
Интересно, что это упражнение не только повышает концентрацию внимания, но и является тестом, причем многоплановым, позволяющим обнаружить целый ряд параметров состояния нашего ментального плана на данный момент времени (например, исходя из того, где находятся помехи на вашем мысленном столе). Так, если мусор, бугорки или предметы на столе располагаются под проекциями левого луча голограммы, то это отображение того, что вас волнует в прошлом. Правый луч соответствует будущему. Если помехи находятся прямо перед вами, то они соответствуют настоящему. Расстояние от центра стола определяет момент времени, когда то или иное событие уже имело место или только предстоит.
Если мусор или предметы находятся не только перед вами или под проекциями лучей голограммы на плоскость, но также сбоку и сзади, то, скорее всего, голограмма недостаточно хорошо выставлена и есть необходимость поработать с ней еще. Возможно, для вашей памяти большое значение имеют другие, еще не выставленные вами линии времени.
На тренингах мы начинаем работать с оперативным полем внимания с третьего занятия, когда выставлены зрительная, тактильная (соответствующая памяти на прикосновения) и звуковая линии времени. Как известно, у человека есть еще обоняние и вкус. В соответствии с отечественной психологической школой также существуют внутренние телесные ощущения, ощущение восприятия времени и положения тела в пространстве, то есть всего восемь видов ощущений.
Несколько слов об особенностях метода. Для нормальной работы с памятью желательно выставить хотя бы три основных линии времени: зрительную, тактильную и звуковую. Остальные нужны для «продвинутых» техник. Можно использовать еще обоняние, оно также имеет немалое значение для памяти, особенно у женщин (хотя этот фактор для большинства людей не так важен, как три предыдущих).
Подготавливая психологов для школ и других учебных заведений, я подробно рассказываю о том, каким образом, работая с оперативным полем внимания, можно выявить такие особенности внутреннего мира учеников, как самооценка, отношение к окружающим и дистанция общения, процент позитива и негатива в мышлении, кругозор и другие параметры.
Еще одно интересное применение оперативного поля внимания – повышение целеустремленности. На проекции правого луча на соответствующем расстоянии рекомендуется представлять желаемое будущее или какой-то образ, олицетворяющий достижение цели или движение к ней. Например, для студента это может быть стопка конспектов и книг или заполненная зачетка. Он мысленно сметает все со своего воображаемого стола и кладет на него под правым лучом учебные материалы, чтобы внимание длительное время было сконцентрировано на подготовке к сессии или на написании диплома.