Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа
Станислав Мюллер – практикующий психолог, доктор педагогических наук, руководитель центра «Город талантов», главный редактор журнала «УСПЕХ для всех».
Перед вами – принципиально новая технология развития памяти. Эффективность этого метода настолько высока, что уже после 30 минут обучения начальным навыкам происходит улучшение вспоминаемости информации в полтора-два раза! Но главное отличие метода Станислава Мюллера от всех ныне существующих в том, что даже при заочном обучении можно улучшить свою память как минимум в два раза.
Если вы до сих пор при чтении добросовестно переставляли на правый луч голограммы контуры страниц с ключевыми словами, то вам, скорее всего, после такой хорошей «гимнастики для памяти» не составит большого труда переставлять после прочтения каждой страницы также контуры абзацев, но уже не с ключевыми словами, а с ключевыми фразами.
Итак, вы продолжаете читать книгу, выполняете различные описываемые упражнения и параллельно с этим совершенно ненавязчиво отрабатываете навык переноса на мысленный экран силуэта страницы с ключевыми фразами.
Если все фразы целиком не переносятся, то можно переносить по частям: половину или треть страницы. Затем остальные фразы с контурами абзацев. Попробуйте, на это практически не приходится затрачивать ни много времени, ни сил, но при этом вы довольно серьезно улучшаете процессы произвольного и непроизвольного запоминания.
Выстраивание линии времени будущего начинаем с упражнения № 1. Затем представляем, что мы будем делать примерно через 5-15 минут.
Включаем правую грань информационного треугольника, симметричную левой грани. Направление – 30° вправо и столько же вверх.
Переставляем картинку на правый луч и располагаем ее на расстоянии длины большого пальца руки от лица. Мысленно удерживаем изображение в этом месте в течение 20–30 секунд. Далее представляем, что мы будем делать примерно через 3–4 часа. С этой целью изображение на правой грани помещаем на расстоянии согнутой под прямым углом руки от лица (примерно 20–30 см). Фиксируем изображение в этом месте в течение 20–30 секунд.
Аналогичным образом выставляем и фиксируем на правом луче другие опорные точки голограммы, соответствующие тому, что произойдет через сутки, неделю, месяц, год, 9 лет.
Соблюдение некоторых условий может улучшить результат. Давайте рассмотрим хотя бы некоторые из них.
• Перед работой с линией будущего времени нужно максимально сконцентрироваться, выбросить из головы все навязчивые мысли. Необходимо быть спокойным и доброжелательным.
• Положение тела максимально удобное, позвоночник прямой. Выполнение упражнения в положении лежа допустимо только для лежачих инвалидов или больных.
На голове не должно быть головного убора. Чем выше уровень концентрации, тем лучше. Используем упражнения № 1 и № 2. Намного лучше это получается, если применять технику сверхобучаемости (или КЛЮЧ Алиева).
• Нежелательно выполнение упражнения перед зеркалом, в котором вы отчетливо видите свое изображение.
• Смешанный (мужчины и женщины) состав группы положительно влияет на результат упражнения.
• Очень важно, представляя свое предполагаемое будущее, стараться увидеть то, к чему вы стремитесь, чего вы хотите достичь через неделю, месяц, год, 9 лет. Не следует представлять негативные, неприятные моменты. Если вы не знаете конкретно, чего хотите и к чему стремитесь, можете представлять нейтральные образы: как вы идете по улице или принимаете душ (другие повседневные действия). Но обязательно ощутите себя в будущем счастливыми, любимыми, здоровыми.
Я рекомендую после исходного выставления картинок на линии времени превратить ее в голограмму будущего. Для этого в последующие дни нужно пройтись еще несколько раз по опорным точкам линии времени на правом луче, добавляя звуки и телесные ощущения. За один день можно выставлять линию времени только по одному виду ощущений.
Многим удобнее представлять правый и левый лучи разными по цвету. Например, левый луч может быть бирюзового цвета, а правый – солнечно-желтого. Постарайтесь выбрать оптимальные цвета и постоянно пользоваться именно ими. Часто это происходит спонтанно: ваш разум сам выбирает, как лучше все представлять.
Людмила: Я не понимаю, как при выставлении будущего можно увидеть то, что будет через неделю или месяц. Мы же не знаем, что будет. Что тогда представлять при нахождении линии будущего?
– Если у вас не предвидится никаких событий через неделю, месяц, год, девять лет, то вы можете просто представить какие-то будничные действия. Вообразите, как будете через неделю идти по знакомой улице, или чистить зубы, или одеваться утром. Совсем необязательно быть провидцем, чтобы догадаться, что вы и через неделю, скорее всего, будете причесываться или пользоваться косметикой.
Анжела: А я через неделю буду на дне рождения. Можно мне представить гостей, которые там будут?
– Конечно. Заодно проверите, совпадут ли ваши предположения с тем, что будет на самом деле.
В этом издании для удобства изложения выставления линий прошлого и будущего даются в разных главах. Давайте рассмотрим порядок освоения голографической памяти непосредственно на занятиях.
Первый день. За один заход выставляется зрительная линия времени: сначала прошлое, затем будущее. Иногда между выставлением линий прошлого и будущего делается небольшой перерыв (5-10 минут), иногда выставление проходит без перерыва. Плюс к этому выполняются упражнения на визуализацию, на перенос картинок на мысленный экран, на связывание слов в рассказы (развитие ассоциативной памяти). Предлагается на левом луче голограммы мысленно «прокрутить» весь этот день за пару минут – только зрительные воспоминания.
Второй день. Выставляется тактильная линия времени – линия времени ощущений прикосновений, прошлое, затем сразу же будущее. Также выполняются стандартные упражнения с тренажерами, описанные в книге, и пробуем один либо два раза сжатие внимания. Плюс развитие ассоциативной памяти, «прокручивание» дня, другие упражнения из стандартного перечня (приложения) в конце книги.
Третий день.Выставляется звуковая линия времени (прошлое и будущее), выполняются упражнения на сжатие внимания и работа с оперативным полем внимания, стандартные упражнения на развитие воображения и упражнения с тренажерами (карточками).
С этого дня, как только выставлены три линии времени, участники тренинга уже имеют дело не просто с линиями времени, а с личным информационным пространством. И мы начинаем использовать упражнения на повышение интуиции, на оживление имевшихся в юности, но угасших со временем способностей. Например, способность к быстрому освоению иностранного языка, которая у многих была ярко выражена в возрасте 12 или 14 лет, или в другом возрасте. Если есть необходимость, убираем влияние на память последствий общего наркоза. И, конечно, начинаем убирать стрессы и рассматривать алгоритмы использования прошлого для изменения будущего, для достижения конкретных целей.
Эти и другие схемы применения голограммы достаточно подробно описаны в других руководствах по голографической памяти, поэтому мы не будем отвлекаться от основной темы книги – как разблокировать свою память.
Самое простое применение правого луча голограммы — помещение информации, которую вы сейчас запоминаете, непосредственно в тот отрезок времени, когда эта информация может вам понадобиться.
Допустим, вы готовитесь к государственному экзамену и знаете, что он будет примерно через 3 месяца. Используя технику мысленного экрана, вы можете представлять все блоки запоминаемой информации не перед собой, а на правом луче, на расстоянии, примерно соответствующем 3 месяцам, то есть чуть дальше оснований пальцев вытянутой правой руки (между пятой и шестой опорными точками).
Сделать это намного проще, чем описать. Если вы грамотно работаете со своей памятью, то знаете, что простое перечитывание малоэффективно. Все запоминается гораздо лучше, если рисовать, записывать ключевые слова на хорошо знакомом фоне или использовать другие способы. Так вот, все эти произведения вашего мнемонического творчества нужно просто мысленно представить на экране, находящемся на правом луче на соответствующем расстоянии от лица.
Мысленное представление почти не требует дополнительных затрат времени, а при этом вы посылаете информацию в будущее, то есть во время сдачи экзамена. Итак, вы знаете, что вам делать. Осталось разобраться. как это работает.
Человеческий разум, как мы уже отмечали, лучше всего вспоминает ту информацию, которая расположена ближе. Линия времени напоминает эластичную ленту, движущуюся справа по лучу времени в направлении нашего лица. Она растягивается тем сильнее, чем ближе подходит к лицу, а затем уходит влево по лучу прошлого. Следовательно, мы можем заранее спрогнозировать, где надо поместить мысленное изображение запоминаемой информации, чтобы в нужный момент она оказалась как можно доступнее.
Более того, когда за несколько дней до экзамена вы будете делать обзор всего пройденного материала с целью более прочного закрепления в памяти слабо запомнившихся эпизодов, вы сможете дополнительно усилить яркость голограммы, используя ту же самую технику.
Допустим, до экзамена остается 10 дней. Вы знаете, что им на голограмме примерно соответствует расстояние вытянутой руки с согнутой кистью. На мысленном экране, расположенном на правом луче на этом расстоянии от лица, представляем блоки повторяемой в данный момент информации, а также новые блоки, которые подлежат запоминанию.
Здесь необходимо сделать одно весьма важное замечание. Голографическая память, пока вы не довели ее до феноменального уровня, не отменяет необходимости запоминания объемной и сложной информации с помощью мнемотехник, эйдотехник или, на худой конец, популярной и по сей день технологии Средневековья – зубрежки. Применение же основ техники голографической памяти дает улучшение вспоминаемости в среднем в 2–4 раза при условии, что вам есть что вспомнить.
Следующая техника использования правого луча голограммы, дающая хороший результат, касается необходимости вспомнить в конкретный момент что-то, не относящееся к учебе. Например, вспомнить, что после работы нужно зайти в магазин и купить молоко.
На правом луче включаем мысленный экран в месте, соответствующем нужному временному отрезку. Допустим, о том, что надо купить молоко, вы узнали в самый разгар работы – в 11 часов утра, когда до окончания работы осталось, допустим, 6 часов. Значит, на правом луче откладываем расстояние примерно между второй и третьей опорными точками (лучше всего ориентироваться по своей руке) и представляем на мысленном экране, как, подходя к магазину, мы затем заходим в него и покупаем молоко.
Это очень простой способ вспоминать мелочи, особенно для забывчивых людей. Все это можно сделать в течение двух-трех секунд, то есть намного быстрее, чем прочитать об этом.
Ключ
Очень важное дополнение
Любые действия с голографической памятью мы выполняем в состоянии высокой концентрации (упражнение № 1 или 2), представляя информационный треугольник. По мере освоения навыка вхождения в состояние «Все безоценочно вижу, ощущаю все свое тело» вам будет достаточно доли секунды.
При проведении конкурсов и занятий по голографической памяти в младших классах я неоднократно сталкивался с одним и тем же явлением: дети не всегда слышат то, что им говорят.
Обычно в процессе работы с бланками кто-то из детей задает простой вопрос: как правильно заполнять или подписывать листок. Буквально через 5-10 секунд после ответа другой ребенок задает точно такой же вопрос. Иногда дети в одном классе могут переспрашивать одно и то же по 4–5 раз. Причем делают они это не нарочно, у них нет желания позлить преподавателя.
Интересно, что у более старших школьников такое наблюдается реже, а во взрослой аудитории практически все слышат все, даже если параллельно выполняют сразу два дела.
Я понимал, что это норма, и не расстраивался. На третьем занятии в группе по развитию памяти после упражнения на повышение концентрации я вскользь упомянул об этом парадоксе.
Встретившись взглядом с Ольгой Ш., преподавателем младших классов, я увидел, как она улыбнулась (ей это было очень хорошо знакомо по собственному опыту работы с детьми), затем на фоне доброжелательной улыбки во взгляде стала проступать некоторая настороженность в сочетании с любопытством – учительнице было интересно, как я отношусь к детям в такой ситуации: злюсь на них или проявляю выдержку и понимание. Когда она поняла, что я воспринимаю поведение детей как норму, ее лицо снова приняло доброжелательное выражение.
Все это прошло за какие-то мгновения, но именно реакция Ольги натолкнула меня на следующий день на мысль, что детская рассеянность или невнимательность на самом деле является оборотной стороной их высочайшей концентрации. Когда ребенок что-то тщательно делает, например, выписывает буквы своей фамилии, он может быть настолько поглощен этим занятием, что совершенно не слышит, что в это время происходит в классе.
Поэтому педагоги младших (и не только) классов прекрасно знают, что прежде чем что-то объявить или приступить к объяснению чего-либо, необходимо привлечь внимание детей. И дело вовсе не в том, что многие на занятиях «считают ворон», вместо того чтобы слушать учителя. Просто у детей такое внимание.