Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:30, курсовая работа
Станислав Мюллер – практикующий психолог, доктор педагогических наук, руководитель центра «Город талантов», главный редактор журнала «УСПЕХ для всех».
Перед вами – принципиально новая технология развития памяти. Эффективность этого метода настолько высока, что уже после 30 минут обучения начальным навыкам происходит улучшение вспоминаемости информации в полтора-два раза! Но главное отличие метода Станислава Мюллера от всех ныне существующих в том, что даже при заочном обучении можно улучшить свою память как минимум в два раза.
Спустя 2–3 часа снова дважды прочитать. Стараемся вспомнить текст на голограмме, после чего прочитываем его, включая ведущий канал запоминания (зрение, слух, осязание) и представляя образ на голограмме. Перечитываем второй раз.
Если у вас нет времени и вы не горите желанием пользоваться голограммой и контролировать включение в процесс запоминания различных органов чувств, можете не напрягать свое воображение. Просто прочитайте текст 2 раза. Это уже даст хороший эффект.
Прочитать текст перед сдачей экзамена или перед уроком. Конечно, намного полезнее для памяти будет, если вы перед прочтением текста постараетесь его вспомнить, включив голограмму на соответствующем расстоянии от лица.
Описанные выше алгоритмы хорошо подходят как для тех, кому не хочется утруждать себя мнемотехниками и специальными приемами запоминания, так и для тех, кто владеет техниками запоминания и с удовольствием их применяет. В то же время использование голограммы памяти с выставлением информации на соответствующих временным промежуткам расстояниях уже само по себе является прекрасным приемом запоминания.
Для упрощения описания алгоритмов повторений речь шла о визуализации прямо перед собой либо на левом луче голограммы. В то же время, как упоминалось ранее, намного более эффективным может быть представление на правом луче голограммы, на расстоянии, соответствующем тому времени, когда вам эта информация может понадобиться. Каждый сам выбирает, по какой схеме удобнее закладывать в память нужный материал.
Необходимо еще раз уточнить, что приведены были варианты, в той или иной мере подходящие для большинства. Каждый может создать свой алгоритм запоминания. У нас на курсах проводится специальное тестирование, выявляющее особенности работы памяти, которое позволяет разработать индивидуальные программы развития и восстановления памяти, а также оптимальные алгоритмы запоминания.
Перед тем как рассмотреть, как все сказанное выше соотносится с работой голографической памяти, я предлагаю коснуться реминисценции и интерференции – процессов, грамотное применение которых позволяет сэкономить до пятидесяти процентов времени при запоминании.
Реминисценция (от лат. reminiscentia – «припоминание») – более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным). Реминисценция может наблюдаться при запоминании самой различной вербальной (словесной) и наглядной информации, а также при закреплении сенсомоторных навыков. Особенно часто она проявляется при работе с большим объемом логически или предметно связанного материала, оказывающего на человека эмоциональное воздействие. Реминисценция более выражена в детском возрасте.
Для объяснения явления реминисценции был предложен ряд гипотез. Согласно одной из них утомление во время заучивания материала приводит к ухудшению непосредственного его воспроизведения. Перерыв позволяет восстановить оптимальное функциональное состояние и тем самым улучшает воспроизведение. Другая гипотеза основана на предположении о существовании процессов скрытого повторения, продолжающихся после прекращения явного заучивания и приводящих к лучшему воспроизведению материала после перерыва. Реминисценция может быть объяснена также тем, что после перерыва уменьшается интерференция хранящейся в памяти информации.
Пока ни одна из гипотез не может претендовать на исчерпывающее объяснение всех случаев реминисценции.
Интерференция (от лат. inter – «между», ferens – «несущий») – ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, которым оперирует субъект. В экспериментах интерферирующее влияние одного материала на другой проявляется либо в уменьшении объема и ухудшении качества воспроизводимого материала, либо в увеличении времени, необходимого для запоминания.
После заучивания материала на 60–70 % можно сделать перерыв на 8-10 минут. В это время желательно не заниматься запоминанием того же материала, лучше переключиться на что-нибудь другое. Затем следует вспоминать текст, проверяя себя.
В результате за время перерыва включатся процессы непроизвольного припоминания, которые ученые назвали реминисценцией, и материал закрепится в памяти даже лучше, чем если бы в это время его повторили. А если не делать перерыв, а продолжать «тупо» зазубривать, то проявят себя процессы интерференции, то есть произойдет взаимное подавление следов в памяти. В свете голографической теории памяти мы имеем следующую картину взаимодействия реминисценции и интерференции.
При неупорядоченном многократном повторении запоминаемого материала голограмма размывается в пространстве, получается не четкая плоскость, а что-то наподобие рыхлой туманной массы, что делает голограмму неудобной для вспоминания информации.
Как известно, природа никогда не повторяется. На протяжении тысячелетий люди и животные вырабатывали эффективные бессознательные алгоритмы запоминания, чтобы сразу понять, с чем приходится иметь дело: с опасным или безопасным объектом, съедобным или несъедобным и т. д. Но в отличие от школьной зубрежки в живой природе все, что требует запоминания, всегда сопряжено с эмоциями, там нет праздности и скуки. Вот и выходит, что если мы начинаем работать с природным, естественным способом развития памяти, то желательно придерживаться простого правила – запоминать все с одного раза и так, словно от этого зависит очень многое.
Впервые с феноменальными явлениями при работе с линией времени я столкнулся еще до открытия метода голографической памяти. Как-то при проведении занятий по развитию целеустремленности я обучал группу практике применения линии времени. Как и положено, мы использовали картинку будущего через неделю. Я предложил представить картинку нашего занятия, которое должно было быть через неделю. Что может быть проще – тот же кабинет, те же люди. Но большинство участников сказали, что им представляется другая комната. Я объяснил это тогда игрой воображения, но через неделю нас попросили сменить аудиторию, и тут случилось удивительное. Люди входят и уверенно заявляют:
– Станислав! Это то самое помещение, которое мы видели на том занятии, когда выставляли линию времени! А вы говорили, что это игра воображения!
Мне осталось только поздравить их с прикосновением к одной из загадок нашего бытия – предвидению будущего. Тогда я еще не предполагал, что дальше будет все больше и больше удивительных и парадоксальных случаев…
Это было несколько лет назад. А вот сравнительно недавний случай.
Первое занятие очередной группы 16 мая 2007 года. Мы выставили линию прошлого и начали выставлять зрительную линию будущего. Я предлагаю группе представить через неделю этот же кабинет (четвертое занятие). И полушутя добавляю:
– Заодно посмотрите, сколько людей будет на тренинге, столько же или меньше.
Четыре участницы тренинга заметили, что видят меньшее количество.
Прошла неделя, начинается четвертое занятие. Выставляем обонятельную линию времени, и я предлагаю вспомнить то, что было неделю назад.
– Заодно посмотрите, эту картинку вы увидели неделю назад или другую.
В глазах некоторых было написано такое неподдельное изумление, что все стало понятно без слов. Тем не менее они поделились впечатлениями.
Татьяна: Я сидела на другом месте, но видела картинку именно с таким ракурсом. Мне тогда было непонятно, почему я вижу не так, как в реальности. Сейчас я сижу за первым столом и вижу именно то, что увидела на первом занятии.
Арина: Сегодня нет ни одного мужчины. Неделю назад я именно так все и видела. Несмотря на то что на каждом занятии пересаживалась, увидела тогда именно ту картинку, которую вижу сейчас. Интересно! К тому же после первого занятия в группу пришла еще одна участница, а о появлении новых учасников тренинга при обращении к будущему никто не сообщил. Однако и это противоречие разрешилось само собой. Женщина, сославшись на поднявшееся давление, ушла перед самым началом работы с голограммой. Таким образом, все встало на свои места. Что это?
Магический код, позволяющий проникнуть в святая святых – предвидеть будущее? Или игра воображения?
Многие, пройдя курс голографической памяти, говорили мне о случайном предвидении будущего. Пожалуй, случай с Машей Огородниковой – самый яркий тому пример.
Получается, что мы в обычной жизни осуществляем похожий сценарий. Если мы чего-то хотим, то представляем, что бы мы сделали для достижения цели, а затем анализируем, каков может быть результат. Те, кто имеет неплохие способности к синтезу и осмыслению, могут более точно спрогнозировать результат при том или ином действии. У кого эти способности развиты слабее, зачастую двигаются по жизни методом проб и ошибок.
У людей, владеющих голографической памятью, имеют место сходные процессы. Тот, чей разум более развит, получает более реальную картину представляемого будущего. При этом разница между сознательным прогнозированием развития событий и просмотром на голограмме все-таки колоссальная, так как при работе с голограммой задействуются оба полушария мозга, отвечающие как за сознательное, так и за бессознательное мышление.
В бессознательной памяти человека, как выяснили ученые, хранится абсолютно вся информация, каждый день и час его жизни. Если сравнить память с книгами, то можно сказать, что соотношение объема сознательной и бессознательной памяти обычного человека примерно такое же, как одной книги и целой библиотеки. При обычном обдумывании человек обращается к ничтожно малому объему информации и ограниченному набору алгоритмов мышления. А при просмотре вариантов с применением голограммы используется в тысячи раз больший объем информации и дополнительные, интуитивные алгоритмы поиска решений.
Имея такую великолепную возможность прогнозирования, я провел следующий научный эксперимент. Как известно, в разных странах ученые опытным путем вывели оптимальный алгоритм повторений для «запоминания навсегда». Вот его суть.
Если вы запоминаете что-то не с целью «сдать и забыть» (как поступают некоторые студенты), а чтобы помнить всегда (например, иностранные слова или статьи закона, если вы будущий юрист), то после запоминания информации примерно на 60–70 % желательно сделать перерыв на 8-15 минут, после чего выполнить повторение запоминаемого. Через 3–4 часа нужно снова повторить запоминаемый материал. Третий раз повторяем через 1–2 месяца, а четвертый – через 1 год.
Я заметил, что если не просто выставлять голограмму, а проводить еще и обратное усиление через 8-15 минут, то уровень вспоминаемости намного выше. А при возвращении к голограмме спустя 2–3 часа – еще выше. И, само собой разумеется, мы заново выставляем голограмму спустя полтора месяца.
Получается почти полное совпадение с алгоритмом запоминания навсегда. За исключением одного момента: нужно еще раз повторить через год.
Но нужно ли? И каким образом оценивать результативность данного блока алгоритма? Я решил найти ответы на эти вопросы с помощью участников нашей группы.
– Пожалуйста, сосредоточьтесь, включите левый и правый лучи, голограмму прошлого и будущего. Представьте, включая соответствующие экраны на голограмме, что через полтора месяца вы прошли курс обучения, состоящий не только из этих семи занятий, но также из следующих. После этого перенеситесь в отдаленное будущее, соответствующее преклонному возрасту, когда у многих людей возникают проблемы с памятью, мышлением, движениями. Запомните ощущения.
Глядя на лица участниц тренинга (почему-то к этому занятию остались одни женщины в основном старше 40–50 лет), я понял: то, что они увидели, не внушило им большого оптимизма.
Через пару минут я предлагаю смоделировать другой вариант будущего:
– Теперь представьте себя снова в настоящем. Вообразите, как через полтора месяца вы заканчиваете второй курс из семи занятий, а спустя год – третий. После этого вы снова переноситесь мысленно в будущее и видите себя опять в преклонном возрасте. Каковы сейчас ваши ощущения?
На этот раз лица участниц выглядели более уверенными, жизнерадостными и даже повеселевшими.
Варя: Я увидела себя во второй раз совсем по-другому. Да, тот же возраст, но я была более деятельная, энергичная, жизнерадостная, чем при первом просмотре будущего!
Примерно такими же впечатлениями поделились и другие участницы. Полагаю, эти два прогноза действительно отражали реальные варианты – насколько отличается будущее, о котором заботятся и с которым серьезно работают, от того, которое наступает само собой, как та осень у стрекозы в известной басне.
При работе с голографической памятью необходимо привести в порядок предполагаемую голограмму будущего. Зачем?
Если вспоминать намного легче, когда воспоминания выстроены в удобном для нас порядке, следовательно, нужно упорядочить и предполагаемое будущее. Из «теоремы о голографической памяти» выведено немало «следствий». Применение их способно реально изменить возможности людей в самых разных сферах жизни. Я не имею в виду предсказания будущего или какие-то магические фокусы. Грамотное применение естественной голографической памяти открывает принципиально новые возможности для улучшения здоровья, достижения поставленных целей, изменения к лучшему различных жизненных ситуаций.