Анализ и пути укрепления финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:16, дипломная работа

Краткое описание

В условиях рынка финансы играют особенно важную роль, и выдвижение в деятельности организаций на первый план именно финансовой стороны является сегодня одной из наиболее характерных черт экономической жизни России.
Стабильный успех предприятия зависит от четкого и эффективного планирования им своей деятельности, аккумулирования информации о состоянии рынков и собственных перспектив, что позволяет ему вырабатывать стратегию и тактику финансово-хозяйственной деятельности.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность и назначение финансового анализа предприятия
1.1. Теоретические подходы к оценке финансового состояния предприятия
1.1.1. Основные цели и задачи анализа финансового состояния предприятия
1.1.2. Средства финансовой диагностики
1.1.3. Структура финансовых показателей
1.2. Факторы, влияющие на финансовое состояние организации
1.2.1. Составляющие эффективного управления
1.2.2. Влияние структуры баланса на финансовое состояние
1.3. Информационная база для оценки финансового состояния предприятия
1.3.1. Характеристика бухгалтерского баланса как формы отчетности, используемой для оценки финансового состояния
1.3.2. Характеристика отчета о прибылях и убытках как формы отчетности, используемой для оценки финансового состояния
Глава 2 . Оценка и анализ экономического потенциала исследуемой организации (на примере ЗАО «Глобус»)
2.1. Характеристика исследуемой организации
2.2. Оценка и анализ имущественного положения
2.3. Оценка и анализ финансового положения
2.3.1. Анализ финансовой устойчивости
2.3.2. Анализ ликвидности баланса
2.3.2. Анализ кредитоспособности
Глава 3. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности (на примере ЗАО «Глобус»)
3.1. Оценка деловой активности
3.2. Оценка прибыльности и рентабельности
3.3. Практические выводы по результатам анализа финансовых показателей
3.3.1. Обобщение выводов проведенного анализа
3.3.2. Рекомендации по укреплению финансового состояния
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1. Бухгалтерский баланс
Приложение 2. Отчет о прибылях убытках
Введение

Файлы: 1 файл

Анализ и пути укрепления финансового состояния предприятия.doc

— 491.50 Кб (Скачать)

Для расчета оборачиваемости задолженности в днях Коб(д) применяем формулу:

К об(д) = 360/Коб,

где 360 – количество дней календарного года.

В таблице 3.1. рассчитаны показатели оборачиваемости ряда активов, характеризующие скорость возврата авансированных на осуществление предпринимательской деятельности денежных средств, а также показатель оборачиваемости кредиторской задолженности при расчетах с поставщиками и подрядчиками.

Таблица 3.1. Расчет показателей оборачиваемости ЗАО «Глобус»

Показатель оборачиваемости

 Значения показателя 
в отчетном периоде,
коэффициент

 Продолжительность 
оборота в отчетном
периоде в днях

Оборачиваемость активов

(отношение выручки к среднегодовой стоимости активов)

22,4

16

Оборачиваемость собственного капитала

(отношение выручки к среднегодовой величине собственного капитала)

437,4

1

Оборачиваемость дебиторской задолженности

(отношение выручки к среднегодовой величине дебиторской задолженности)

78,9

5

Оборачиваемость задолженности за реализованную продукцию (работы, услуги)

(отношение выручки к среднегодовой задолженности за реализованную продукцию)

78,9

5

Оборачиваемость задолженности перед поставщиками и подрядчиками

(отношение выручки к среднегодовой кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками)

94,3

4

Оборачиваемость материально-производственных запасов

(отношение выручки к среднегодовой стоимости МПЗ)

67,9

5

 

Согласно представленным данным, за 16 календарных дней организация получает выручку, равную сумме всех имеющихся активов. При этом требуется 5 дней, чтобы получить выручку равную среднегодовому остатку материально-производственных запасов.

Необходимо следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностей. Значительное превышение кредиторской задолженности над дебиторской создает угрозу финансовой устойчивости предприятия. Превышение дебиторской задолженности  над кредиторской означает отвлечение средств из хозяйственного оборота и может привести в дальнейшем к необходимости привлечения дорогостоящих кредитов банков и займов для обеспечения текущей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Следовательно, от того, насколько соответствуют предоставленные и полученные объемы кредитования, зависит финансовое благополучие предприятия.[29]

Рекомендуется равновесие дебиторской и кредиторской   задолженности, иначе предприятие теряет финансовую устойчивость, либо оно ухудшается (соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей должно быть равно 1). Можно сказать, что в ЗАО «Глобус» наблюдается равновесие дебиторской и кредиторской задолженности.

 

3.2. Оценка прибыльности и  рентабельности

Финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период характеризуются системой взаимосвязанных отчетных показателей. К ним относятся: валовая прибыль (убыток), прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения,, прибыль (убыток) от обычной деятельности,  чистая  (нераспределенная) прибыль (убыток) отчетного периода. [30]

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. [31]

Для анализа используются данные формы №2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках».

Ниже в таблице 3.2 приведены основные финансовые результаты деятельности ЗАО "Глобус" за анализируемый период.

Таблица 3.2. Анализ финансовых результатов ЗАО «Глобус»

Показатель

Значение показателя, тыс. руб.

Изменение показателя

За   отчетный  
период

За аналогичный
период
предыдущего года

тыс. руб.
(гр.2 - гр.3)

± %
((2-3) : 3)

1

2

3

4

5

1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

16403

12471

+3932

+31,5

2. Расходы по обычным видам деятельности

16369

12359

+4010

+32,4

3. Прибыль (убыток) от продаж  (1-2)

34

112

-78

-69,6

4. Прочие доходы

5. Прочие расходы

55

45

+10

+22,2

6. Прибыль (убыток) от прочих операций  (4-5)

-55

-45

-10

-22,2

7. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода  (3+6)

-21

51

-79

-161,2


Из "Отчета о прибылях и убытках" следует, что за рассматриваемый период организация получила прибыль от продаж в размере 34 тыс. руб., что составляет 0,2% от выручки. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прибыль снизилась на 78 тыс. руб., или на 69,6%.

По сравнению с прошлым периодом в текущем увеличилась как выручка от продаж, так и расходы по обычным видам деятельности (на 3932 и 4010 тыс. руб. соответственно). Причем в процентном отношении изменение расходов (+32,4%) опережает изменение выручки (+31,5%)

Обратив внимание на строку 040 формы №2 можно отметить, что организация как и в прошлом году учитывала общехозяйственные (управленческие) расходы в качестве условно-постоянных, относя их по итогам отчетного периода на счет реализации. Это и обусловило отсутствие данного показателя за отчетный период в форме №2.

Убыток от прочих операций за анализируемый период составил 55 тыс. руб.,что на 10 тыс. руб. (22,2%) больше, чем убыток за аналогичный период прошлого года. При этом величина убытка от прочих операций составляет 161,8% от абсолютной величины прибыли от продаж за анализируемый период.
Рентабельность - один из качественных основных стоимостных показателей эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности выражаются в коэффициентах или процентах и отражают долю прибыли с каждой денежной единицы затрат.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.[32]

Уровень рентабельности предприятий торговли и общественного питания определяется процентным отношением прибыли от реализации товаров к выручке:

 

R= P *100%

     N

где R - уровень рентабельности, %;              
       P - прибыль от реализации продукции, руб.;              
       N – выручка, руб.

Рентабельность окупаемости издержек показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рентабельность продаж  рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки. Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.  Этот показатель получил широкое применение в рыночной экономике.
Таблица 3.3. Анализ рентабельности

Показатели рентабельности

Значения показателя, %

Изменение,
%
(гр.2 - гр.3)

за отчетный период 2005 г.

за аналогичный
период прошлого года

1

2

3

4

1. Рентабельность затрат

0,27

1,18

-0,91

2. Рентабельность продаж

0,21

0,89

-0,68

3.Рентабельность затрат по  величине прибыли до налогообложения

- 0,16 

0,71

-0,55


Два первых показателя рентабельности, приведенные в таблице, имеют положительные значения, поскольку организацией в течение рассматриваемого периода получена прибыль от продаж. Однако в целом от финансово-хозяйственной деятельности получен убыток, что и обусловило отрицательное значение третьего показателя рентабельности.

В отчетном периоде организация по обычным видам деятельности получила прибыль в размере 0,21 копеек с каждого рубля выручки от реализации. Однако имеет место падение рентабельности обычных видов деятельности по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. (-0,68 коп.).

Рентабельность, рассчитанная как отношение прибыли до налогообложения к совокупным расходам организации, составила -0,16%. Это значит, что с каждого рубля, израсходованного за 2005 г. в рамках финансово-хозяйственной деятельности ЗАО "Глобус", было получено -0,16 коп. убытка. За аналогичный период 2004 г., напротив, была получена прибыль. То есть снижение показателя составило 0,6 коп. с рубля совокупных затрат.

На диаграмме 2 представлена динамика показателей рентабельности деятельности ЗАО «Глобус» в рассматриваемом периоде.

 

Рентабельность (доходность) капитала  исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного, заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.:[33]

R = P / K

где    R – рентабельность капитала

P – балансовая или чистая прибыль

К – среднегодовая стоимость всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых.

В следующей таблице представлена рентабельность использования вложенного в предпринимательскую деятельность капитала.

Таблица 3.4. Анализ рентабельности капитала ЗАО «Глобус»

Показатель рентабельности

Значение показателя в отчетном периоде, %

Расчет показателя

Рентабельность производственных фондов

9

Отношение прибыли от продаж к среднегодовой стоимости основных средств и материально-производственных запасов

Рентабельность активов (ROA)

-4,1

Отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости активов

Рентабельность собственного капитала (ROE)

-80

Отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала

Информация о работе Анализ и пути укрепления финансового состояния предприятия