Анализ и пути укрепления финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:16, дипломная работа

Краткое описание

В условиях рынка финансы играют особенно важную роль, и выдвижение в деятельности организаций на первый план именно финансовой стороны является сегодня одной из наиболее характерных черт экономической жизни России.
Стабильный успех предприятия зависит от четкого и эффективного планирования им своей деятельности, аккумулирования информации о состоянии рынков и собственных перспектив, что позволяет ему вырабатывать стратегию и тактику финансово-хозяйственной деятельности.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность и назначение финансового анализа предприятия
1.1. Теоретические подходы к оценке финансового состояния предприятия
1.1.1. Основные цели и задачи анализа финансового состояния предприятия
1.1.2. Средства финансовой диагностики
1.1.3. Структура финансовых показателей
1.2. Факторы, влияющие на финансовое состояние организации
1.2.1. Составляющие эффективного управления
1.2.2. Влияние структуры баланса на финансовое состояние
1.3. Информационная база для оценки финансового состояния предприятия
1.3.1. Характеристика бухгалтерского баланса как формы отчетности, используемой для оценки финансового состояния
1.3.2. Характеристика отчета о прибылях и убытках как формы отчетности, используемой для оценки финансового состояния
Глава 2 . Оценка и анализ экономического потенциала исследуемой организации (на примере ЗАО «Глобус»)
2.1. Характеристика исследуемой организации
2.2. Оценка и анализ имущественного положения
2.3. Оценка и анализ финансового положения
2.3.1. Анализ финансовой устойчивости
2.3.2. Анализ ликвидности баланса
2.3.2. Анализ кредитоспособности
Глава 3. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности (на примере ЗАО «Глобус»)
3.1. Оценка деловой активности
3.2. Оценка прибыльности и рентабельности
3.3. Практические выводы по результатам анализа финансовых показателей
3.3.1. Обобщение выводов проведенного анализа
3.3.2. Рекомендации по укреплению финансового состояния
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1. Бухгалтерский баланс
Приложение 2. Отчет о прибылях убытках
Введение

Файлы: 1 файл

Анализ и пути укрепления финансового состояния предприятия.doc

— 491.50 Кб (Скачать)


Высшая школа приватизации и предпринимательства – институт

 

061100 «Менеджмент организации»

Специализация «Финансовый менеджмент»

 

Допускается к защите «___» ___________________200__г.

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

 

«Анализ и пути укрепления финансового состояния предприятия (на примере ЗАО «Глобус»)»

 

Выполнил:

студент специальности

«Менеджмент организации»

Баталова Светлана Александровна

_________________________

    (подпись)

 

Научный руководитель:

Максимов А,В,

_____________________________

    (подпись)

 

Рецензент

Лутченков Л.С.

_____________________________

    (подпись)

 

Санкт-Петербург

2007

Содержание

 

Введение

Глава 1. Сущность и назначение финансового анализа предприятия

1.1. Теоретические  подходы к оценке финансового состояния предприятия

1.1.1. Основные цели и задачи анализа финансового состояния предприятия

1.1.2. Средства финансовой диагностики

1.1.3. Структура финансовых показателей

1.2. Факторы,  влияющие на финансовое состояние организации

1.2.1. Составляющие эффективного управления

1.2.2. Влияние структуры баланса на финансовое состояние

1.3.  Информационная база для оценки финансового состояния предприятия

1.3.1. Характеристика бухгалтерского баланса как формы  отчетности, используемой для оценки финансового состояния

1.3.2. Характеристика отчета о прибылях и убытках как формы  отчетности, используемой для оценки финансового состояния

Глава 2 . Оценка и анализ экономического потенциала исследуемой организации (на примере ЗАО «Глобус»)

2.1.  Характеристика исследуемой организации

2.2.  Оценка и анализ имущественного положения

2.3. Оценка и анализ финансового положения

2.3.1. Анализ финансовой устойчивости             

2.3.2. Анализ ликвидности баланса

2.3.2. Анализ кредитоспособности

Глава 3. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности (на примере ЗАО «Глобус»)

3.1. Оценка деловой активности

3.2. Оценка прибыльности и  рентабельности

3.3. Практические выводы по результатам анализа финансовых показателей

3.3.1. Обобщение выводов проведенного анализа

3.3.2.  Рекомендации по укреплению финансового состояния

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1. Бухгалтерский баланс

Приложение 2. Отчет о прибылях убытках

Введение

 

В условиях рынка финансы играют особенно важную роль, и выдвижение в деятельности организаций на первый план именно финансовой стороны является сегодня одной из наиболее характерных черт экономической жизни России.

Стабильный успех предприятия зависит от четкого и эффективного планирования им своей деятельности, аккумулирования информации о состоянии рынков и собственных перспектив, что позволяет ему вырабатывать стратегию и тактику финансово-хозяйственной деятельности.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности необходим предприятию для оценки финансового состояния организаций, с которыми оно вступает в экономические отношения.

Анализ финансового состояния представляет собой важную составную часть фи­нансового менеджмента. Одной из ключевых задач анализа финансового состоя­ния предприятия является изучение показателей, отражающих его финансовую устойчивость. Ее характеризуют стабильным превышением доходов над расходами, свободным маневрированием денежными средствами и эффективным их исполь­зованием в процессе текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности.

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов.

Показатели финансового состояния характеризуют эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия, как партнера.

              Вышеизложенное определяет актуальность темы дипломной работы, целью которой является оценка финансового состояния предприятия.

Для достижения указанной цели в дипломной работе предполагается решить следующие задачи:

       изучить теоретические подходы к оценке финансового состояния предприятия;

       рассмотреть факторы,  влияющие на финансовое состояние организации;

       изучить цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности;

       определить информационную базу для анализа финансово-хозяйственной деятельности;

       дать характеристику исследуемой организации – ЗАО «Глобус»;

       провести анализ  финансово-хозяйственной деятельности исследуемой организации;

       оценить  финансовые результаты деятельности;

В процессе работы над дипломом были изучены нормативные документы, теоретические разработки ученых-экономистов по ключевым вопросам темы.

 

Глава 1. Сущность и назначение финансового анализа предприятия

1.1. Теоретические  подходы к оценке финансового состояния предприятия

1.1.1. Основные цели и задачи анализа финансового состояния предприятия

Анализ финансового состояния фирмы - это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности организации.

Цель анализа - получение информации, необходимой для принятия управленческих решений:

       внутренними пользователями информации (администрация фирмы) - о корректировке финансовой политики предприятия,

       внешними пользователями - о реализации конкретных планов в отношении к данному предприятию (приобретение, инвестирование, заключение контрактов и др.).

Как правило, задачи, направленные на корректировку финансовой политики предприятия, ставятся руководством (менеджерами, собственниками). В этом случае можно сказать, что результаты финансового анализа предназначены для внутренних пользователей; они должны помочь определить наиболее эффективные пути улучшения (стабилизации) финансового положения организации.

Результатом проведения анализа для внутреннего пользователя является комплекс управленческих решений - сочетание различных мер, направленных на оптимизацию состояния предприятия, который пересматривается под влиянием изменений макро- и микроэкономической среды. [1]

Каждое предприятие (организация) является субъектом рыночных отношений и входит в круг интересов других фирм, предприятий, организаций. К числу последних относятся поставщики, кредиторы и инвесторы. Исследование предприятия сторонними фирмами касается, в основном, реализации конкретных планов в отношении данного предприятия: приобретения, кредитования, заключения контрактов. В этом случае говорят, что информация финансового анализа предназначена для внешних пользователей.

Задача внешнего пользователя при анализе предприятия, как правило, достаточно конкретна - сказать "да" или "нет" предприятию: предоставить или не предоставить кредит, стать деловым партнером или отказаться от сотрудничества, приобрести пакет акций или инвестировать средства в другое предприятие.

С различиями в постановке задач анализа связаны различия в выборе показателей, определяющих управленческие решения внутренних и внешних пользователей информации.

Основные задачи, решаемые при проведении финансового анализа:

       определение ("фиксация") финансового состояния предприятия на момент исследования;

       выявление тенденций и закономерностей в развитии предприятия за исследуемый период;

       определение "узких" мест, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия;

       выявление резервов, которые предприятие может использовать для улучшения финансового состояния.

В диагностике предприятия существуют два основных объекта анализа:

       результаты деятельности предприятия за период и его состояние на текущий момент времен и

       основные бизнес-процессы предприятия.

Таким образом, можно сформулировать первое положение диагностики, которое определяет две сферы приложения (см. рис. 1.1). [2]

Рис. 1.1 Объекты диагностики предприятия

Определив основные объекты диагностики, надо связать финансовую диагностику с общим диагностическим процессом. Представляется очевидным  положение (второе) о том, что нельзя ограничить инструментарий диагностики расчетом только финансовых показателей.

Финансовые показатели должны появляться на конечной стадии диагностики. Следует не забывать, что диагностика не делается сама по себе – она служит целям управления. Анализировать следует не только бизнес-процессы обеспечивающие «финансовую функцию» предприятия, но и все основные бизнес-процессы, связанные с деятельностью предприятия.

Остановимся на структуре диагностики. Начнем с диагностики результатов деятельности и состояния предприятия. Финансовый инструментарий данной части диагностики весьма обширен, он включает в себя большое количество финансовых показателей (коэффициентов), которые зачастую дублируют друг друга, и не всегда очевидна необходимость использования тех или иных коэффициентов. Представляется целесообразным следующее третье положение финансовой диагностики сформулировать в виде принципа разумной достаточности использования   методов финансового анализа. Суть принципа чрезвычайно проста – для целей диагностики следует использовать только те показатели, которые являются информационной основой для принятия управленческих решений.[3]  

 

1.1.2. Средства финансовой диагностики

Если говорить о практическом воплощении принципа разумной достаточности, то представляется достаточным ограничиться набором средств финансовой диагностики, представленном на рис. 1.2 [4]

Рис. 1.2 Инструментарий финансовой диагностики

 

Остановимся коротко на содержании каждой из составляющих. Непосредственное использование финансовой отчетности является первым, но не основным шагом, финансовой диагностики. Прежде всего, существует разница между понятиями «информация» и «данные». Данные в области финансового менеджмента обычно представляют собой набор каких-либо сведений, главным количественного характера, которые в той или иной манере характеризуют предприятие. Существенно то, что на основе этой слабо структурированной информации принципиально невозможно произвести эффективную диагностику. Термин «информация» предполагает некоторую степень организации данных, причем порядок упорядочивания информации служит целям ее использования.

Первый этап структурного упорядочивания финансовых данных как раз и состоит в составлении финансовой отчетности, когда финансовые данные организуются по специальным форматам, образующим 1) баланс, 2) отчет о прибылях и убытках,  3) отчет о движении денежных средств. Принципиально только опытный финансист может произвести обстоятельный анализ предприятия с помощью этих данных. Руководителю необходима некоторая более обобщенно представленная и лаконичная система данных. В то же время получить ответы на некоторые более уточняющие вопросы можно только на основании первичных финансовых отчетов. Какие же обобщающие данные можно извлечь непосредственно из финансовых отчетов? Это, во-первых, сумму основных и оборотных средств предприятия, величину его задолженностей и собственного капитала. Далее, отчет о прибыли предоставляет данные по величине операционной и чистой прибыли. И, наконец, результирующие денежные потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности из отчета о движении денежных средств. 

Вертикальный и горизонтальный анализ финансовой отчетности является следующей стадией упорядочивания финансовой информации. В горизонтальном анализе сопоставляются (в абсолютном и процентном соотношении) основные статьи баланса, отчета о прибыли и отчета о движении денежных средств. В вертикальном анализе все данные финансовых отчетов представляются в относительном (процентном) выражении. [5]

Данный инструментарий финансовой диагностики иллюстрирует четвертое положение финансовой диагностики, которое можно сформулировать как принцип сравнимости. Суть этого принципа состоит в том, что сами по себе финансовые показатели являются бесполезными для принятия решения, если менеджер не сопоставляет их с каким-то другими данными, имеющими отношение к объекту диагностики. Существует два вида показателей для сопоставления:

Информация о работе Анализ и пути укрепления финансового состояния предприятия