Анализ финансовой деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 06:55, курсовая работа

Краткое описание

Цели данного курсового проекта – на основе теоретического и практического материала, а также опыта рыночных преобразований в сфере предпринимательской деятельности ознакомиться с механизмом анализа, планирования, управления и организации финансами фирмы.
Задачей курсового проекта является отражение финансового состояния рассматриваемого предприятия: «Нефтяная компания «Юкос»». При проведении анализа получаем показатели, на основе которых можно сделать выводы о финансовом состоянии предприятия. На примере этого предприятия можно получить примерное представление о сегодняшнем состоянии экономики нашей страны, финансовой устойчивости, тенденции дальнейшего развития предприятий.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………5

1 Сущность и значение оценки финансового состояния в деятельности предприятия……………………………………………………………..………6

1.1 Финансовая оценка на предприятии…………………………….......6
1.2 Основные коэффициенты финансового состояния………………...14
1.3 Коэффициенты финансовых результатов………………………..….15
1.4 Финансовая стратегия предприятия……………………………..…..17
2 Общая оценка финансового состояния предприятия ……………........22

2.1 Характеристика предприятия ОАО <<Нефтяная компания <<Юкос>>………………………………………………………………..22
2. 2 Структурная оценка активов и пассивов предприятия………...….26

2. 3 Оценка финансовой устойчивости…………………………………..36

2. 4 Оценка платежеспособности и ликвидации…………………….…..38

2. 5 Показатели деловой активности предприятия……………...……….40

Заключение……………………………………………………………..……….41

Список литературы……………………………………………………...……...43

Файлы: 1 файл

Анализ финансового состояния предприятия ОАО _Нефтяная компания _ЮКОС_.doc

— 428.50 Кб (Скачать)

     Оценка ликвидности баланса производится для оценки кредитоспособности предприятия (способности рассчитываться по своим обязательствам). Ликвидность определяется покрытием обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения предприятия) должны быть больше или равны наиболее срочным обязательствам (кредиторской задолженности и прочим краткосрочным пассивам); быстро реализуемые активы (дебиторская задолженность со сроком погашения менее года и прочие оборотные активы) должны быть больше, или равны краткосрочным пассивам (краткосрочным заемным средствам); медленно реализуемые активы (дебиторская задолженность со сроком погашения более года, запасы за исключением расходов будущих периодов, НДС по приобретенным ценностям и долгосрочные финансовые вложения) должны быть больше или равны долгосрочным пассивам (итог раздела IV пассива баланса); трудно реализуемые активы (внеоборотные активы за вычетом долгосрочных финансовых вложений) должны быть меньше или равны постоянным пассивам (капитал и резервы, доходы будущих периодов,  резервы предстоящих расходов, и платежей, скорректированные на величину расходов будущих периодов

     При выполнении этих условий баланс считается  абсолютно ликвидным. В случае если одно или несколько условий не выполняются, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком в другой группе по стоимостной величине. В реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные.

     Для комплексной оценки ликвидности  баланса (оценки финансовой ситуации с  точки зрения ликвидности, выбора наиболее надежного партнера из множества  потенциальных партнеров) рассчитывается общий показатель ликвидности (Кол):

      , где

     НЛА - наиболее ликвидные активы;

     БРА - быстро реализуемые активы;

     МРА - медленно реализуемые активы;

     НСО - наиболее срочные обязательства,

     КСП — краткосрочные пассивы;

     ДСП — долгосрочные пассивы. 

     Оценка коэффициентов финансового состояния предприятия проводится для исследования изменений устойчивости положения предприятия и проведения сравнительного анализа финансового положения нескольких предприятий.

1.2. Основные коэффициенты финансового состояния.

  • Автономии - Рост коэффициента свидетельствует об увеличении финансовой независимости предприятия, снижении риска финансовых затруднений в будущие периоды, повышает гарантии погашения предприятием своих обязательств.
  • Соотношения - Рост коэффициента отражает превышение величины заемных средств над собственными источниками их покрытия.
  • Маневренности - Высокое значение коэффициента положительно характеризует финансовое состояние предприятия.
  • Обеспеченности запасов и затрат собственными источниками - При значении коэффициента ниже нормативного предприятие не обеспечивает запасы и затраты собственными источниками финансирования.
  • Абсолютной ликвидности - Показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время.
  • Ликвидности - Отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами.
  • Покрытия – Показывает платежные возможности предприятия, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, но и продажи в случае необходимости прочих элементов материальных оборотных средств.
  • Реальной стоимости имущества производственного назначения - Отражает долю реальной стоимости имущества производственного назначения в имуществе предприятия.
  • Прогноза банкротства - Чем выше значение показателя, тем ниже опасность банкротства
 

     Задачей оценки коэффициентов финансовых результатов деятельности предприятия является выявление тенденций изменения деловой активности, определяемой через оборачиваемость, и рентабельности предприятия.

1.3. Коэффициенты финансовых результатов.

  • Рентабельности  продаж - Показывает, сколько прибыли приходится на рубль реализованной продукции. Уменьшение свидетельствует о снижении спроса на продукцию предприятия.
  • Рентабельности всего капитала предприятия - Показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение свидетельствует о падении спроса на продукцию и о перенакоплении активов.
  • Рентабельности внеоборотных активов - Отражает эффективность использования внеоборотных активов.
  • Рентабельности собственного капитала - Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика коэффициента оказывает влияние на уровень котировки акций предприятия.
  • Рентабельности перманентного капитала - Отражает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность предприятия (как собственного, так и заемного).
  • Общей оборачиваемости капитала - Отражает скорость оборота всего капитала предприятия. Рост означает ускорение кругооборота средств предприятия или инфляционный рост цен.
  • Оборачиваемости мобильных средств - Показывает скорость оборота всех мобильных средств. Рост оценивается положительно.
  • Оборачиваемости материальных оборотных средств - Отражает число оборотов запасов и затрат предприятия. Снижение свидетельствует об относительном увеличении производственных запасов и затрат в незавершенном производстве или о снижении спроса на готовую продукцию.
  • Оборачиваемости готовой продукции - Показывает скорость оборота готовой продукции. Рост коэффициента означает увеличение спроса на продукцию предприятия, снижение — на затоваривание.
  • Оборачиваемости дебиторской  задолженности - Показывает расширение (рост коэффициента) или снижение (уменьшение коэффициента) коммерческого кредита, предоставляемого предприятием.
  • Среднего срока оборота дебиторской задолженности, дней - Характеризует средний срок погашения дебиторской задолженности. Снижение коэффициента оценивается положительно.
  • Оборачиваемости кредиторской задолженности - Показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию. Рост означает увеличение скорости оплаты задолженности предприятия, снижение — рост покупок в кредит.
  • Среднего срока оборота кредиторской задолженности, дней - Отражает средний срок возврата коммерческого кредита предприятием.
  • Фондоотдачи внеоборотвых активов - Характеризует эффективность использования внеоборотных активов, измеряемую величиной продаж, приходящихся на единицу стоимости средств.
  • Оборачиваемости собственного капитала - Показывает скорость оборота собственного капитала. Резкий рост отражает повышение уровня продаж. Существенное снижение показывает тенденцию к бездействию части собственных средств.

1.4. Финансовая стратегия предприятия.

     Финансовая  стратегия — это  генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Она охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования. Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях, подготовки и введения стратегических финансовых операций.

     Финансовая  стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг.

     Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятия, объективно рассматривая характер внутренних и внешних факторов, финансов стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке продукции. В противном случае предприятие может обанкротиться.

     Различают генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач (достижение частных стратегических целей).

     Генеральной финансовой стратегией называют финансовую стратегию, определяющую деятельность предприятия (взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода предприятия, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования) на год.

     Оперативная финансовая стратегия — это стратегия текущего маневрирования  финансовыми ресурсами (стратегия контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно актуально в современных условиях экономической нестабильности), разрабатывается на квартал, месяц. Оперативная финансовая стратегия охватывает валовые доходы и поступления средств (расчеты с покупателями за проданную продукцию, поступления по кредитным операциям, доходы по ценным бумагам) и валовые расходы (платежи поставщикам, заработная плата, погашение обязательств перед бюджетами всех уровней и банками), что создает возможность предусмотреть все предстоящие в планируемый период обороты по денежным поступлениям и расходам. Нормальным положением считается равенство расходов и доходов или небольшое превышение доходов над расходами.

     Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии, детализирует ее на конкретном промежутке времени.

     Стратегия достижения частных  целей заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.

     Главной стратегической целью  финансов является обеспечение  предприятия  необходимыми и достаточными финансовыми  ресурсами.

     Финансовая  стратегия предприятия в соответствии с главной стратегической целью  обеспечивает:

  • формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководство ими;
  • выявление решающих направлений и сосредоточение на их выполнении усилий, маневренности в использовании резервов финансовым руководством предприятия;
  • ранжирование и поэтапное достижение задач;
  • соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия;
  • объективный учет финансово-экономической обстановки и реального финансового положения предприятия в году, квартале, месяце;
  • создание и подготовку стратегических резервов;
  • учет экономических и финансовых возможностей самого;
  • предприятия и его конкурентов;
  • определение главной угрозы со стороны конкурентов, мобилизацию сил на ее устранение и умелый выбор направлений финансовых действий;
  • маневрирование и борьбу за инициативу для достижения решающего превосходства над конкурентами.

     Для достижения главной стратегической цели в соответствии с требованиями рынка и возможностями предприятия  разрабатывается генеральная финансовая стратегия предприятия. В генеральной  финансовой стратегии определяются и распределяются задачи формирования финансов по исполнителям и направлениям работы.

     Задачи  финансовой стратегии

  • исследование характера и закономерностей формирования финансов в рыночных условиях хозяйствования;
  • разработка условий подготовки возможных вариантов формирования финансовых ресурсов предприятия и действий финансового руководства в случае неустойчивого или кризисного финансового состояния предприятия;
  • определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и другими финансовыми институтами;
  • выявление резервов и мобилизация ресурсов предприятия для наиболее рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств;
  • обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для производственно-хозяйственной деятельности;
  • обеспечение эффективного вложения временно свободных де нежных средств предприятия с целью получения максимальной прибыли;
  • определение способов проведения успешной финансовой стратегии и стратегического использования финансовых возможностей, новых видов продукции и всесторонней подготовки кадров предприятия к работе в рыночных условиях хозяйствования, их организационной структуры и технического оснащения;
  • изучение финансовых стратегических взглядов вероятных конкурентов, их экономических и финансовых возможностей, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости;
  • разработка способов подготовки выхода из кризисной ситуации, методов управления кадрами предприятия в условиях неустойчивого или кризисного финансового состояния и координация усилий всего коллектива на его преодоление.

     Особое  внимание при разработке финансовой стратегии уделяется полноте  выявления денежных доходов, мобилизации  внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средствах, рациональному использованию капитала предприятия. Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств. Она должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться. Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступлений доходов, экономное и рациональное их использование, так как хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увеличивая денежные накопления.

     Важной  частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов (с помощью которых определяются, например, направления распределения прибыли), успешно используемых в практике зарубежных компаний.

     Таким образом, успех финансовой стратегии  предприятия гарантируется при  взаимоуравновешивании теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегических целей реальным экономическим и финансовым возможностям через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения финансово-экономической ситуации. 
 
 

2. Общая оценка финансового состояния предприятия.

2.1. Характеристика предприятия ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» 

     В конце 1991 года, после распада СССР, нефтяной комплекс России представлял собой множество разрозненных предприятий, каждое из которых действовало исходя из собственных интересов. Главным направлением реформы стало создание вертикально-интегрированных нефтяных компаний, работающих по принципу "от скважины - до бензоколонки". Предприятия, входящие в такую компанию, должны были составить единую технологическую цепочку: одни проводят геологоразведку, другие добывают нефть, третьи ее перерабатывают, четвертые - продают. Все взаимосвязаны и работают на общий результат. Одной из вертикально-интегрированных компаний стал ЮКОС.

     Нефтяная компания ЮКОС была образована в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N354.

Информация о работе Анализ финансовой деятельности предприятия