Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:43, реферат
1. Задачи и информационная база анализа финансовых результатов
2. Анализ состава и динамики прибыли
3. Анализ финансовых результатов от продажи продукции
4. Анализ прочих доходов и расходов
5. Анализ использования прибыли
6. Анализ рентабельности предприятия
7. Маржинальный анализ
АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Задачи и информационная база анализа финансовых результатов
2. Анализ состава и динамики прибыли
3. Анализ финансовых результатов от продажи продукции
4. Анализ прочих доходов и расходов
5. Анализ использования прибыли
6. Анализ рентабельности предприятия
7. Маржинальный анализ
1. Задачи и информационная база анализа финансовых результатов
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.
Его основные задачи:
систематический контроль за формированием финансовых результатов;
определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;
оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия проводят по данным планов, бизнес-планов и прогнозов экономического и социального развития, бухгалтерской и статистической отчетности, регистров учета, машинограмм, других источников информации. Формирование прибыли (полученных убытков) подробно показывается в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В ней справочно показываются уплаченные из прибыли налоги и иные обязательные платежи, нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года, а также дается расшифровка отдельных доходов и расходов. Предприятия представляют органам статистики и своей вышестоящей организации квартальный «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции, работ и услуг» (форма № 5-з). При анализе также используются данные налоговой отчетности.
2. Анализ состава и динамики прибыли
В процессе анализа используются следующие показатели прибыли:
маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции);
прибыль от продажи продукции, товаров, работ, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода);
балансовая (валовая) прибыль (финансовые результаты от продажи продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы);
налогооблагаемая прибыль (разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством;
чистая (нераспределенная) прибыль (прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений);
капитализированная (реинвестированная) прибыль - это часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов, т.е. фонд накопления;
потребляемая прибыль – та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.
В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Таблица 1
Анализ состава, динамики и выполнения плана прибыли за отчетный год
Показатели | Прошлый год | Отчетный год | Прибыль фактиче-ская в ценах прошлого года | ||||
План | Факт | ||||||
Сумма, тыс. руб. | Уд.вес % | Сумма, тыс. руб. | Уд.вес % | Сумма, тыс. руб. | Уд.вес % | ||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Прибыль от продажи продукции, работ, услуг |
|
|
|
|
|
|
|
Прочие доходы |
|
|
|
|
|
|
|
Прочие расходы |
|
|
|
|
|
|
|
Общая сумма прибыли |
| 100,0 |
| 100,0 |
| 100,0 |
|
Налоги из прибыли |
|
|
|
|
|
|
|
Чистая (нераспределенная) прибыль |
|
|
|
|
|
|
|
2. Анализ финансовых результатов от продажи продукции
Основную часть прибыли предприятия получают от продажи продукции, выполнения работ и оказания услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от продажи продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от продажи продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов: объема продажи продукции (VPП); ее структуры (Уд,); себестоимости (С,) и уровня среднереализационных цен (Ц,).
П = ∑[VPПoбщ*Уд,(Ц,-С,)].
Объем продажи продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее продажи, то сумма прибыли возрастет (и напротив).
Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Таблица 2
Исходные данные для факторного анализа прибыли от продажи продукции
Показатель |
План | План, пересчитанный на фактический объем продаж |
Факт |
Выручка (нетто) от продажи продукции, товаров, работ, услуг (В) |
|
|
|
Полная себестоимость реализованной продукции (З) |
|
|
|
Прибыль (П) |
|
|
|
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки:
Таблица 3
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы
прибыли от продажи продукции в целом по предприятию
Показатели (факторы) | Прошлый период (план) | Отчетный период (факт) | Подстановки | ||
1 | 11 | 111 | |||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Объем продаж | План | Факт | Факт | Факт | Факт |
Структура продаж | План | Факт | План | Факт | Факт |
Цены | План | Факт | План | План | Факт |
Себестоимость | План | Факт | План | План | План |
Прибыль | Впл-Зпл | Вф-Зф | Впл*Крп | Вусл-Зусл | Вф-Зусл |
Основным источником формирования прибыли торговых предприятий являются реализованные торговые надбавки, а по некоторым товарам — торговые скидки. В настоящее время предприятиям розничной и оптовой торговли предоставлено право самостоятельно определять оптовые и торговые надбавки на товары исходя из спроса, фактических издержек обращения и оптимальных уровней рентабельности (с учетом установленных предельных размеров надбавок). Свободная розничная цена товара формируется из свободной отпускной цены (цены закупки) с добавлением торговой и оптовой надбавок в установленных торговым предприятием размерах.
Поскольку в торговле основным образующим прибыль показателем является валовой доход, прежде всего, необходимо провести его факторный анализ. Валовой доход может быть представлен как произведение оборота торговли и уровня валового дохода:
,
где -сумма валового дохода,
- сумма оборота торговли (выручки от продажи товаров),
- уровень валового дохода (в процентах к обороту торговли).
Уровень любого показателя в торговле представляет собой отношение соответствующего показателя к обороту розничной (оптовой) торговли. Уровни не только измеряют доходность и издержкоемкость реализации товаров, но несут и другую смысловую нагрузку. Так, уровень валового дохода дает количественную оценку доли торгового предприятия в розничной цене. Чем выше уровень валового дохода, тем выше разница между ценой покупки и ценой продажи. Уровень валового дохода является для торговли показателем цены, изменяя который предприятие может увеличивать или сокращать объем спроса, выбирая тем самым оптимальные сочетания, добиваясь наибольшего объема валового дохода.
Оба фактора в модели валового дохода – оборот торговли и уровень валового дохода подчиняются действию закона спроса. Увеличение уровня валового дохода при эластичном спросе ведет к снижению объема оборота торговли, поэтому с помощью факторного анализа валового дохода можно дать оценку проводимой на предприятии ценовой политики.
С другой стороны, уровень валового дохода предприятия является усредненным показателем доходности отдельных наименований товаров и испытывает влияние структурных сдвигов. Повышение в обороте торговли доли товаров с высоким уровнем торговой надбавки увеличивает средний уровень валового дохода. Однако влияние структурных сдвигов на изменение уровня валового дохода требует организации учета доходности по каждой товарной группе.
Факторный анализ валового дохода может быть произведен с помощью способа абсолютных разниц:
Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия