Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:43, реферат

Краткое описание

1. Задачи и информационная база анализа финансовых результатов
2. Анализ состава и динамики прибыли
3. Анализ финансовых результатов от продажи продукции
4. Анализ прочих доходов и расходов
5. Анализ использования прибыли
6. Анализ рентабельности предприятия
7. Маржинальный анализ

Файлы: 1 файл

Анализ Финансовых результатов деятельности предприятия.doc

— 195.00 Кб (Скачать)
yle="text-align:justify">а) влияние оборота торговли (выручки от продажи товаров):

;                                         

б) влияние уровня валового дохода:

.                                         

Общее влияние:                             .                           

Кроме того, на изменение уровня валового дохода оказывают влияние структурные сдвиги в обороте торговли (изменение доли в нем различных товарных групп), количественное влияние которых можно оценить с помощью метода процентных чисел или способом разниц с использованием следующей факторной модели [33, с. 83]:

,                                                       

где - доля соответствующей товарной группы в общем обороте торговли.

Таким образом, особое внимание следует уделять выявлению и мобилизации возможностей и прогнозных резервов роста валового дохода за счет увеличения объема оборота розничной торговли, улучшения его структуры. На сумму валового дохода предприятия торговли оказывают влияние также изменение розничных цен на товары; предоставление покупателям скидок при продаже товаров на льготных условиях; влияние звенности передвижения товаров (закупка через посредников); списание за счет торговых надбавок товарных потерь, уценки и порчи товаров; выполнение плана по обороту торговли и реализованным торговым надбавкам. Важным резервом роста валового дохода являются изучение, обобщение и использование опыта работы лучших торговых предприятий. 

Факторный анализ прибыли ведется с учетом ее формирования. Так, прибыль от продажи товаров зависит от изменения объема оборота розничной торговли, уровня валового дохода и уровня издержек обращения. Их влияние на прибыль определяется способом абсолютных разниц.

Традиционный подход к анализу прибыли не предусматривает деления издержек на переменные и постоянные; предполагается, что все издержки в равной мере зависят от оборота торговли. При оценке влияния затрат на прибыль от продажи для исключения влияния объема продаж используется уровень издержек. Факторная модель прибыли в этом случае имеет вид:

,

где - прибыль от продажи товаров;

- уровень издержек обращения (в процентах к обороту торговли).

Однако при более детальном анализе необходимо разделять издержки обращения торгового предприятия на переменные и условно-постоянные.

Сумма переменных издержек зависит от изменения оборота по продаже товаров, работ, услуг организации. Сумма условно-постоянных издержек  не зависит от изменения объема оборота торговли. Выделение в составе издержек обращения постоянных и переменных их видов является одним из основополагающих принципов их классификации в целях эффективного управления ими, позволяет оценить влияние факторов на их изменение, оценить риск коммерческой деятельности организации.

При наличии раздельного учета переменных и постоянных издержек проводится маржинальный анализ прибыли; в этом случае составляется следующая факторная модель:

              ,                                              

где  - уровень переменных издержек обращения;

- сумма постоянных издержек обращения.

Следовательно, положительное влияние на прибыль от продажи товаров оказывает рост оборота торговли и уровня валового дохода, а также сокращение уровня переменных издержек и суммы постоянных издержек обращения. Влияние каждого фактора на прибыль от продажи оценивается следующим образом:

а) влияние оборота торговли:

,

б) влияние уровня валового дохода:

;

в) влияние уровня переменных издержек:

                           ;             

г) влияние суммы постоянных издержек:

.

 

 

 

 

4. Анализ прочих доходов и расходов

Выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прежде всего операционные и внереализационные (прочие) доходы и расходы.

К операционным доходам относятся проценты к получению по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, доходы от участия в других организациях, доходы от реализации основных средств и иных активов и т.п.

Операционные расходы включают выплату процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займом). Сюда относятся также расходы организации но содержанию законсервированных производственных мощностей и объектов, мобилизационных мощностей, расходы, связанные с аннулированием производственных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего продукции, расходы, связанные с обслуживанием ценных бумаг (оплата консультационных и посреднических услуг и т.п.).

Внереализационные доходы и расходы — это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий и т.д.

В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли но каждому конкретному случаю.

Основными видами ценных бумаг являются акции, облигации внутренних государственных и местных займов, облигации хозяйствующих субъектов (акционерных обществ, коммерческих банков), депозитные сертификаты, казначейские, банковские и коммерческие векселя и др.

Доход держателя акции складывается из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста их цены. Сумма дивиденда зависит от количества акций и уровня дивиденда па одну акцию. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.

Доход от других ценных бумаг (облигаций, депозитных сертификатов, векселей) зависит от количества приобретенных облигаций, сберегательных сертификатов, векселей, их стоимости и уровня процентных ставок.

Анализ внереализационных доходов и расходов следует проводить по каждому виду.

Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.

Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, ной по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств поставщикам были предъявлены соответствующие санкции.

Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится не на должном уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.

В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций и увеличение прибыли от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

 

5. Анализ использования прибыли

 

Для оценки оптимальности распределения прибыли определяют и изучают коэффициент чистой прибыли как отношение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, к балансовой прибыли. Рост указанного коэффициента обычно свидетельствует о снижении налогового бремени, и наоборот. Анализ коэффициента чистой прибыли обычно проводится в динамике за ряд лет. Необходимо также определить и изучить коэффициент налогообложения прибыли как отношение суммы налогов и других обязательных платежей, уплаченных за счет прибыли, к сумме балансовой прибыли.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, расходуется на формирование резервного фонда, других резервов, совершенствование торгово-производственных и иных технологических процессов, на финансирование социального развития коллектива и на другие цели.

Часть прибыли расходуется на премирование работников, на социальное развитие и социальную защищенность коллектива работников предприятия.

Для оценки эффективности использования чистой прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия, исчисляют и изучают показатели стимулирования:

•    торговой деятельности (отношением оборота розничной торговли к сумме израсходованной на экономическое и социальное развитие предприятия прибыли);

•    трудовой деятельности (отношением производительности труда торговых работников к сумме использованной чистой прибыли на экономическое и социальное развитие);

•    финансово-хозяйственной деятельности предприятия (отношением общей суммы прибыли к чистой прибыли, израсходованной на экономическое и социальное развитие).

Интегральный показатель оценки эффективности использования чистой прибыли в целом по предприятию рассчитывается как корень в третьей степени из произведения предыдущих трех показателей.

 

6. Анализ рентабельности предприятия

Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить и несколько групп;

1)                 показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

2)                 показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3)                 показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения прибыли от продажи (Пр) или чистой прибыли от основной деятельности (МП), или суммы чистого положительного денежного потока (ЧДП), включающего чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной продукции (3). Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли пли самофинансируемого дохода с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, и может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции.

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от продажи продукции, работ и услуг, или чистой прибыли на сумму полученной выручки (В); характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж, этот показатель широко применяется в рыночной экономике; рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (KL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

 

7. Маржинальный анализ

 

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Разработан он в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства.

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:

•  безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

•  зоны безопасности (безубыточности) предприятия;

•   необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;

•   критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

•   критической цены реализации при заданном объеме продажи уровне переменных и постоянных затрат.

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия