Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:43, реферат

Краткое описание

1. Задачи и информационная база анализа финансовых результатов
2. Анализ состава и динамики прибыли
3. Анализ финансовых результатов от продажи продукции
4. Анализ прочих доходов и расходов
5. Анализ использования прибыли
6. Анализ рентабельности предприятия
7. Маржинальный анализ

Файлы: 1 файл

Анализ Финансовых результатов деятельности предприятия.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.

Основные этапы анализа

1.      Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.

2.      Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.

3.      Расчет величины исследуемых показателей.

4.      Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей.

5.      Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.

6.      Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.

Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

     необходимость деления издержек на две части – переменные и постоянные;

     переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

     постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;

     эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;

     пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.

Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.

Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: затраты - объем продаж - прибыль.

Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от продажи продукции. Она получила название точки безубыточного объема продажи продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным. Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж называется зона безопасности или запас финансовой прочности.

Для вывода формул используем следующие обозначения:

Т - точка безубыточного объема реализации продукции (порог  рентабельности, точка равновесия, критический объем продаж);

Дм - маржинальный доход (общая сумма);

Д - удельный вес маржинального дохода в выручке от продажи продукции;

Дс - ставка маржинального дохода в цене  за единицу  продукции;

П - сумма прибыли;

Ц - цена единицы продукции;

Н - непропорциональные (постоянные) затраты;

Рп - пропорциональные (переменные) затраты;

В  - выручка от продажи продукции;

К - количество проданной продукции в натуральных единицах;

V - удельные переменные затраты.

Маржинальный доход определяется как разность между выручкой от продажи продукции и переменными затратами:  

Дм= В - Рп.

Можно записать такую пропорцию: Т/Н = = В/Дм. Отсюда выводится формула для расчета точки безубыточного объема продаж в денежном измерении:

Т = В  Н / Дм,              или                             Т=Н/(ДМ/В) =Н/Ду.

Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула

Т = Н/Дм * 100 %,

Если заменить максимальный объем реализации продукции в денежном измерении (В) на соответствующий объем реализации в натуральных единицах (К), то можно рассчитать безубыточный объем реализации в натуральных единицах:

Т = К   Н/Дм,   

Для определения точки критического объема реализации продукции можно вместо суммы маржинального дохода использовать ставку маржинального дохода в цене за единицу продукции (Д):

Д = Дм/К

Отсюда Дм = К*Д. Тогда формулу для расчета точки безубыточного объема продаж в денежном измерении можно записать следующим образом:

Т = Н/Д,

Ставку маржинального дохода можно представить как разность между ценой (Ц) и удельными переменными затратами (V):

Д = Ц-V.

Тогда, преобразовав формулу, критический объем реализации продукции можно рассчитать так:

Т = Н/Ц-V

Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид:

К = (Н + П)/(Ц-У)

При многономенклатурном производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:

В = (Н + П) / Ду

Для определения зоны безопасности (запаса финансовой прочности) по стоимостным показателям аналитическим методом используется следующая формула:

ЗФП = (В - Т) /В

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:

ЗФП = (К - Т) / К

Приведенные графики и аналитические расчеты показывают, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию.

С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.

Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом:

Н = К(Ц-V), или Н = К*Д, или Н = В*Ду.

Смысл этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданных объеме продаж, цене и уровне переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным.

С помощью его можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.

Критический уровень цены определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:

Цкр = Н / К+V

Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.).

Данный метод может быть также использован в анализе при выборе варианта технологии производства, обосновании решения производить или покупать, выборе варианта машин и оборудования, обосновании цены на новое изделие при аналитической оценке решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже себестоимости продукции.

В торговле маржинальный доход (МД) представляет собой разность между валовым доходом (ВД) и переменными затратами (ИОпер):

                                                                     

Точка безубыточного объема реализации продукции (порог рентабельности, точка равновесия, критический объем продаж, порог рентабельности) – это объем продаж, при котором торговое предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков (т.е. при котором финансовый результат равен нулю); определяется по формуле:

                 .             

Точка безубыточности определяется по формуле:

В производстве маржинальный доход (МД) представляет собой разность между выручкой от продажи (В) и переменными затратами (Зпер).

Точка безубыточности определяется по формуле:

%

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – зона безопасности (зона прибыли, финансовой прочности), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Она показывает, насколько процентов предприятие может снизить объем продаж без риска стать убыточным и рассчитывается по формуле:

Таким образом, деление затрат на постоянные и переменные и использование маржинального дохода позволит более правильно проанализировать разные варианты управленческих решений для выбора наиболее оптимального из них.

 

1

 



Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия