Анализ финансово-хозяйстенной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать управленческий процесс оценки финансового состояния организации и выработки направлений его улучшения.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучение теоретической базы проведения оценки финансового состояния предприятия.
2. Проведение анализа финансового состояния конкретной организации с расчетом основных показателей его финансово-хозяйственной деятельности.

Оглавление

Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и содержание анализа финансового состояния предприятия
1.2. Основные задачи и методы анализа финансового состояния предприятия
1.3. Информационная база для анализа финансового состояния предприятия
1.4 Значение финансового анализа
Глава II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, ЛИКВИДНОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИТИЯ
2.1. Анализ финансовой устойчивости предприятия
Глава III.ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО "АВИС"
3.2 Анализ имущества предприятия и источников его формирования
3.3 Анализ финансовой устойчивости
3.4 Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности
Глава IV. ФИНАНСОВАЯ ДИАГНОСТИКА И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ФИНАНСОВОМУ ПОДДЕРЖАНИЮ
4.1 Прогнозирование банкротства предприятия по отечественной и зарубежной методикам
4.2 Мероприятия по поддержанию финансового состояния
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 259.00 Кб (Скачать)


 

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Московский государственный индустриальный университет

Институт дистанционного образования


 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия»

 

 

Тема: «Анализ финансового состояния предприятия и пути его улучшения»

 

 

 

Группа:                                                                           08Э32П

 

Студент:                                                                        Н.А. Аржанова

 

Преподаватель:                                                            О.В. Прокудина

 

ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ

 

Оценка работы                    _________________   

Дата                                    «____»______________

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Москва, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и содержание анализа финансового состояния предприятия

1.2. Основные задачи и методы анализа финансового состояния предприятия

1.3. Информационная база для анализа финансового состояния предприятия
1.4 Значение финансового анализа

Глава II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, ЛИКВИДНОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИТИЯ
2.1. Анализ финансовой устойчивости предприятия

Глава III.ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО "АВИС"

3.2 Анализ имущества предприятия и источников его формирования

3.3 Анализ финансовой устойчивости

3.4 Анализ и оценка ликвидности и платежеспособности

Глава IV. ФИНАНСОВАЯ ДИАГНОСТИКА И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ФИНАНСОВОМУ ПОДДЕРЖАНИЮ

4.1 Прогнозирование банкротства предприятия по отечественной и зарубежной методикам

4.2 Мероприятия по поддержанию финансового состояния

Заключение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

Рыночная экономика в Российской Федерации развивается достаточно активно, вместе с ней набрала силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. Конкурентоспособность  хозяйствующему субъекту может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в его распоряжении. Актуальность темы работы заключается в том, что процессу управления финансами организации непосредственно предшествует оценка ее финансового состояния с целью выявления перспективных направлений развития.

Процесс функционирования любого предприятия носит циклический характер. В пределах одного цикла осуществляются: привлечение необходимых ресурсов, соединение их в производственном процессе, реализация произведенной продукции и получение конечных финансовых результатов. В условиях рыночной экономики происходит смещение приоритетов в объектах и целевых установках системы управления хозяйствующим субъектом.

Эффективное управление организацией предполагает оптимизацию ресурсного потенциала предприятия. В этой ситуации резко повышается значимость эффективного управления финансовыми ресурсами. От того, насколько эффективно и целесообразно они трансформируются в основные и оборотные средства, а также в средства стимулирования рабочей силы, зависит финансовое благополучие предприятия в целом, его владельцев и работников. Финансовые ресурсы в этих условиях приобретают первостепенное значение, поскольку это - единственный вид ресурсов предприятия, трансформируемый непосредственно и с минимальным временным лагом в любой другой вид ресурсов. В той или иной степени роль финансовых ресурсов важна на всех уровнях управления (стратегический, тактический, оперативный), однако особое значение она приобретает в плане стратегии развития предприятия. Таким образом, управление финансами (финансовый менеджмент) как одна из основных функций аппарата управления приобретает ключевую роль в условиях рыночной экономики.

Цель данной работы – исследовать управленческий процесс оценки финансового состояния организации и выработки направлений его улучшения.

В рамках данной цели поставлены следующие задачи:

1. Изучение теоретической базы проведения оценки финансового состояния предприятия.

2. Проведение анализа финансового состояния конкретной организации с расчетом основных показателей его финансово-хозяйственной деятельности.

3. Обобщение результатов анализа, формулировка рекомендаций к улучшению финансового состояния организации.

Объект исследования – ООО «АВИС».

Работа состоит из трех глав согласно поставленным задачам. В заключении сформулированы основные выводы по работе, приведен список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ


1.1. Понятие и содержание анализа финансового состояния предприятия

Новые условия хозяйствования, организация производства с различными видами собственности потребовали более тщательного и системного подхода к анализу финансового состояния предприятия и необходимости разработки финансовой стратегии.
Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, которые приравниваются к кровеносной системе, обеспечивающей жизнедеятельность. Поэтому забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого субъекта хозяйствования. В условиях рыночной экономики эти вопросы имеют первостепенное значение. Выдвижение на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, возрастание роли финансов является характерной чертой и тенденции во всем мире.
Для того чтобы принимать решения в области управления, производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа и оценки исходной информации.
Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего наиболее точно оценить неопределенность ситуации с помощью современных количественных методов исследования. В связи с этим существенно возрастает приоритет и роль финансового анализа, основным содержанием которого является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала.
Финансовый анализ сравнительно недавно выделился в самостоятельную отрасль знаний, ранее он производился в рамках экономического анализа. В настоящее время многие российские экономисты занимаются практическим применением финансового анализа предприятий. В последнее годы появилось множество подходов к анализу финансового состояния предприятия, изложенные в трудах В.В. Ковалева, Г.В. Савицкой, А.Д. Шеремета.
Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.
В процессе снабженческой, производственной, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность.
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.
Если платежеспособность – это внешнее проявление финансового состояния предприятия, то финансовая устойчивость – его внутренняя сторона, отражающая сбалансированность денежных и товарных потоков, доходов и расходов, средств и источников их формирования. Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовывать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для нормального функционирования.
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, это положительно влияет на финансовое положение предприятия. Напротив, в результате спада производства и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие – ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое положение не является игрой случая, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Устойчивое финансовое положение, в свою очередь, положительно влияет на объемы основной деятельности, обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.

1.2. Основные задачи и методы анализа финансового состояния предприятия

Главная цель финансовой деятельности предприятия сводится к одной стратегической задаче – наращиванию собственного капитала и обеспечению устойчивого положения на рынке. Для этого оно должно постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.
Основными задачами анализа финансового состояния являются:
1. Своевременная и объективная диагностика финансового состояния предприятия, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования.
2. Поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости.
3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.
4. прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

1.3. Информационная база для анализа финансового состояния предприятия

Анализ финансового состояния основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид.
Информационной базой для проведения анализа финансово-экономического состояния предприятия служит бухгалтерская отчетность. Отчетность организации – это система показателей, характеризующая результаты и отражающая условия ее работы за истекший период.
Бухгалтерская отчетность является наилучшим источником информации для принятия управленческих решений в области планирования, контроля и оценки деятельности предприятия. По данным отчетности руководитель отчитывается перед трудовым коллективом, учредителями, соответствующими структурами управления (финансовые органы, банки).
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования.
В отчетность включены все виды текущего учета: бухгалтерский, статистический и оперативно-технический. Благодаря этому обеспечивается возможность отражения в отчетности всего многообразия предпринимательской деятельности предприятия.
По характеру сведений, содержащихся в отчетах, различают управленческую (внутреннюю) и финансовую (внешнюю) отчетности.
К финансовой отчетности предъявляется ряд требований. Основные из них:
• Уместность и достоверность информации;
• Значимость данной отчетности.

1.4 Значение финансового анализа

Финансовый анализ представляет собой оценку финансово - хозяйственной деятельности фирмы в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем. Его цель - определить состояние финансового здоровья фирмы, выявить слабые места, потенциальные источники возникновения проблем при дальнейшей ее работе и обнаружить сильные стороны, на которые фирма может сделать ставку. При оценке финансового положения фирмы к помощи финансового анализа прибегают различные экономические субъекты, заинтересованные в получении наиболее полной информации о ее деятельности.

Основой финансового анализа является изучение аудированной финансовой отчетности компании, составленной по российским или международным стандартам бухучета, как за последний отчетный период, так и за предшествующие. Чтобы оценить финансовое состояние компании, рассматриваются балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств. Из балансового отчета, например, можно узнать размер чистого долга. Если долг слишком велик, то мы проверяем, способна ли компания погасить его: нам важно понять, насколько легко ей будет выполнить свои долговые обязательства. Кроме того, мы смотрим, нет ли угрозы банкротства, оптимальна ли структура капитала компании и, наконец, не чрезмерны ли ее расходы на обслуживание долга .

Финансовый анализ в оперативной деятельности компании играет очень важную роль, поскольку позволяет менеджменту выявлять сильные и слабые места бизнеса, а также оперативно реагировать на изменение рыночной ситуации и удовлетворять потребности акционеров.

Следует подчеркнуть, позицию по вопросу отличий стратегического планирования для крупного и малого бизнеса: считается, что принципиальной разницы нет, в обоих случаях участникам процесса предстоит пройти через написание миссии организации, проанализировать внешнее и внутреннее состояние фирмы, выполнить SWOT-анализ, поставить цели и разработать стратегии и затем детализировать стратегии до планов действий. После всех этих барьеров наступает черед нелегкого этапа внедрения. Если когда-нибудь встретится статья, где автор, смело заявляет, что за счет размера бизнеса можно сократить количество этапов подготовки стратегического плана, можно смело откладывать данный материал в сторону, так как представленный набор этапов является минимально необходимым для любого размера бизнеса.

Но вот где, можно внести рациональное зерно, так это в упрощении технологии прохождения тех или иных этапов. Самым богатым полем деятельности в этом смысле является сбор статистики (анализ внешнего и внутреннего состояния).

Для начала довольно смелая гипотеза, базирующаяся на нашем практическом опыте, но не подкрепленная логическими рассуждениями. За 10 лет консультирования мы заметили, что чем меньше фирма, тем меньше на нее влияет внешняя среда. Мы ни в коем случае не хотим сказать, что малый бизнес не подвержен влиянию внешней среды. Напротив, еще как подвержен. Но период реанимирования бизнеса, после ударов внешней среды (если он вообще возможен), для малого предприятия проходит быстрее, чем для среднего и крупного. Для аналогии, развернуть большой корабль гораздо труднее, чем маленький катер.

Компания ООО «Ставрос» относится к сегменту малого бизнеса, отсюда, возможно объединение анализа внешнего и внутреннего состояния в одну систему, при доминанте последнего. Назван этот этап стратегической оценкой предприятия (СОП) и выделены четыре области анализа:

       общая оценка предприятия;

       ресурсы предприятия;

       объем и качество знания;

       степень использования ресурсов и знаний предприятия для преобразования в эффективные действия.

Данный подход не является абсолютно новым. Его особенность в нашем применении в том , что мы попытались выделить внутри каждой из указанных областей анализа минимально необходимое количество категорий (факторов), без которых нельзя считать анализ и оценку Вашего предприятия законченными. Итак, ниже представлены 16 категорий.

Общая оценка предприятия:

       структура предприятия;

       корпоративная культура;

       стиль руководства верхнего звена управления;

       стиль руководства среднего и нижнего звена управления. Обращается внимание, что последние два пункта можно объединить, если размер фирмы достаточно мал.

Ресурсы предприятия:

       сотрудники;

       система коммуникации;

       технологии;

       работа в команде.

Также можно объединить работу в команде с пунктом корпоративная культура:

       объем и качество знания;

       знание клиентов;

       знание конкурентов;

       знание отрасли и бизнеса;

       финансовые знания;

Степень использования ресурсов и знаний предприятия для преобразования в эффективные действия:

       содержание планирования;

       маркетинговая стратегия;

       процедура планирования;

       внедрение плана.

Определив категории, перейдем к собственно процедуре анализа. Она состоит из двух этапов. На первом этапе происходит числовая оценка, точнее самооценка по указанным 16 категориям. На втором этапе производится фиксация сильных и слабых сторон по каждой категории. Кто это делает? Естественно работники Вашей компании. Данный подход хорошо зарекомендовал себя в диагностике семейного бизнеса, где степень открытости между членами команды достаточно высока. Мы рекомендуем применение следующей системы числовой оценки:

       практически не существует в фирме;

       очень слабый фактор в фирме;

       средний по значению фактор в фирме;

       сильный фактор в фирме;

       очень сильный фактор в фирме.

Полученные цифровые значения оценок можно трактовать следующим образом:

1.       Низкие оценки требуют разработки (установления) целей и планов действий, которые приведут к изменениям ситуации в лучшую сторону.

2.       Чем ближе друг к другу средние показатели по каждому разделу, тем более ровно управляется организация.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйстенной деятельности предприятия