Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении методов анализа финансового состояния предприятия с целью его финансового оздоровления и выработки, на этой основе, практических рекомендаций и выводов.  
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:  
- рассмотреть теоретические и методологические основы анализа и оптимизации финансового состояния предприятия;  
- провести анализ финансового состояния исследуемого предприятия;  
- разработать мероприятия по оптимизации финансового состояния предприятия.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………......5
Методика и способы экономического анализа…………………………5
Анализ финансового состояния предприятия………………………..…9
Анализ динамики и структуры имущества предприятия и источников его формирования……………………………………………………..….11
Методика и анализ оценки ликвидности баланса и текущей платежеспособности предприятия………………………………………14
Оценка финансовой устойчивости и степени вероятности банкротства предприятия…………………………………………………………...…..17
Бухгалтерская отчетность предприятия как информационная база         финансового анализа………………………………………………...……26
Глава 2. Аналитическая часть……………………………………………..…29
2.1.   Краткая  характеристика деятельности  ОАО «СУЭК»……………...…..29
2.2.   Анализ финансового состояния  и финансовых результатов деятельности  ОАО «СУЭК»…………………………………………………………………….32
Глава 3. Мероприятия и предложения по совершенствованию финансово – хозяйственной деятельности ОАО «СУЭК» и повышению ее эффективности…………………………………………………………….……62
Заключение………………………………………………………..……………..68
Список использованной литературы……………………………..…………….69
Таблица 22
Анализ динамики и структуры доходов и расходов предприятия (организации)
| Показатели | 2009 год | 2010 год | Изменение (+,–) | |||
| Тыс. руб. | Уд. Вес, % | Тыс. руб. | Уд. Вес, % | Тыс. руб. | Уд. Вес, % | |
| 1. Доходы - всего | 149 400 447 | 100 | 130 988 899 | 100 | -18 411 548 | 87,7 | 
| в том числе | ||||||
| 1.1. Доходы от обычных видов  | 100 427 216 | 67,3 | 111 460 307 | 85,1 | 11 033 091 | 17,8 | 
| 1.2. Прочие доходы | 48 973 231 | 32,7 | 19 528 592 | 14,9 | -29 444 639 | -17,8 | 
| 2. Расходы - всего | 142 260 725 | 100 | 122 449 175 | 100 | -19 811 550 | 86,1 | 
| в том числе | ||||||
| 2.1. Расходы по обычным видам  | 90 212 147 | 63,5 | 101 598 412 | 83 | 11 386 265 | 19,5 | 
| 2.2 Прочие расходы | 52 048 578 | 36,6 | 20 850 763 | 17 | -31 197 815 | -19,6 | 
| 3. Отношение общей суммы доходов к общей сумме расходов, руб. | 1,05 | - | 1,07 | - | 0,02 | - | 
| 4. Отношение доходов от обычных 
  видов деятельности к  | 1,114 | - | 1,097 | - | -0,017 | - | 
| 5. Отношение прочих доходов к прочим расходам | 0,941 | - | 0,937 | - | -0,004 | - | 
Проанализировав динамику и структуру доходов и расходов предприятия можно сделать следующие выводы:
Таблица 23
Анализ «качества» финансовых результатов предприятия (организации)
| Соотношения | 2009 год | 2010 год | Изменение (+,–) | Темп роста, % | 
| 1. Себестоимость/выручка от  | 0,542 | 0,549 | +0,007 | 101,3 | 
| 2.Коммерческие расходы/  | 0,326 | 0,333 | +0,007 | 10,2 | 
| 3. Управленческие расходы/ | 0,032 | 0,031 | -0,001 | 96,9 | 
| 4. Прибыль (убыток) от продаж/выручка от продаж | 0,102 | 0,089 | -0,013 | 87,3 | 
| 5. Прибыль (убыток) до налогообложения/выручка от продаж | 0,071 | 0,077 | +0,006 | 108,5 | 
| 6.Чистая прибыль (убыток)/ | 0,069 | 0,068 | -0,001 | 98,6 | 
Проведенный анализ качества финансовых результатов ОАО «СУЭК»
позволяет сделать следующие выводы:
Таблица 24
Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж
| Показатель | 2009 год | Отчетный год в ценах и  | 2010 год | 
| 1. Выручка (нетто) от продажи 
  товаров, продукции, работ,  | 100 427 216 | 101 651 800 | 111 460 307 | 
| 2. Себестоимость проданных  | 54 361 421 | 55 730 204 | 61 107 679 | 
| 3. Коммерческие расходы | 32 670 853 | 33 856 881 | 37 123 772 | 
| 4. Управленческие расходы | 3 179 873 | 3 070 669 | 3 366 961 | 
| 5. Полная себестоимость  | 90 212 147 | 92 657 752 | 101 598 412 | 
| 6. Прибыль (убыток) от продаж | 10 215 069 | 8 994 049 | 9 861 895 | 
Инфляция в 2010 году составила 8,8%.20
На изменение прибыли от продаж влияют следующие факторы:
Для оценки влияния факторов используются 
данные специального расчета, в результате 
которого натуральные объемы продаж 
отчетного периода 
,
где прибыль отчетного года, тыс.руб;
- прибыль предыдущего года.
9 861 895 – 10 215 069 = -353 174
,
Где ∆N – прирост объема продаж в процентах, рассчитываемый по формуле:
,
где N1,0 – выручка от продаж отчетного периода в ценах предыдущего, тыс. руб.
N0 – выручка от продаж предыдущего периода, тыс.руб.
= – 100 = 1,22
= 124 623
111 460 307 – 101 651 800 = 9 808 507
,
Где – полная себестоимость проданной продукции отчетного периода в ценах и условиях предыдущего, тыс.руб.
 – полная 
себестоимость проданной 
=92 657 752 –101 598 412= -8 940 660
 =  -353 174-124 623-9 808 507-(-
 =124 623+9 808 507+(-8 940 
На основании вышеизложенных расчетов можно сделать вывод о том, что наибольшее влияние на снижение прибыли от продаж оказало увеличение себестоимости проданных товаров. Положительное влияние оказало изменение отпускных цен.
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТСВОВАНИЮ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СУЭК» И ПОВЫШЕНИЮ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Основываясь на проведенном ранее анализе финансового состояния ОАО «СУЭК», можно сделать выводы, что предприятие на конец 2010 года находится в кризисном состоянии.
Для выхода из кризиса предлагаются следующие меры и предложения:
Анализ ликвидности показал, что коэффициент текущей не достигает оптимального значения.
Для повышения ликвидности необходимо увеличение наиболее ликвидных активов и уменьшение краткосрочных обязательств и главным образом, кредиторской задолженности.
Немаловажным является:
1.оптимизация состояния оборотных активов (с целью недопущения неудовлетворительной структуры баланса);
2.поддержание оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности на определенном оптимальном уровне;
3. обеспечение рационального использования собственного капитала;
4.использование современных финансовых инструментов с целью повышения ликвидности активов (продажа векселей к получению, продажа векселей банку до истечения срока, факторинг и др.);
2. Увеличение собственного капитала.
В 2010г. собственный капитал был меньше заемного в 3 раза. Это говорит о негативном положении дел на предприятии.
3.Повышение эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
Для того, чтобы кредиторская задолженность предприятия не увеличивалась необходимо грамотно управлять дебиторской задолженностью предприятия.
Для уменьшения дебиторской задолженности можно провести ряд мероприятий:
          Отбор 
можно осуществлять с помощью неформальных 
критериев: соблюдение платежной дисциплины 
в прошлом, прогнозные финансовые возможности 
покупателя по оплате запрашиваемого 
ими объема товаров, уровень текущей платежеспособности, 
уровень финансовой устойчивости, экономические 
и финансовые возможности предприятия, 
т.е. затоваренность, степень нуждаемости 
в денежной наличности и т.д. 
Отгрузку товаров в кредит лучше представлять 
постоянным клиентам. 
2) Возможно использование формы продажи товаров в кредит с определенными условиями:
а) Покупатель получает двухпроцентную 
скидку в случае оплаты полученного 
товара в течение десяти дней с 
начала периода кредитования (например, 
с момента получения товара). 
б) Покупатель оплачивает полную стоимость 
товаров, если оплата совершается в период 
с одиннадцатого по тридцатый день кредитного 
периода. 
в)  В случае неуплаты в течение месяца 
покупатель будет вынужден дополнительно 
оплатить штраф, величина которого может 
варьироваться в зависимости от момента 
оплаты.
3) Направление писем, телефонные звонки, персональные визиты.
Из этого следует, что максимизация прибыли связана с процессом приращения предпринимательской прибыли. Это, в свою очередь, означает, что в расчетах требуется использование предельных величин: предельной прибыли, предельного дохода и предельных издержек.
Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует ли предприятие в условиях свободной конкуренции или монопольного рынка.
Для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки предприятия в производстве и при реализации равнялись бы рыночной цене. Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене.