Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 06:20, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении методов анализа финансового состояния предприятия с целью его финансового оздоровления и выработки, на этой основе, практических рекомендаций и выводов.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и методологические основы анализа и оптимизации финансового состояния предприятия;
- провести анализ финансового состояния исследуемого предприятия;
- разработать мероприятия по оптимизации финансового состояния предприятия.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………......5
Методика и способы экономического анализа…………………………5
Анализ финансового состояния предприятия………………………..…9
Анализ динамики и структуры имущества предприятия и источников его формирования……………………………………………………..….11
Методика и анализ оценки ликвидности баланса и текущей платежеспособности предприятия………………………………………14
Оценка финансовой устойчивости и степени вероятности банкротства предприятия…………………………………………………………...…..17
Бухгалтерская отчетность предприятия как информационная база финансового анализа………………………………………………...……26
Глава 2. Аналитическая часть……………………………………………..…29
2.1. Краткая характеристика деятельности ОАО «СУЭК»……………...…..29
2.2. Анализ финансового состояния и финансовых результатов деятельности ОАО «СУЭК»…………………………………………………………………….32
Глава 3. Мероприятия и предложения по совершенствованию финансово – хозяйственной деятельности ОАО «СУЭК» и повышению ее эффективности…………………………………………………………….……62
Заключение………………………………………………………..……………..68
Список использованной литературы……………………………..…………….69
Таблица 22
Анализ динамики и структуры доходов и расходов предприятия (организации)
Показатели |
2009 год |
2010 год |
Изменение (+,–) | |||
Тыс. руб. |
Уд. Вес, % |
Тыс. руб. |
Уд. Вес, % |
Тыс. руб. |
Уд. Вес, % | |
1. Доходы - всего |
149 400 447 |
100 |
130 988 899 |
100 |
-18 411 548 |
87,7 |
в том числе |
||||||
1.1. Доходы от обычных видов |
100 427 216 |
67,3 |
111 460 307 |
85,1 |
11 033 091 |
17,8 |
1.2. Прочие доходы |
48 973 231 |
32,7 |
19 528 592 |
14,9 |
-29 444 639 |
-17,8 |
2. Расходы - всего |
142 260 725 |
100 |
122 449 175 |
100 |
-19 811 550 |
86,1 |
в том числе |
||||||
2.1. Расходы по обычным видам |
90 212 147 |
63,5 |
101 598 412 |
83 |
11 386 265 |
19,5 |
2.2 Прочие расходы |
52 048 578 |
36,6 |
20 850 763 |
17 |
-31 197 815 |
-19,6 |
3. Отношение общей суммы доходов к общей сумме расходов, руб. |
1,05 |
- |
1,07 |
- |
0,02 |
- |
4. Отношение доходов от обычных
видов деятельности к |
1,114 |
- |
1,097 |
- |
-0,017 |
- |
5. Отношение прочих доходов к прочим расходам |
0,941 |
- |
0,937 |
- |
-0,004 |
- |
Проанализировав динамику и структуру доходов и расходов предприятия можно сделать следующие выводы:
Таблица 23
Анализ «качества» финансовых результатов предприятия (организации)
Соотношения |
2009 год |
2010 год |
Изменение (+,–) |
Темп роста, % |
1. Себестоимость/выручка от |
0,542 |
0,549 |
+0,007 |
101,3 |
2.Коммерческие расходы/ |
0,326 |
0,333 |
+0,007 |
10,2 |
3. Управленческие расходы/ |
0,032 |
0,031 |
-0,001 |
96,9 |
4. Прибыль (убыток) от продаж/выручка от продаж |
0,102 |
0,089 |
-0,013 |
87,3 |
5. Прибыль (убыток) до налогообложения/выручка от продаж |
0,071 |
0,077 |
+0,006 |
108,5 |
6.Чистая прибыль (убыток)/ |
0,069 |
0,068 |
-0,001 |
98,6 |
Проведенный анализ качества финансовых результатов ОАО «СУЭК»
позволяет сделать следующие выводы:
Таблица 24
Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж
Показатель |
2009 год |
Отчетный год в ценах и |
2010 год |
1. Выручка (нетто) от продажи
товаров, продукции, работ, |
100 427 216 |
101 651 800 |
111 460 307 |
2. Себестоимость проданных |
54 361 421 |
55 730 204 |
61 107 679 |
3. Коммерческие расходы |
32 670 853 |
33 856 881 |
37 123 772 |
4. Управленческие расходы |
3 179 873 |
3 070 669 |
3 366 961 |
5. Полная себестоимость |
90 212 147 |
92 657 752 |
101 598 412 |
6. Прибыль (убыток) от продаж |
10 215 069 |
8 994 049 |
9 861 895 |
Инфляция в 2010 году составила 8,8%.20
На изменение прибыли от продаж влияют следующие факторы:
Для оценки влияния факторов используются
данные специального расчета, в результате
которого натуральные объемы продаж
отчетного периода
,
где прибыль отчетного года, тыс.руб;
- прибыль предыдущего года.
9 861 895 – 10 215 069 = -353 174
,
Где ∆N – прирост объема продаж в процентах, рассчитываемый по формуле:
,
где N1,0 – выручка от продаж отчетного периода в ценах предыдущего, тыс. руб.
N0 – выручка от продаж предыдущего периода, тыс.руб.
= – 100 = 1,22
= 124 623
111 460 307 – 101 651 800 = 9 808 507
,
Где – полная себестоимость проданной продукции отчетного периода в ценах и условиях предыдущего, тыс.руб.
– полная
себестоимость проданной
=92 657 752 –101 598 412= -8 940 660
= -353 174-124 623-9 808 507-(-
=124 623+9 808 507+(-8 940
На основании вышеизложенных расчетов можно сделать вывод о том, что наибольшее влияние на снижение прибыли от продаж оказало увеличение себестоимости проданных товаров. Положительное влияние оказало изменение отпускных цен.
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТСВОВАНИЮ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СУЭК» И ПОВЫШЕНИЮ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Основываясь на проведенном ранее анализе финансового состояния ОАО «СУЭК», можно сделать выводы, что предприятие на конец 2010 года находится в кризисном состоянии.
Для выхода из кризиса предлагаются следующие меры и предложения:
Анализ ликвидности показал, что коэффициент текущей не достигает оптимального значения.
Для повышения ликвидности необходимо увеличение наиболее ликвидных активов и уменьшение краткосрочных обязательств и главным образом, кредиторской задолженности.
Немаловажным является:
1.оптимизация состояния оборотных активов (с целью недопущения неудовлетворительной структуры баланса);
2.поддержание оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности на определенном оптимальном уровне;
3. обеспечение рационального использования собственного капитала;
4.использование современных финансовых инструментов с целью повышения ликвидности активов (продажа векселей к получению, продажа векселей банку до истечения срока, факторинг и др.);
2. Увеличение собственного капитала.
В 2010г. собственный капитал был меньше заемного в 3 раза. Это говорит о негативном положении дел на предприятии.
3.Повышение эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
Для того, чтобы кредиторская задолженность предприятия не увеличивалась необходимо грамотно управлять дебиторской задолженностью предприятия.
Для уменьшения дебиторской задолженности можно провести ряд мероприятий:
Отбор
можно осуществлять с помощью неформальных
критериев: соблюдение платежной дисциплины
в прошлом, прогнозные финансовые возможности
покупателя по оплате запрашиваемого
ими объема товаров, уровень текущей платежеспособности,
уровень финансовой устойчивости, экономические
и финансовые возможности предприятия,
т.е. затоваренность, степень нуждаемости
в денежной наличности и т.д.
Отгрузку товаров в кредит лучше представлять
постоянным клиентам.
2) Возможно использование формы продажи товаров в кредит с определенными условиями:
а) Покупатель получает двухпроцентную
скидку в случае оплаты полученного
товара в течение десяти дней с
начала периода кредитования (например,
с момента получения товара).
б) Покупатель оплачивает полную стоимость
товаров, если оплата совершается в период
с одиннадцатого по тридцатый день кредитного
периода.
в) В случае неуплаты в течение месяца
покупатель будет вынужден дополнительно
оплатить штраф, величина которого может
варьироваться в зависимости от момента
оплаты.
3) Направление писем, телефонные звонки, персональные визиты.
Из этого следует, что максимизация прибыли связана с процессом приращения предпринимательской прибыли. Это, в свою очередь, означает, что в расчетах требуется использование предельных величин: предельной прибыли, предельного дохода и предельных издержек.
Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует ли предприятие в условиях свободной конкуренции или монопольного рынка.
Для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки предприятия в производстве и при реализации равнялись бы рыночной цене. Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене.