Античная ордерная система предопределяет
новую архитектуру, главными типами которой
являются гармонически ясные в пропорциях
и в то же время пластически-красноречивые
дворец и храм (особенно увлекает зодчих
идея центрического в плане храмового
здания). Характерные для Ренессанса утопические
мечты не находят полномасштабного воплощения
в градостроительстве, но подспудно одухотворяют
новые архитектурные ансамбли, чей размах
акцентирует «земные», центрически-перспективно
организованные горизонтали, а не готическую
вертикальную устремленность ввысь.
Различные виды декоративного искусства,
а также моды обретают особую, по-своему
«картинную» живописность. Среди орнаментов
особо важную смысловую роль играет гротеск.
В литературе любовь к латыни как универсальному
языку гуманистической учености (который
стремятся восстановить в ее античном
выразительном богатстве) соседствует
со стилистическим совершенствованием
национальных, народных языков. Городская
новелла и плутовской роман наиболее ярко
выражают живой и задорный универсализм
ренессансной личности, которая как бы
везде на своем месте. Характерны для эпохи
также роман как таковой и героическая
поэма (тесно связанные со средневековой
авантюрно-рыцарской традицией), сатирическая
поэзия и проза (образ мудрого шута обретает
теперь центральное значение), разнообразная
любовная лирика, пастораль как популярная
межвидовая тема. В театре на фоне бурного
развития разных форм драмы выделяются
пышные придворные феерии и городские
празднества, порождающие красочные синтезы
искусств.
Уже в период Раннего Возрождения достигает
расцвета музыкальная полифония строгого
стиля (см. Нидерландская школа). Усложняются
композиционные приемы, порождая ранние
формы оперы, оратории, увертюры, сюиты,
сонаты. Профессиональная светская музыкальная
культура — тесно связанная с фольклором
— играет все большую роль наряду с религиозной.
Наследующее Возрождению барокко плотно
сопряжено с поздними его фазами: ряд ключевых
фигур европейской культуры, — в том числе
Сервантес и Шекспир — принадлежат в этом
отношении, как ренессансу, так и барокко.
Гуманизм, обращение к культурному наследию
античности, как бы «возрождение» его
(отсюда название). Возрождение возникло
и ярче всего проявилось в Италии, где
уже на рубеже 13-14 вв. его провозвестниками
выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Творчество деятелей Возрождения
проникнуто верой в безграничные возможности
человека, его воли и разума, отрицанием
схоластики и аскетизма (гуманистическая
этика итальянцев Лоренцо Валлы, Пико
делла Мирандолы и др.). Пафос утверждения
идеала гармонической, раскрепощенной
творческой личности, красоты и гармонии
действительности, обращение к человеку
как к высшему началу бытия, ощущение цельности
и стройной закономерности мироздания
придают искусству Возрождения большую
идейную значительность, величественный
героический масштаб. В архитектуре ведущую
роль стали играть светские сооружения
— общественные здания, дворцы, городские
дома. Используя ордерное членение стены,
арочные галереи, колоннады, своды, купола,
архитекторы (Брунеллески, Альберти, Браманте,
Палладио в Италии, Леско, Делорм во Франции)
придали своим постройкам величественную
ясность, гармоничность и соразмерность
человеку. Художники (Донателло, Мазаччо,
Пьеро делла Франческа, Мантенья, Леонардо
да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан,
Веронезе, Тинторетто в Италии; Ян ван
Эйк, Рогир ван дер Вейден, Брейгель в Нидерландах;
Дюрер, Нитхардт, Хольбейн в Германии;
Фуке, Гужон, Клуэ во Франции) последовательно
овладевали художественным отражением
всего богатства действительности — передачей
объема, пространства, света, изображением
человеческой фигуры (в. т. ч. обнаженной)
и реальной среды — интерьера, пейзажа.
Литература Возрождения создала такие
памятники непреходящей ценности, как
«Гаргантюа и Пантагрюэль» (1533-52) Рабле,
драмы Шекспира, роман «Дон Кихот» (1605-15)
Сервантеса и др., органически соединившие
в себе интерес к античности с обращением
к народной культуре, пафос комического
с трагизмом бытия. Сонеты Петрарки, новеллы
Боккаччо, героическая поэма Ариосто,
философский гротеск (трактат Эразма Роттердамского
«Похвала Глупости», 1511), эссе Монтеня
в разных жанрах, индивидуальных формах
и национальных вариантах воплотили идеи
Возрождения. В музыке, проникающейся
гуманистическим мироощущением, развивается
вокальная и инструментальная полифония,
появляются новые жанры светской вокальной
(фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико
в Испании, баллада в Англии, мадригал)
и инструментальной музыки; эпоха завершается
появлением таких музыкальных жанров,
как сольная песня, кантата, оратория и
опера, способствовавших утверждению
гомофонии.
В эпоху Возрождения распространились
философские идеи неоплатонизма (Фичино)
и пантеизма (Патрици, Бруно и др.), были
сделаны выдающиеся научные открытия
в области географии (Великие географические
открытия), астрономии (разработка Коперником
гелиоцентрической системы мира), анатомии
(Везалий)[14,с.137-142].
Таким образом, исходя из вышесказанного,
можно сделать вывод, что изменения произошли
в науке, литературе, архитектуре и музыке.
Например,
- в науке: астрономические инструменты
на картине Гольбейна «Послы» (1533), развитие
знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло
на представления людей о мире и месте
человека в нем. Великие географические
открытия, гелиоцентрическая система мира Николая
Коперника изменили представления о размерах Земли
и её месте во Вселенной. А работы Парацельса и Везалия,
в которых впервые после античности были
предприняты попытки изучить строение
человека и процессы, происходящие в нем,
положили начало научной медицине и анатомии.
-в литературе, «Рождение Венеры»;—
одно из первых со времён античности изображений
обнажённого женского тела. Истинным родоначальником
эпохи Возрождения в литературе принято
считать итальянского поэта Данте Алигьери (1265—-1321),
который истинно раскрыл сущность людей
того времени в своем произведении под
названием «Комедия», которое впоследствии
будет названо «Божественной комедией».
Этим названием потомки явили свое восхищение
грандиозным созданием Данте. В литературе
Возрождения наиболее полно выразились
гуманистические идеалы эпохи, прославление
гармонической, свободной, творческой,
всесторонне развитой личности. Любовные
сонеты Франческо Петрарки, политические
трактаты Никколо Макиавелли и др.
- в архитектуре, главное, чем характеризуется
эта эпоха — возвращение в архитектуре
к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства.
Особенное значение в этом направлении
придаётся симметрии, пропорции, геометрии
и порядку составных частей, о чём наглядно
свидетельствуют уцелевшие образцы римской
архитектуры. Сложная пропорция средневековых
зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок,
на смену несимметричным очертаниям приходит
полукруг арки, полусфера купола,ниши, эдикулы.
Наибольший вклад в развитие ренессансной
архитектуры внесли пять мастеров:Филиппо
Брунеллески, Леон Баттиста Альберти,
Донато Браманте, Микеланджело Буонарроти,
Андреа Палладио.
- в музыке, в эпоху Возрождения
(Ренессанса) профессиональная музыка
теряет характер чисто церковного искусства
и испытывает влияние народной музыки,
проникается новым гуманистическим мироощущением.
Высокого уровня достигает искусство
вокальной и вокально-инструментальной полифонии в
творчестве представителей «Ars nova» («Нового
искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых
полифонических школах — английской (XV в.),
нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской,
французской, немецкой, польской, чешской
и др. (XVI в.). Появляются различные жанры
светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в
Италии, вильянсико в Испании, баллада в
Англии, мадригал, возникший в Италии,
но получивший повсеместное распространение,
французская многоголосная песня . Светские
гуманистические устремления проникают
и в культовую музыку — у франко-фламандских
мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо),
в искусстве композиторов венецианской
школы.
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ
ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОСТИ
2.1. Эпоха
Возрождения и Реформация
Начало XVI в. ознаменовалось крупнейшим
кризисом римско-католической церкви.
Апогеем ее нравственного упадка и предметом
особого возмущения стала продажа индульгенций
- грамот, свидетельствующих об отпущении
грехов. Торговля ими открывала возможность
искупить преступление без всякого раскаяния,
а также купить право на будущий проступок.
“95 тезисов против индульгенций”, вывешенные
в 1517 г. на дверях церкви в Виттенберге
немецким богословом Мартином Лютером
(1483-1546), имели огромный резонанс. Они послужили
мощным стимулом для выступлений против
официальной церковной идеологии и послужили
началом Реформации (от лат.reformatio - преобразование)
- движения за обновление веры, обратившегося
против папства. Реформационные процессы,
приведя к расколу римской церкви и созданию
новой разновидности христианства - протестантизма,
проявились с разной степенью интенсивности
во всех странах католической Европы.
Теоретические положения, выдвинутые
Мартином Лютером и его последователями
- швейцарским священником Ульрихом Цвингли
(1484-1531) и французским богословом Жаном
Кальвином (1509-1564), имели не только религиозный
смысл, но были наполнены и социально-политическим
и философским содержанием.
Отношения же Реформации
и Ренессанса противоречивы. С одной стороны,
гуманистов Возрождения и представителей
Реформации роднила глубокая неприязнь
к схоластике, жажда религиозного обновления,
идея возврата к истокам (в одном случае
- к античным, в другом - к евангельским).
С другой стороны, Реформация - это протест
против ренессансного возвеличивания
человека. В полной мере эта противоречивость
проявляется при сопоставлении взглядов
родоначальника Реформации Мартина Лютера
и голландского гуманиста Эразма Роттердамского.
Мысли Эразма часто перекликаются с рассуждениями
Лютера: это и саркастический взгляд на
привилегии католических иерархов, и язвительные
замечания по поводу образа мыслей римских
богословов. Но они разошлись в отношении
к свободе воли. Лютер отстаивал мысль
о том, что перед лицом Бога у человека
нет ни воли, ни достоинства. Только если
человек осознает, что он не может быть
творцом своей судьбы, он может спастись.
А единственным и достаточным условием
спасения является вера. Для Эразма же
человеческая свобода значила не меньше,
чем Бог. Священное Писание для него - это
призыв, обращенный Богом к человеку, и
последний волен откликнуться на него
или нет. Культурные и социально-исторические
результаты реформационного процесса
не исчерпываются рождением протестантизма
и модернизацией католической церкви.
Они более внушительны.
Традиционное вероучение
опиралось на практику искупления прегрешений
путем совершения предписанных церковью
“святых дел” (строгий пост, приобретение
индульгенций, пожертвования в пользу
церкви). Главная же идея тезисов Лютера
состояла в том, что вся жизнь верующего
должна быть покаянием, и нет необходимости
в особых поступках, изолированных от
обычной жизни и специально преследующих
цели спасения. Человек не должен как монахи
бежать от мира, наоборот, ему следует
добросовестно исполнять свое земное
призвание. Всякое занятие, если его польза
не вызывает сомнений, может рассматриваться
как святое дело. Это коренное переосмысление
покаяния привело к формированию новой,
предпринимательской этики (получение
прибыли признается делом, угодным Богу,
если совершается без ростовщических
хитростей, при условии потребительского
воздержания, честности в деловых отношениях
и непременного инвестирования нажитого
богатства). Утверждение этих новых норм
и ценностей, определивших “дух капитализма”,
сыграло решающую роль, по мнению известного
немецкого мыслителя XX в. Макса Вебера,
в разложении натурального хозяйства
и становлении капиталистических отношений.
В конечном итоге Реформация
породила новое направление в христианстве,
которое стало духовной основой западной
цивилизации - протестантизм. От католичества
отошла часть населения Европы: Англия,
Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия,
Финляндия, Швейцария, часть Германии,
Чехии и т. д. Да и в самом католичестве
происходили существенные изменения.
Протестантизм освободил людей
от давления религии в практической жизни.
Религия стала личным делом человека.
Религиозное сознание сменилось светским
мировоззрением. Религиозная обрядность
упростилась. Но главное достижение Реформации
было в той особой роли, которая придавалась
личности в ее индивидуальном общении
с Богом. Лишенный посредничества церкви
человек теперь сам должен был отвечать
за свои поступки, т. е. на него возлагалась
гораздо большая ответственность. Реформация
возвышала значение мирской жизни и деятельности,
проповедуя возможность общения с Богом
через устроенное соответствующим образом
общество[11.с.33].
Кальвин учил, что знак Божественного
благоволения к человеку раскрывается
в его практической деятельности: успех
или неуспех – критерий, позволяющий понять,
проклятие или благодарность лежит на
человеке. Трудовая этика
реформации освещала практицизм, предпринимательство,
что было наиболее адекватным западному
образу жизни. “Результатом реформации…
было, прежде всего, то, что в противовес
католической точке зрения моральное
значение мирского профессионального
труда и религиозное воздаяние за него
чрезвычайно выросли”. (М. Вебер. Протестантская
этика).
2.2. Значение эпохи
Возрождения для современности
Возрождение самоопределилось прежде
всего в сфере художественного творчества.
Как эпоха европейской истории оно отмечено
множеством знаменательных вех — в том
числе укреплением экономических и общественных
вольностей городов, духовным брожением,
приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации,
Крестьянской войне в Германии, формированием
абсолютистской монархии (наиболее масштабной
во Франции), началом эпохи Великих географических
открытий, изобретением европейского
книгопечатания, открытием гелиоцентрической
системы в космологии и т. д.
Однако первым его
признаком, как казалось современникам,
явился «расцвет искусств» после долгих
веков средневекового «упадка», расцвет,
«возродивший» античную художественную
мудрость, именно в этом смысле впервые
употребляет слово rinascita (от которого происходит
французский Renaissance и все его европейские
аналоги) Дж. Вазари. При этом художественное
творчество и особенно изобразительное
искусство понимается теперь как универсальный
язык, позволяющий познать тайны «божественной
Природы». Подражая природе, воспроизводя
ее не по-средневековому условно, а именно
натурально, художник вступает в соревнование
с Верховным Творцом. Искусство предстает
в равной мере и лабораторией, и храмом,
где пути естественно-научного познания
и богопознания (равно как и впервые формирующееся
в своей окончательной самоценности эстетическое
чувство, «чувство прекрасного») постоянно
пересекаются.
Заключение
Завершая рассмотрение философских исканий
эпохи Возрождения, необходимо отметить
неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря
на общее признание уникальности ренессансной
культуры в целом, этот период долгое время
не считался оригинальным в развитии философии
и, следовательно, достойным выделения
в качестве самостоятельного этапа философской
мысли. Однако двойственность и противоречивость
философского мышления этого времени
не должна умалять его значения для последующего
развития философии, ставить под сомнение
заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении
средневековой схоластики и создании
основ философии Нового времени.
Возрождение как
феномен культуры - это, прежде всего, особый
способ самоосуществления культуры, это
культурный синтез. Сам термин "Возрождение"
тесно связан с термином и феноменом гуманизма,
представляющем совокупное выражение
подлинного духа данной исторической
эпохи. Термин "Возрождение" введен
в оборот в XIX веке, в одной из работ Якоба
Буркхардта (1818-1897).