Этот период отмечен
и особым вниманием к истории. Особо важно
отметить, что нельзя понимать под Возрождением
некий бунт против нецивилизованной эпохи.
Средневековье - это период высокой культуры,
развитых цивилизационных основ социальной
жизни, тем самым Возрождение - это взаимоопределение
двух тенденций, двух движений одной Европейской
культуры.
Итак, Гуманизм и Ренессанс
являются "двумя сторонами единого
явления". Следует понимать под Ренессансом
возрождение нового духа, который пользовался
гуманитарными знаниями как инструментом.
Символом эпохи Возрождения,
ее наивысшим всплеском, безусловно, является
искусство. Никогда в истории, даже в Древней
Греции занятие не имело такого всеобъемлющего
значения.
Ранние гуманисты:
поэт философ Ф. Петрарка (1304-1374), писатель
Дж. Боккаччо (1313-1375) (хотели создать прекрасную
человеческую личность, свободную от предрассудков
средневековья, и поэтому, прежде всего,
пытались изменить систему образования:
ввести в нее гуманитарные науки, сделав
акцент на изучении античной литературы
и философии. При этом гуманисты отнюдь
не ниспровергали религии, хотя сама по
себе церковь и ее служители были объектами
насмешек. Скорее, они стремились совместить
две шкалы ценностей. В своей “Исповеди”
Петрарка писал, что аскетическая мораль
христианства очищает душу, но не менее
важно и осознание ценности земного бытия,
унаследованное от греков и римлян. Таким
образом, устранялось средневековое противопоставление
плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась
в ту эпоху, прежде всего в апологии красоты
мира и человеческого тела, плотской любви.
Художники стали видеть
мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные
изображения средневекового искусства
уступили место трехмерному, рельефному,
выпуклому пространству. Рафаэль Санти
(1483-1520), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело
Буонарроти (1475-1564) воспевали своим творчеством
совершенную личность, в которой физическая
и духовная красота сливаются воедино
в соответствии с требованиями античной
эстетики. Человек с его земными страстями
и желаниями появился и в литературе. Запретная
прежде тема плотской любви, натуралистические
ее описания получили право на существование.
Однако плотское не подавляло духовного.
Как и философы, писатели
старались создать гармонию двух начал,
или, по крайней мере, их уравновесить.
В знаменитом “Декамероне” Боккаччо
озорные фривольные новеллы о сластолюбцах
чередуются с трагическими рассказами
о безответной или самоотверженной любви.
В сонетах Петрарки, посвященных прекрасной
Лауре, небесной любви приданы земные
черты, но и земные чувства возвышены до
небесной гармонии.
Рисуя идеал человеческой
личности, деятели Возрождения подчеркивали
ее доброту, силу, героизм, способность
творить и создавать вокруг себя новый
мир. Непременным условием для этого итальянские
гуманисты Лоренцо Вала (1407(1457) и Л. Альберти
(1404(1472) считали накопленные знания, которые
помогают человеку сделать выбор между
добром и злом. Высокое представление
о человеке было неразрывно связано с
идеей свободы его воли: личность сама
избирает свой жизненный путь и сама отвечает
за свою судьбу. Ценность человека стала
определяться его личными достоинствами,
а не положением в обществе: «Благородство,
словно некое сияние, исходящее от добродетели
и озаряющее ее обладателей, какого бы
происхождения они не были». Наступала
эпоха стихийного и буйного самоутверждения
человеческой личности, освобождающейся
от средневековой корпоративности и морали,
подчиняющей индивида целому. Это было
время титанизма, который проявился и
в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить
героические образы, созданные Микеланджело,
и самого их творца (поэта, художника, скульптора).
Люди, подобные Микеланджело или Леонардо
да Винчи, являли собой реальные образцы
безграничных возможностей человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антология мировой философии.
Т.2. - М.: 1990.
2. Введение в философию. В 2 ч. Ч.1/
Под редакцией И.Т. Фролова. - М.: Политиздат,
1989.
3. Горфункель А.Х. Философия эпохи
Возрождения. М.:, 1980.
История философии в кратком изложении.
/ Пер. с чеш. И.И. Богута. - М.: Мысль, 1991.
4. История философии: Запад - Россия
- Восток книга вторая: Философия
XV-XIX веков. - М.: "Греко-латинский кабинет"
Ю.А. Шикалина, 1996.
5. Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия
для аспирантов/ Под ред.И. И. Кального.
- СПб.: Издательство "Лань", 2003.
6. Канке В.А. Философия. Исторический
и систематический курс. - М.: Логос,
2002.
7. Кузанский Н. Сочинения. В2 т. Т.2. -
М.:, 1980.
8. Макиавелли Н. Государь. М.: 1990.
9. Новейший философский словарь.
- Мн.: Книжный двор, 2003.
10.Б. Рассел. История западной философии.
- Ростов-на-Дону, "Феникс", 2002.
11. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная
философия от истоков до наших
дней. Том 2. Средневековье. - ТОО ТК "Петрополис",
1994.
12. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики,
2002.
13. Философия. / Под ред. В.Н. Лавриненко,
В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ, 2001.
14. Философия. / Под ред. О.А. Митрошенкова.
- М.: Гардарики, 2002.
15. Хрестоматия по истории философии:
Учеб. Пособие для вузов. Ч.1. - М.: Гуманитарный
издательский центр "Владос", 1997.