Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 21:25, реферат
Формирование новой культуры стало делом прежде всего гуманистической интеллигенции, по своему происхождению и социальному положению весьма пестрой и разнородной. Хотя идеи, выдвигавшиеся гуманистами, получали нараставший со временем общественный резонанс, в целом их трудно связать с идеологией того или иного слоя общества, в том числе характеризовать как «буржуазные» или «раннебуржуазные». При всей идейной пестроте в культуре итальянского Возрождения сложилось, однако, ядро единого нового мировоззрения, специфические черты которого определяют его «ренессансность». В конечном итоге оно было порождено новыми потребностями самой жизни, как и поставленная гуманистами задача достижения более высокого уровня образования для достаточно широкого слоя общества. К выдвижению этой важной просветительской цели вели и внутренние закономерности развития самой культуры. В Италии ее осуществлению помогла сложившаяся в городах разнообразная структура образования.
Введение
Значение Возрождения
Представления
Познание и Наука
Заключение
Управление среднего профессионального и начального профессионального образования Томской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Томский индустриальный техникум»
Реферат
« Эпоха Возрождения»
Выполнила:
Студентка группы 325
Антонович Светлана
Руководитель:
Фёдорова Л.Г.
ТОМСК 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Введение
Культура Возрождения возникла и сформировалась ранее других стран в Италии, достигнув здесь блестящего расцвета в первые десятилетия XVI в. Ее зарождение в XIV в. и быстрое поступательное развитие в XV в. были обусловлены историческими особенностями страны. Идейные истоки Ренессанса обнаруживаются уже в средневековой культуре Европы XII—XIII вв.
Формирование новой культуры стало делом прежде всего гуманистической интеллигенции, по своему происхождению и социальному положению весьма пестрой и разнородной. Хотя идеи, выдвигавшиеся гуманистами, получали нараставший со временем общественный резонанс, в целом их трудно связать с идеологией того или иного слоя общества, в том числе характеризовать как «буржуазные» или «раннебуржуазные». При всей идейной пестроте в культуре итальянского Возрождения сложилось, однако, ядро единого нового мировоззрения, специфические черты которого определяют его «ренессансность». В конечном итоге оно было порождено новыми потребностями самой жизни, как и поставленная гуманистами задача достижения более высокого уровня образования для достаточно широкого слоя общества. К выдвижению этой важной просветительской цели вели и внутренние закономерности развития самой культуры. В Италии ее осуществлению помогла сложившаяся в городах разнообразная структура образования.
Согласно словарям Возрождение (от итальянского «Rinascimento»), или Ренессанс (от французского «Renaissance» – возрождение) – это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, в течение которого произошел переход от средневековой культуры к культуре нового времени. В Италии это происходило в XIV-XVI вв., в других странах – в XV-XVI вв. Ренессанс за пределами Италии зачастую называют Северным Возрождением, сосредотачивая внимание на творчестве мастеров Франции, Нидерландов и Германии.
Термин «Возрождение» придумал в середине XVI в. Один из деятелей Позднего Ренессанса – основоположник современного искусствоведения Джорджо Вазари (1511-1574).3 Своим современным значением понятие «Ренессанс» обязано французскому историку-романтику Жюлю Мишле (1798-1874).
Человеческая культура знает немало взлетов и падений. Так между Античностью и Новым временем были такие периоды культурного подъема, как:
- Остготское возрождение V-VI вв.;
- Арабский золотой век (VIII в.);
- Каролингское возрождение IX в.;
- Оттоновское возрождение конца Х в.;
- возрождение XII в.
Но именно Европейское Возрождение XIV-XVI вв. – одна из ярчайших эпох в истории. Ф. Энгельс, к примеру, охарактеризовал Возрождение как «величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством».
В целом это был, несомненно, крутой подъем, хотя зачастую рассвет сменялся застоем и даже закатом, свобода творчества уступала место разгулу мракобесия. Иногда казалось, что все утрачено навсегда. Но, в конечном итоге, европейцы зажили свободнее, просвещенней и сытней. А окончание эпохи Возрождения стало началом Реформации, Просвещения, научной революции. Все это показывает, какие мощные силы разбудила в человеческих душах эта хрупкая и противоречивая эпоха.
Возрождение принесло совершенно новую культуру, какой никогда прежде не знало человечество. Но в то же время историки всячески подчеркивают преемственность древней и новой культуры, старательно отмечают связь времен. Именно в эту эпоху Западная Европа впервые захватила научно-техническое и культурное лидерство. Ее превосходство сделало возможными Великие географические открытия, военные и экономические победы европейцев над другими народами и распространение европейской культуры по всему миру: где-то «добровольно-принудительно» (как в России) – где-то сугубо насильственно с искоренением местной культуры и ее носителей-аборигенов (как в Америке).
2. Представления
Театрализованные представления, одна из разновидностей массового зрелища, были популярны не только у простого люда. В эпоху Возрождения ими увлекались и при королевских дворах, и в домах знатных вельмож. При этом менялся социальный смысл праздника. Привилегированному классу массовые театрализованные представления служили средством утверждения власти могущественных феодалов, средством прославления деяний сильных мира сего.
Сохранились красочные описания пышных придворных празднеств и фейерверков, дававшихся при дворе миланского герцога Джани Галеаццо. В их числе – необычное театрализованное представление, поставленное в честь женитьбы молодого герцога. Придворных поэт Бернардо Беллинчони написал поэму о планетах, спускающихся с небес и поздравляющих новобрачных. На основе этой поэмы было сделано театрализованное представление, для которого в большом зале герцогского дворца соорудили специальную и очень сложную конструкцию. Под потолком, высоко над головами зрителей, вращались семь планет. Их изображали девушки и юноши. Под нежное пение хора и звуки оркестра «планеты» спускались вниз и, обращаясь к новобрачным, исполняли поэму Беллинчони.
Леонардо да Винчи
Автором инсценировки, режиссером – постановщиком, художником и конструктором этого удивительного представления был великий Леонардо да Винчи, проявлявший большой интерес к театрализованным представлениям. Под его руководством при миланском дворе были поставлены и многие другие празднества и фейерверки, для которых он изобрел различные пиротехнические эффекты.
Издавна в Европе были известны и «Праздники на воде» — феерические зрелища, которые пользовались большой популярностью у знати. В частности, празднества на открытом воздухе любила устраивать английская аристократия елизаветенской эпохи. Фаворит королевы Елизаветы, граф Лестер устроил в своем замке Кенильворт близ Стратфорда празднество в честь посетившей его королевы. В парке замка, на озере, была поставлена сказочная феерия с водной пантомимой, всевозможными пиротехническими эффектами, превращениями и т.п. В один из моментов герой представления появился перед зрителями на спине дельфина.
Шекспир упоминает эту деталь в «Двенадцатой ночи». По сведениям исследователей, великий драматург присутствовал на этом празднике в числе многочисленных зрителей, пришедших из Стратфорда поглядеть на разыгравшееся на озере представление.
3.Познание и Наука
Возрождение создало мощный культ познания и науки, который стал развеиваться лишь в конце ХХ в. Любое знание стало считаться похвальным, а наука – одним из высочайших и беспорочных благ.
Во времена Ренессанса повсюду велись раскопки, разыскивались древние книги, создавались церковные, монаршие и купеческие музеи и библиотеки, организовывались экскурсии по достопамятным местам древности. Тем самым, формировались современная археология, музейное дело и туризм. Во имя сохранения античных шедевров развивалось реставрационное мастерство.
Благодаря столь активной деятельности были найдены и возвращены культуре многие произведения и традиции Древнего мира, в том числе множество древних скульптур, научных и художественных книг.
До середины XIII в. древнегреческий язык (койне) и иврит были практически неизвестны католикам. Зато, с самого начала Ренессанса оба эти языка делались обязательными элементами системы европейского обучения.
Возрождение не только воссоздало светскую систему образования, но и сумело сделать ее массовой, доступной для всех слоев населения. Было открыто множество учебных и научных школ, создано научно-исследовательских коллективов (кружков) и целых академий.
Ученые этой эпохи обогатили нас современной алгеброй, гелиоцентрической системой устройства солнечной систем, более точными расчетами движения планет и первым обоснованием бесконечности Вселенной. Кроме того, шагнула вперед бухгалтерия, благодаря системе двойного учета по дебету и кредиту. Медицина открыла инфекционные заболевания и существенно расширила ассортимент лекарств (в том числе химических веществ).
Ренессанс дал европейцам множество технических новинок, включая позаимствованные на Востоке (преимущественно у арабов и китайцев). Среди них огнестрельное оружие, книгопечатанье, океанические суда (прежде всего каравеллы), компас, телескоп, очки, механические часы, медицинский термометр, помпа для откачки воды.
Заключение
Эпоха Возрождения была периодом органичного синтеза философской мысли, науки и искусства. В это время жили и творили крупные и яркие мыслители. Возрождение провозгласило дух свободы и счастья человека, его высокого призвания в мире — быть творцом и созидателем, соучастником божественного миротворения. Это была, по определению Ф.Энгельса, «эпоха гигантов» — «по силе мысли, страсти и характеру», эпоха величайшего прогрессивного поворота в истории человеческой цивилизации.
Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или материалистами.
В эпоху же Возрождения материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе ее человек не просто удовлетворяет свои земные нужды; осознает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире — самого себя.
Список литературы