Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 08:29, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение сущности и основных положений законов диалектики.
Задачи работы:
определить понятие диалектики как теории и метода познания;
раскрыть понятие законов диалектики и их роль в познании;
раскрыть закон перехода количественных изменений в качественные;
проанализировать закон «единства и борьбы противоположностей»;
описать сущность и значение закона отрицания отрицания.
Введение 3
1. Понятие диалектики и ее законов 4
1.1. Диалектика как теория и метод познания 4
1.2. Понятие законов диалектики 8
1.3. Роль законов диалектики в познании 10
2. Характеристика основных законов диалектики 11
2.1. Закон перехода количественных изменений в качественные 11
2.2. Закон «единства и борьбы противоположностей» 12
2.3. Закон отрицания отрицания 14
Заключение 16
Список использованных источников 17
НОУ ВПО «Академия права и управления (институт)»
Йошкар-Олинский филиал
Юридический факультет
Специальность:
030501 - «Юриспруденция»
Кафедра
Государственно-правовых дисциплин
Контрольная
работа
по дисциплине:
Философия
на тему: «Законы
диалектики»
Богомоловой Т.С.
Дата
сдачи контрольной работы: « 5
» мая 2010 г.
Дата
защиты: «___» ________________2010 г. Оценка _______________
Йошкар-Ола, 2010
Содержание
Введение
Диалектика как логическая форма и способ мышления, как теория и метод познания неизменно привлекает к себе внимание ученых.
В античности диалектика использовалась для анализа противоречий, возникающих при попытке мыслить понятия движения и множества.
В средневековой схоластике диалектикой стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике.
Немецкая классическая философия (XVIII-XIX вв.) развивает диалектическое понимание процессов природы.
В советское время единственной допустимой формой диалектики считался марксизм-ленинизм, и к попыткам неортодоксального его развития относились с подозрением. После распада СССР диалектика в значительной степени «вышла из моды», хотя продолжает оцениваться позитивно.
Для современного состояния науки характерно замалчивание диалектики одновременно с существенным развитием и конкретизацией её идей под другими названиями. Замалчивание представляется отголоском идеологической борьбы между марксизмом-ленинизмом и философией «открытого общества» на рубеже ХХ-XXI веков и, вероятно, имеет преходящий характер.
Таким образом, интерес к диалектике, который проявляли исследователи всех времен к диалектике и неоднозначность понимания ее закономерностей в различных концепциях определяют актуальность данной темы.
Целью контрольной работы является изучение сущности и основных положений законов диалектики.
Задачи работы:
Диалектика, по определению Л.Е. Балашова, – это «теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии»1. Рассмотрим содержание этого понятия более подробно.
Представления об изменчивости и взаимосвязанности всего сущего возникли в глубокой древности. Термин «диалектика» был введен в философию Сократом и означал искусство обнаружения истины путем столкновения двух противоположных мнений (греч. dialektike techne – искусство беседы). Современное содержание диалектики, разумеется, не ограничивается первоначальным значением, а отражает длительный путь своего развития.
Эмпирические наблюдения древних выявили одну из существенных характеристик мира – противоречивость. Было замечено, что в процессе развития предметы, явления превращаются в свою противоположность, что свидетельствует о наличии в них противоположных, исключающих друг друга, разнонаправленных тенденций развития. Противоречие, заключенное в самом предмете, рассматривалось как источник движения, развития. Наиболее ясно и полно эти представления выражены в философии Гераклита. Существенную роль в развитии диалектических взглядов сыграл Зенон Элейский, глубоко понявший противоречивость движения через соотношение прерывного – непрерывного, конечного – бесконечного (апории Зенона).
Платон рассматривает диалектику как метод познания, который через разъединение и соединение понятий (анализ, синтез) помогает постичь идеи, продвигает мысль от низших понятий к высшим. Несмотря на то, что Аристотель связывал с диалектикой лишь гипотетическое, вероятностное знание, его теория о взаимодействии формы и материи во многом способствовала дальнейшему развитию идей развития.
В
целом древнегреческие
Диалектические идеи Эллады были восприняты мыслителями средневековья. Концепции Платона (неоплатонизм), Аристотеля, переработанные в соответствии с принципами и постулатами монотеистических религий сыграли значительную роль в дальнейшем развитии диалектики. В этот период главное внимание обращалось на формальный смысл диалектики, она выполняла функцию оперирования понятиями, была фактически вытеснена из сферы бытия.
Последующие философские эпохи внесли свой вклад в развитие диалектики. В трудах Н.Кузанского, Дж.Бруно (эпоха Возрождения), Р.Декарта, Г.Лейбница, Б.Спинозы (эпоха Нового времени), Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро (эпоха Просвещения) развивались идеи единства и борьбы противоположностей, развития мира, взаимосвязи необходимости и свободы, универсальной и необходимой связи материи и движения, целостности Универсума и другие.
Новый этап развития диалектики связан с немецкой классической философией (XVIII-XIX вв.) и, главным образом, с учением Гегеля, создавшим одну из первых классических моделей диалектики нового времени.
В своем завершенном виде (философия Гегеля) представляла систему взаимосвязанных понятий, категорий, законов, отражающих всемирно-историческое шествие абсолютной идеи.
Гегелевское учение о развитии и взаимосвязи унаследовал диалектический материализм. Его основатели Маркс и Энгельс истинное значение гегелевской философии видели в том, что она принципиально отрицала окончательный характер результатов мышления и деятельности людей. Истина представлялась не в качестве системы неизменных догматических утверждений, а, напротив, она отражала длительный исторический путь развития знания. Гегель образно говорил, что истина – это не монета, извлеченная из кармана, а процесс все большего познания мира.
Точно также, по мысли философа, дело обстоит и в области практического действия. Каждая ступень в развитии общества определяется эпохой и условиями, которым она обязана своим происхождением. Но каждое состояние общества исподволь порождает новые условия, ведущие к дальнейшим общественным трансформациям. Для диалектической философии нет ничего безусловного, раз и навсегда установленного. На всем она видит печать неизбежной гибели в непрерывном процессе уничтожения и возникновения, бесконечного восхождения от низших ступеней к высшим3.
Диалектический материализм воспринял систему категорий гегелевской философии, однако, содержание категорий претерпело радикальные изменения. Они стали выражать не саморазвитие Абсолютного духа, а процессы развития, протекающие в различных сферах материального и духовного мира. Гегель рассматривал идею в качестве демиурга всего сущего; диалектический материализм понимал под идеей форму отражения человеком окружающего мира и собственного бытия.
В связи с принципиально новой трактовкой диалектики возникает вопрос об объективной и субъективной диалектике, а также о взаимоотношении между ними. Под объективной диалектикой понимаются законы и связи объективного мира. Содержанием субъективной диалектики являются понятия, категории, выражающие законы и связи объективного мира в субъективной форме. Диалектический метод познания рассматривает проблемы отражения в понятиях объективной диалектики. Развитие явлений материального мира, их всеобщая связь, взаимозависимость в сознании проявляется как развитие мышления и всеобщая связь понятий.
Итак, материалистическая диалектика, творчески восприняв идеи своих предшественников, решительно отвергла идеалистическую основу развития мира, активно использовала эволюционные идеи ученых-естественников. Наиболее реалистичной и плодотворной является гуманистическое направление диалектического материализма.
Диалектико-
Современные взгляды на диалектико-материалистическую модель предполагают с необходимостью и другие, а в политическом плане – противоположные аспекты развития. Наиболее плодотворным, далеко не исчерпавшим своих возможностей, реалистичным является гуманистическо-диалектическое направление. При таком подходе непротиворечиво объединяются принципы материализма, диалектики, гуманистичности, а сама диалектика, освобожденная от партийно-классовой ограниченности, более полно раскрывает свою многогранность по отношению к природе, обществу и духовному миру человека.
Существуют и другие «модели диалектики», разнообразие которых выявляет сложность и многогранность рассматриваемого объекта – всеобщей связи и развития мира. Каждая концепция развития приносит свое понимание проблем диалектики, способствует все более глубокому познанию универсума. Так, синергетика – современная теория развития неравновесных систем – вскрыла новые аспекты диалектики бытия.
Как отмечают Г.Г. Кириленко и Е.В. Шевцов, «в настоящее время доминируют представления о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь, сознание, историю. Различные варианты толкования диалектики в современных учениях предполагают различные принципы взаимоотношений противоположностей – от возможного их гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния»5. В этой связи можно сказать, что современным концепциям свойственно понимание диалектики как учения о противоречивости существующего и возможности разрешения противоречий в жизни и в мысли.
Законы диалектики – это основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, так как не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве законов6.
Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Более того, они суть развёрнутые категории. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. С другой стороны, некоторые категории сами по себе тоже являются законами.
Например, категория причинности – универсальный закон мира. В этом случае закон – категория, по существу, выражает собой фундаментальный философский принцип. Отражая объективную диалектику действительности, категории и законы диалектики, будучи познанными, выступают в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности.
История познания начинается с выделения в природе чего-то общего, подчиняясь абстрагирующей деятельности мышления. Поначалу это общее отливается в форму общих понятий и категорий, на основе которых формируются определённые принципы как бытия, так и самого мышления. В дальнейшем познающая мысль стремится, опираясь на разработанные инструменты познани в виде принципов и категорий и всё более обогащающуюся эмпирическую базу, сформулировать фундаментальные положения, упорядочивающие наши знания о мире, – законы. Наиболее общие из этих законов и являются законами диалектики7.