Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 22:38, курсовая работа
Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления
Введение ________________________________________ 2
1.Принципы диалектики___________________________ 3
1.1.Принцип развития______________________________ 3
1.2.Принцип всеобщей связи__________________________3
1.3.Детерминизм___________________________________ 4
2.Законы диалектики ________________________________ 5
2.1 Закон единства и борьбы противоположностей________ 5
2.2 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.________________________________________ 7
2.3. Закон отрицания отрицания________________________ 10
Вывод___________________________________________ 12
Список, использованной литературы__________________ 13
Содержание
Введение
______________________________
1.Принципы
диалектики____________________
1.1.Принцип
развития______________________
1.2.Принцип
всеобщей связи_________________________
1.3.Детерминизм__________
2.
Законы диалектики____________________
2.1 Закон единства и борьбы противоположностей________ 5
2.2 Закон взаимного перехода
количественных и качественных изменений.____________________ ____________________ 7
2.3.
Закон отрицания отрицания_____
Вывод____________________
Список,
использованной литературы__________________
13
Введение.
Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних философов, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.
Исходными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей связи. Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. Так, многочисленные тела Вселенной — результат длительного развития различных видов материи.
Важнейшим
принципом диалектики является принцип
всеобщей связи. Окружающий нас мир
состоит не только из развивающихся
материальных образований, но и из взаимосвязанных
предметов, явлений, процессов. Современная
наука располагает
К принципам диалектики относятся еще и принцип детерминизма, т. е. всеобщей причинной обусловленности явлений, принцип объективности рассмотрения, конкретности истины и др.
Принципы
диалектики могут быть выражены и
конкретизированы только через ее основные
понятия — категории и законы.
1.Диалектические принципы
1.1.Принцип развития
Диалектика
рассматривает мир в постоянном
изменении и развитии, в движении.
В этом нас убеждают и повседневный
опыт, и достижения науки, и общественная
практика. Так, многочисленные тела Вселенной
— результат длительного
Как
же в материалистической диалектике
понимается сам процесс развития?
Оно рассматривается как
1.2. Принцип всеобщей связи
Важнейшим
принципом диалектики является принцип
всеобщей связи. Окружающий нас мир
состоит не только из развивающихся
материальных образований, но и из взаимосвязанных
предметов, явлений, процессов. Современная
наука располагает
Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.
Диалектика
изучает не все, а только наиболее
общие, существенные связи, те, которые
имеют место во всех областях материального
и духовного мира. Отражая эти
связи в своем сознании, человек
открывает законы объективного мира,
вырабатывает категории познания. Знание
же общих законов составляет непременное
условие практической преобразующей
деятельности, творчества.1
1.3. Детерминизм
Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и вероятностную природу. Методологический принцип детерминизма является одновременно и основополагающим принципом философского учения о бытии. Термин детерминизм происходит от латинского слова determine (“определяю”) и означает, что объяснить явление, значит, открыть факторы, которые его порождают и определяют, т. е. его причины (или детерминанты) или другими словами как обязательная определяемость всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями. В соответствии с этим принципом любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее.
Детерминизм зародился в глубокой древности. В древнегреческой философии первым высказал мысль о всеобщности причинно-следственной связи Левкипп: ”Ни одна вещь не возникает беспричинно...”.
Детерминизм в своем историческом развитии прошел два основных этапа-этап классического (метафизического, механистического) детерминизма и этап детерминизма постклассического, диалектического по своей сущности.
Ф.
Энгельс отвергает механический
детерминизм, заменяя его «диалектическим
детерминизмом».
2. Законы диалектики
Закон есть внутренняя повторяющееся, существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. Он выражает определенный порядок причинной и устойчивой связи между явлениями, повторяющиеся существенные отношения. Законы можно классифицировать по степени их общности. Различают всеобщие, общие и частные законы.
Фундаментальными
законами материалистической диалектики
являются: закон единства и борьбы
противоположностей; закон взаимного
перехода количественных и качественных
изменений; закон отрицания отрицания.
2.1.
Закон единства и борьбы противоположностей.
Этот закон — ядро диалектики. И это не
случайно, ибо он указывает причину, источник
диалектического изменения, развития.
При характеристике действия этого закона
воспользуемся категориями Гегеля: тождество,
различие, противоположности, противоречия.
Тождество – категория выражающая равенство
объекта самому себе или нескольких объектов
друг другу. Различие – это категория,
выражающая отношение неравенства объекта
самому себе или объектов друг другу. Противоположности
– это категория, отражающая взаимоотношения
таких сторон объекта или объектов друг
с другом, которые коренным образом отличаются
друг от друга. Противоречие – это процесс
взаимопроникновения и взаимоотрицания
противоположностей.
Категория противоречия является центральной
в данном законе. При раскрытии действия
этого закона, прежде всего, Гегель подчеркивал
существование связи и взаимодействия
между противоположностями. Он доказывал,
что истинные действительные противоположности
постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения,
что они представляют собой движущиеся,
взаимосвязанные и взаимодействующие
тенденции и моменты. Неразрывная взаимосвязь
и взаимопроникновение противоположностей
выражаются в том, что каждая их них, в
качестве своей противоположности, имеет
не просто некую иную, а свою иную противоположность
и существует как таковая лишь постольку,
поскольку существует эта ее противоположность.
Взаимопроникновение противоположностей
Гегель показывал на примере таких явлений
как магнетизм и электричество. «Северный
полюс в магните, - писал он, - не может быть
без южного. Если разрежем магнит на две
половины, то у нас не окажется в одном
куске северный полюс, а в другой южный.
Точно также и в электричестве положительное
и отрицательное электричество несут
два различных, отдельно существующих
флюида»
Согласно этому закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.
Внутренние противоречия — это противоречия между взаимно противоположными элементами, образующими данную конкретную систему. Поскольку каждый объект связан с окружающими объектами, возникшие связи могут принять характер противоречия. Внешние противоречия — это противоречия данной системы с окружающими ее системами.
В развитии и изменении объектов определяющая роль принадлежит внутренним противоречиям. Они служат источником самодвижения вещей.
Относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей проявляется в следующем:
1)
если речь идет о единстве
противоположностей и борьбе
между ними, то имеются в виду
только такие
2)
противоположности не могут
3)
борьба взаимоисключающих
4)
в процессе борьбы
5)
борьба противоположностей и
их единство обусловливают в
определенных ситуациях
2.2 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Закон показывает, как, каким путем возникает новое. Начнем с категорий «качество», «количество» и «мера».
Рассмотрим
терминологию немецкого философа Гегеля.
Качество Гегель характеризовал как тождественную
с бытием внутреннюю определенность. Качество
– это внутренняя определенность предмета,
явление, которое характеризует предмет
или явление в целом. Качественное своеобразие
предметов, явлений выступает, прежде
всего, как их специфика. Оригинальность,
неповторимость, как то, что отличает данный
предмет от другого.
Качество любого предмета, явления, по
Гегелю, определяется через его свойства.
Свойства предмета – это способность
его определенным образом соотноситься,
взаимодействовать с другими предметами.
То есть свойства проявляются в отношении
между предметами, явлениями и т.д. Сами
по себе свойства не существуют. Глубинной
основой свойств является качество того
или иного предмета, т.е. свойство – это
проявление качества в одном из многих
отношений данной вещи к другим вещам.
Качество выступает как внутреннее основание
всех свойств, присущих данной вещи, но
это внутреннее основание проявляется
только при взаимодействии данного предмета
с другими предметами. Число свойств у
каждого предмета теоретически бесконечно,
ибо в системе универсального взаимодействия
возможно бесконечное количество взаимодействий.
Различия между свойствами предмета и
его качествами всегда относительны, ибо,
то, что является свойством в одном отношении,
становится качеством в другом отношении.
Количество Гегель определял как внешнюю
для бытия определенность, видел в нем
нечто относительно безразличное для
той или иной вещи. Например, дом остается
тем, что он есть, независимо от того, будет
ли он больше или меньше и т.д. Вместе с
тем, Гегель рассматривал качество и количество
как взаимопроникающие противоположности
и считал, что как нет качества без количественных
характеристик, так нет и не может быть
количества, абсолютно лишенного качественной
определенности.
Непосредственно конкретное единство
качества и количества, качественно определенное
количество Гегель выражал в категории
меры. Мера – это не просто указатель не
единство качества и количества в виде
их связи друг с другом, но и указание на
определенное соответствие их друг другу.
Мера – это единство качественной и количественной
определенности предмета, показатель
того, что одному и тому же качеству может
соответствовать определенный диапазон
количественных характеристик. Следовательно,
понятие меры показывает, что качеству
принадлежат не каждые, а лишь определенные
количественные значения. Предельные
количественные значения, которые может
принимать данное качество, границы количественных
интервалов, в рамках которых оно существует,
называются границами меры. Гегель писал,
что те или иные предметы и явления могут
изменяться – уменьшаться или увеличиваться
– в количественном отношении, но если
эти количественные изменения протекают
в границах специфической для каждого
предмета и явления меры, то их качество
остается прежним, неизменны. Если же подобное
уменьшение или увеличение перейдет границы,
выйдет за пределы своей меры, то это необходимо
приведет к изменению качества: количество
перейдет в новое качество. Так, например,
«степень температуры воды, - писал Гегель,
- сначала не оказывает никакого влияния
на ее капельно-жидкое состояние, но затем,
при возрастании или уменьшении температуры
достигается точка, на которой это состояние
сцепления качественно изменяется, и вода
переходит с одной стороны, в пар, и, с другой
– в лед».2
Отношение между противоположностями есть противоречие. Неразрешимых диалектических противоречий нет. Преодоление противоречий является необходимостью. На всех этапах развития противоречия выступают его движущей силой, а не тормозом. Выделяют внутренние и внешние противоречия, основные и неосновные и др.
Скачок — это момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение, прерывание постепенности, непрерывности количественных изменений.
Любой скачок характеризует переходный момент в развитии. По своей природе он всегда противоречив, ибо свидетельствует и о зарождении нового, и о сопротивлении старого.
Существует множество конкретных скачков, характер которых зависит от условия развития предметов и явлений. При всем многообразии скачков их можно классифицировать, например, по времени и интенсивности протекания. Есть скачки, которые совершаются быстро и резко. Время их протекания значительно меньше времени подготовки. Качество изменяется быстро. Такие скачки называют взрывом, революцией, катастрофой, крутой ломкой и т. д.
Некоторые скачки протекают в целом медленно, постепенно, относительно спокойно и занимают большой промежуток времени (возникновение жизни на Земле; становление человека; получение высшего образования и тд.). Это постепенные скачки. В ходе постепенного скачка отдельные этапы развития могут протекать довольно интенсивно, бурно.
При изучении скачкообразного характера развития, взаимного перехода количественных и качественных изменений важно понимание таких терминов, как эволюция, революция, реформа.
Понятие «эволюция» в диалектическом материализме употребляется в широком и узком смысле слова.
В широком смысле эволюция — это весь процесс развития, включающий не только количественные, но и качественные изменения, в т. ч. и революции.
В узком смысле эволюция выступает как период, предшествующий революции, ее подготовка. Эволюция наступает и после победы революции, после утверждения нового. И здесь эволюция включает и количественные, и качественные изменения.
Понятие «революция» сегодня применимо в основном к общественным явлениям. В природе как будто все стабилизовалось и лишь эволюционизирует.
Революция — это коренной, качественный скачок, ломающий старое в самой его основе, а не переделывающий его медленно, постепенно.