Законы диалектики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:23, реферат

Краткое описание

Диале́ктика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………..3

2. Основные законы диалектики…………………………..5

2.1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений………………………………...…5

2.2 Закон единства и борьбы противоположностей…..…8

2.3 Закон отрицания отрицания…………………………..12

Заключение………………………………………………….16

Список литературы………………………………………...18

Файлы: 1 файл

законы диалектики вариант 2 (1).docx

— 39.41 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ГОСУДАРТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА и СЕРВИСА»

 

Волгоградский филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине: «Философия»

На тему: «Законы диалектики»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Выполнила:

                                                                                   Студентка 2 курса  

                                                                              Группы ТЗ-111                              

                                                                              Родионова Е.Ю.

                                                                       Проверила: 

                                                                              Харькова Н.Н.

 

Волгоград    2013г.

Содержание

 

 

1.Введение……………………………………………………..3

 

2. Основные законы диалектики…………………………..5

 

2.1 Закон взаимного  перехода количественных и качественных  изменений………………………………...…5

 

2.2 Закон единства  и борьбы противоположностей…..…8

 

2.3 Закон отрицания  отрицания…………………………..12

 

Заключение………………………………………………….16

 

Список литературы………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение.

Диале́ктика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.[1] Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.

Законы диалектики занимают особое место в методологии познания. Они описывают наиболее общие, атрибутивные, свойства, как материального мира, так и информационного пространства, и потому могут быть использованы при решении широкого круга задач.

Однако применение диалектических методов исследования носит в  естественных науках ограниченный, зачастую — декларативный характер, то есть — наблюдается определенный разрыв между философским и естественнонаучным описаниями мира.

Неявное противопоставление «неточного» диалектико-материалистичеокого метода познания «точному» физико-математическому стало характерной чертой современной науки. Связано это, как мне кажется, во-первых, с непониманием многими специалистами /естественниками философского характера основных положений своих наук, во-вторых, с негативным историческим опытом тридцатых-пятидесятых годов, наконец, в третьих, с тем, что традиционные формулировки законов марксистско-ленинской диалектики недостаточно согласуются с языком современной науки.

Существующие тенденции  ведут к утрате марксистско-ленинской  философией главенствующей роли в мире мышления, что чревато, в частности, распространением идеалистических  воззрений в среде ученых. «Потеря непосредственной связи с философией, — отмечает Г. П. Щедровицкий, — заставила различные науки вырабатывать свои собственные формы осознания, свою собственную частную философию. Это дало базу различным формам позитивизма, а в последнее время породило так называемый „сциентизм“.»

Среди причин, вызвавших  некоторый застой в философских  исследованиях, следует отметить характерное  для маркеистско-ленинской науки последних лет стремление к обособленности, замкнутости в рамках определенного крута давно устоявшихся понятий и терминов. Попытки выйти за его пределы обычно вызывали негативную реакцию. Примером тому может служить судьба докторской диссертации 0. С. Зенькиной.

Cдержанной была реакция философов-марксистов и на появление общей теории систем Богданова-Берталанфи. О.Т.С. Иногда системщикам приписывалось даже намерение «подменить своими приемами марксистеко-ленинскую философию.» При этом игнорировалось как исконно системное содержание маркеистcкой диалектики, выраженное в классическом законе вcеобщей связи явлений, так и стихийный диалектический материализм большинства системных публикаций.

Сейчас непредубежденному  человеку трудно отрицать, что общая  теория систем порождает естественный понятийный аппарат диалектического  материализма, согласующийся с языком современной науки; в свою очередь  диамат представляет собой естественный философский базис общей теории систем. Оба эти мировоззрения  неразрывно связаны и в своем  развитии обогащают друг друга. «Синтез  диалектики общественного развития и диалектики развития материи, теория её самоорганизации становится одним  из интереснейших направлений современной  мысли, и ему суждено сыграть  роль методологической основы той программы  исследований, которая приведет к появлению теории ноосферы.

 

2. Основные законы  диалектики

2.1 Закон взаимного  перехода количественных и качественных  изменений

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений  показывает, как осуществляются связи и происходит развитие, каков их механизм. Содержание действия этого закона раскрывается через категории: «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок».

Человек издавна пытался  выявить природу качественных и  количественных характеристик в  строении и динамике мироздания. Аристотель ввел категории качества и количества для определения фундаментальных  свойств природы и познания. Качеству он приписывал следующие контексты: свойства и состояния, как преходящие, так и стабильные, присущие вещи и явлению в процессе их существования; внешний облик вещи. Количество Аристотель рассматривал с точки зрения «множества» и «величины», «равенства» либо «неравенства».

В средневековье утверждалось представление о «скрытых» качествах  как вечных и неизменных «формах», предопределяющих свойства предметов. В Новое время Бойль, Ньютон, Гоббс, Локк, Спиноза и другие естествоиспытатели и философы продолжили разработку теории качеств, подразделяя их на первичные и вторичные, объективные и субъективные.

 Гегель распознавал  качество как внутреннюю определенность  бытия, а количество как его  внешнюю определенность.

Качество есть обнаружение  определенности объекта (процесса) через  совокупность его признаков. Существование  качества возможно на основе дискретности как принципа структурной организации  материи. Качество выражает то общее, что  характерно для однородных объектов или процессов, и одновременно фиксирует, что нечто обладает спецификой, благодаря  которой оно есть данное конкретное образование.

          Количество - философская категория,  которая характеризует темпы  протекания процессов, подвижность  и изменчивость вещей, степень  развития либо интенсивности свойств объектов или процессов. Количество измеримо либо вычислимо средствами математического знания. Провозглашенный Галилеем (1564 - 1642) принцип количественного подхода к явлениям выступает методологическим фундаментом точного естествознания, предпосылкой научно-технического прогресса. Д.И. Менделеев считал, что наука начинается там, где начинается измерение. ^Процесс математизации особенно усилился с развитием ЭВМ. Чем сложнее явление (в области политики, нравственности, эстетического восприятия мира и пр.), тем труднее подвергнуть его изучению количественными методами. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» подчеркивал, что в биологии и в истории общества, в отличие от точных наук, количества не могут быть четко измерены и прослежены.

В процессе развития количественные изменения на известной ступени  переходят в качественные различия (например, переходы воды из одного агрегатного  состояния в другое в соответствии с изменением температуры, давления и других факторов, превращения одних  химических элементов в другие в  зависимости от изменения величины заряда ядра атома), а новые качества порождают новые возможности  и интервалы количественных изменений.

Качество и количество - это противоположные и в то же время неразрывно связанные между  собой характеристики предметов, что  выражается понятием меры. Ничего слишком, все хорошо, что в меру, утверждал  Хилон. Пользуйся мерой, настаивал Фалес. Платон видел в тезисе «ничего сверх меры» синоним мудрости. Гегель определил меру как единство качественного количества. Мера возникает благодаря двойному переходу (качества в количество, количества в качество). Мера - такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Во многих явлениях (особенно социальных и духовных) положение границ интервала является нечетким и трудноопределяемым.

Мир и его фрагменты  характеризуются единством относительной  исчерпаемости и неисчерпаемости (бесконечности), а развитие есть единство непрерывности (изменений в границах меры) и прерывности (изменения самой меры).

Переходное состояние, вероятно, ведет к двояким последствиям. Первое связано с экспансией нового, когда из двух качеств новое развивается  далее под возрастающим влиянием имманентных закономерностей, что  позволяет переломить инерцию старой системы и дать начало новому качеству.

Механизм бифуркаций делает понятным, «как может чисто количественный рост приводить к качественно  новому выбору»77. В первом приближении  в одном из аспектов закон взаимного  перехода количественных и качественных изменений с позиций синергетики  может быть выражен в законе бифуркаций. Корреляции способны возникать спонтанно  в результате комбинирования внутренних взаимодействий в системе с внешними взаимодействиями системы со средой.

Скачок — переход количественных изменений в качественные или  переход из одного качественного  состояния в другое (в результате превышения меры). Скачок означает: перерыв  постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления; превращение  в противоположность, «насыщенность» противоречиями и их разрешение; момент развития с удержанием положительного содержания отрицаемого («снятие»). Примеры  скачков: образование звезд и  планет, появление жизни на Земле, формирование новых видов растений и животных, человека и его сознания, смена типов цивилизаций и  формаций, социальные революции. Скачки осуществляются как в форме «взрыва», так и растянуто во времени.

Итак, рассматриваемый закон  диалектики устанавливает, что количественные изменения на известной ступени  скачком переходят в качественные различия с возникновением обладающего  новой мерой свойств предмета. Вновь образованное качество, имея новые количественные параметры, делает возможным новый виток развития.

 

2.2 Закон единства  и борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей выявляет источник развития и связей всех природных, социальных и духовных объектов, раскрывается через категории: «противоположность», «противоречие», «единство», «борьба  противоположностей», «тождество», «различие».

Объекты бытия представляют собой определенную целостность  со своими противоположностями. Уже в древности утверждалось, что все существующее в мире есть результат столкновения противоположных сил: доброго и злого начал (в египетском мифе о борьбе Осириса и Гора); Инь и Ян (в китайской мифологии) - взаимодействия добра и зла, красоты и безобразия, мужчины и женщины, солнца и луны, небес и земли, наслаждения и страдания и т.д.

Наличие противоположностей в объектах и их отражение в  сознании нашло свое выражение в  апориях и антиномиях. Аристотель характеризовал апории как равнозначность противоположных заключений. Антиномии, по Канту, - это противоположения, которые  могут быть аргументированы с  одинаковой степенью логической доказательности. Это: 1) мир имеет начало во времени  и пространстве; мир безграничен; 2) все в мире состоит из простого; нет ничего простого, все сложно; 3) в мире существует свобода; никакой  свободы нет, все совершается  по законам природы; 4) Бог есть необходимость, первопричина мира; Бога в мире нет. Фиксация противоположных черт бытия  на уровне обыденного сознания (белое  — черное, правое — левое, верх —  низ, красивое - безобразное и т.д.) еще не позволяет постичь сущность диалектической противоречивости мира и его фрагментов. В научном  познании мира и человека выделяются ключевые противоположности (основные стороны, тенденции, силы предмета, явления, процесса), взаимодействие которых  выражает глубинную суть предметов  и является источником развития. В неорганической природе - это отношение вещества и поля, частиц и античастиц, положительных и отрицательных зарядов, притяжения и отталкивания, действия и противодействия, соединения и диссоциации атомов и др. В живой природе - ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение в физиологических процессах и т.д. В обществе противоречия выражаются между производительными силами и производственными отношениями, базисом и надстройкой, целеполаганием и стихийностью и пр. В познании взаимодействуют анализ и синтез, индукция и дедукция, чувства и мышления. Тот или иной природный, социальный или духовный объект или процесс представляет собой не только взаимоотношение двух противоположностей, а целостную систему с присущей ей гаммой взаимосвязанных противоположностей.

Информация о работе Законы диалектики