Законы диалектики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:23, реферат

Краткое описание

Диале́ктика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………..3

2. Основные законы диалектики…………………………..5

2.1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений………………………………...…5

2.2 Закон единства и борьбы противоположностей…..…8

2.3 Закон отрицания отрицания…………………………..12

Заключение………………………………………………….16

Список литературы………………………………………...18

Файлы: 1 файл

законы диалектики вариант 2 (1).docx

— 39.41 Кб (Скачать)

Нередко исходная реальность раздваивается на самое себя и  собственную противоположность. Так, природа как бессознательно осуществляющийся процесс на определенном этапе породила из себя свою противоположность - общество, т.е. сферу человеческой жизнедеятельности, осуществляемой с участием сознания.

Подвижное отношение между  противоположностями есть диалектическое противоречие. Противоречие в своем  изначальном смысле означает рассогласование  в речи, высказываниях о некотором  предмете пары суждений, из которых  одно отрицает другое, что является результатом нечеткости, нелогичности. Многие философы допускали противоречия в качестве феномена мышления, возникающего из-за нарушения требований формальной логики, отвергая противоречивость бытия. Противоречия в силу всеобщности  развития присущи не только познанию, но и всем формам бытия мира.

Социальные противоречия имеют субъект-субъектный (между  людьми, различными их общностями) и  субъект- объектный характер (по поводу таких объектов, как техника, собственность, власть и т.д.). Диалектика требует мыслить и на базе ценностей (оценок) действовать, разрешая противоречия, в соответствии с всеобщими закономерностями материального и духовного бытия.

Противоречивое отношение  между противоположными сторонами, тенденциями, взятое в движении, есть борьба противоположностей, их «взаимоотрицание».

Начальный этап развертывания  взаимодействия противоположных сторон единого обозначает категория «тождество». Относительное тождество перерастает  в несовпадение, несовместимость  и, наконец, во взаимоисключение противоположностей. Гегель определил следующие этапы  взаимодействия сторон целого - тождество, различие, противоположность и собственно противоречие. К. Маркс на примере  развертывания стоимостного отношения  дополнительно поместил этап двойного существования. Переходное состояние  объекта и есть его двойное  существование.

Этапы взаимодействия сторон целого вызывают состояние гармонии, дисгармонии и конфликта противоположностей.

В состоянии гармонии каждая из сторон содействует более полному  раскрытию возможностей другой стороны  и системы в целом. Увеличивается  пластичность, надежность системы. Дисгармония  связана с расшатыванием общих  структур, с развитием одной стороны  за счет другой. Она характеризуется  появлением, углублением и обострением  взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разнонаправленности  и взаимоотрицания. Конфликт (в широком смысле столкновение, противостояние сторон) как высшая ступень противоречия свидетельствует о несовместимости противоположностей в рамках того или иного объекта или процесса и ведет к отмиранию старого и возникновению нового объекта или процесса, к синтезу позитивных элементов старого и нового качеств.

Точка зрения, обращающая внимание на единство противоположностей, исходит  из принципа дополнительности. Д. Бруно  писал: «Одна противоположность является началом другой... Уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение: любовь есть ненависть; ненависть есть любовь». Наука XX в. обнаружила, что элементарные частицы есть одновременно волны. В них выражено сочетание (взаимодополнение) сосредоточенности в точке (частица) и протяженности в пространстве (волна). В социуме принцип дополнительности выражается через консенсус, консолидацию, компромисс, конвергенцию, что нацеливает на нахождение взаимоуравновешенности, определенного баланса противоположных сил.

Вместе с тем недопустимо  преувеличивать единство противоположностей (как и их борьбу). Помимо линии  на достижение «симфонии» (консенсуса) противоположностей, тенденция их какофонии  отнюдь не исчезла, а в ряде моментов дифференциация интересов (за рынки  сбыта, ресурсы Земли) усиливает  антагонизм регионов, государств, народов. Интеграционные процессы поднимают  значение единства противоположностей (нарастает взаимозависимость в  едином целостном мире), а сохраняющиеся  дифференционные импульсы - борьбы противоположностей. Итак, наряду с принципом дополнительности действует принцип оппозиции, которые сосуществуют.

Классическая диалектика гласит, что борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно. Между тем, в борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в единстве заключена основа ее устойчивости. Изменчивость и устойчивость бытия и его фрагментов одинаково  объективны и значимы. Поэтому, как показал предыдущий анализ, резко разводить моменты «единства» и «борьбы» противоположностей ошибочно.

В рамках синергетики закон  единства и борьбы противоположностей в одном из аспектов проявляется  во взаимодействии конкуренции и  кооперации. Внутреннее взаимодействие между элементами системы представляет собой столкновение причин, часть  из которых находится в состоянии конкуренции (деятельности в различных, даже противоположных направлениях), а другая — кооперации (деятельности в одном направлении). Конечный результат развития (отбора) определяется равнодействующей всех взаимодействующих причин.

Результат развития (отбора) обладает свойствами интеграции (объединения) и ветвистости (дифференциации, многообразия). Если в биологическом отборе идет борьба за приспособление, существование организмов в среде, то в социальном с его объективной и субъективной (общезначимые желания людей) составляющими — за преобразование, трансформацию человека и социума. В социальном отборе присутствуют естественная (природная) и социальная (общественная) стороны, которые, переплетаясь, взаимодействуя, определяют развитие и связи общества. В социуме проявляются две противоположные тенденции:

1) стремление социальных  систем к устойчивости;

2) стремление к изменчивости (нарушение равновесия).

В целом, закон взаимопроникновения  противоположностей вскрывает в  развитии импульс, побудительную силу, указывает, что основой изменений  является борьба противоположностей, а основой относительной стабильности — единство сторон, тенденций того или иного процесса, явления.

 

2.3 Закон отрицания  отрицания

Рассматриваемый закон характеризует  направление и форму развития, поступательность и преемственность, относительную повторяемость определенных моментов старого. Основополагающей для  данного закона является категория  диалектического отрицания.

Ряд философских направлений  упрощенно рассматривает отрицание: как движение вспять, разрушение; имеющее  место лишь в мышлении, особенно в негативных эмоциональных состояниях сознания, либо лишь в социальных процессах.

Реально отрицание носит  всеобщий характер. «Для диалектической философии, — отмечал Ф. Энгельс, - нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного  падения, и ничто не может устоять  перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения».

Противоречивость явлений  предполагает скачкообразный переход  от одного качества к другому, что  со стороны взаимоотношения старого  и нового выступает процессом  отрицания. Воздействие на предмет (например, размалывание зерна) может  привести к гибели этого предмета, что, однако, не означает остановки  развития, ведь полученный от размалывания продукт, употребляемый в пищу, способствует развитию человека или животного. Любое  действие представляет собой не изолированный  акт, а находится в системе  объективных взаимосвязей вещей. Например, хищники, истребляя менее приспособленных  особей, содействуют их естественному  отбору, т.е. прекращение индивидуального  развития отдельных особей сопровождается в целом совершенствованием вида. «Отрицательное, - писал Гегель, - равным образом и положительно..., противоречащее себе не переходит в... ничто...»

В обществе не всякое отрицание - диалектическое, существует и метафизическое. Метафизичность отрицания проявляется  в преувеличении момента разрушения (уничтожение храмов, исторических памятников), при абсолютизации одной  из сторон противоречия. Например, попытки  создать государственный социализм  как антикапитализм привели к подавлению рынка, следствием чего стала «затратная» экономика, имитация труда и общественной активности, в целом - застой в разных сферах жизни.

Метафизическое отрицание  признает лишь внешнее отрицание, абсолютизирует уничтожение, рассматривает соотношение  старого и нового по принципу «или-или». Диалектическое отрицание исходит  из внутренней природы самоотрицания  и одновременно учитывает внешние  факторы отрицания (применительно  к обществу), характеризует отрицание  как момент связи и развития с  удержанием положительного, соотносит  старое и новое по принципу «и-и». Диалектическое отрицание применительно к обществу включает в себя триединый процесс: деструкции (разрушения, преодоления прежнего), кумуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (созидания нового).

Деструкция обеспечивает почву для следующей фазы того или иного процесса. Без кумуляции  процесс всякий раз возвращался  бы к исходной точке. Нарастание же процесса требует конструкции.

Поиски наглядной модели развития вели многие философы. Наиболее известно образное описание развития в форме раскручивающейся по вертикали спирали, которое давали Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Последний о содержании закона отрицания отрицания писал: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие... по спирали, а не по прямой линии», «...повторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому».

Спиралевидная форма развития означает сочетание цикличности (циклов формирования и гибели, обновления и старения и т.д.), относительной  повторяемости и поступательности.

Преемственность, сохранение старого в новом и поступательность выражаются в следующем.

Старое качество продолжает существовать наряду с новым, более  высоким по своему типу, как необходимое  условие его бытия. Так, появление  живых организмов не исключает неживую  природу, животный мир не предполагает гибель растительности.

Отрицание отрицания осуществляется как трансформация, переход от одной  стадии эволюции вещи, какой-либо системы  к другой при сохранении самой  ее основы. Примеры: стадии в развитии человека от эмбрионального существования  детеныша до старости; ступени в  развитии орудий труда: костяные, каменные, металлические, инструменты, машины и  т.д.

Помимо многоступенчатой цепочки отрицаний (трансформация), общий ритм развития может быть представлен, по Гегелю, в схеме триады «тезис-антитезис-синтез» (пример: почка-цветок-плод). Зачатки  представлений о тройственном цикле  развития наметились еще у Платона  и Прокла. На этот счет приведем другие примеры из истории философии. Это взгляд Руссо на историю: первоначальное равенство - порча, вызванная неравенством, - установление равенства на более высокой ступени (в современной интерпретации - равенство всех людей перед законом в правовом государстве, но отнюдь не равенство в способностях людей. - В. К.). С позиций синергетики закон отрицания отрицания в первом приближении может быть выражен в законе чередования порядка и хаоса. Когда структура того или иного объекта, имеющего начало и конец, в основном определяется и наступает насыщение информацией, спираль принимает как бы форму сходящейся. При этом уменьшается неопределенность и возрастает уровень организации объекта.

В синергетике порядок  и беспорядок - две стороны одного и того же мира, причем беспорядок выступает  как первичное состояние, из которого в любой, непредсказуемой заранее  точке может возникнуть нечто  новое. В точках бифуркации возможны самые различные флуктуации (колебания) процесса. В социуме бифуркационный скачок может направить систему в любом направлении. Поэтому возрастает значение ответственного и обоснованного выбора людьми своих действий, так как в современном обществе малые воздействия на входе (например, на некоторые региональные, национальные или религиозные явления) могут вызвать сколь угодно сильный отклик (результат) на выходе. Следовательно, необходимо обязательное осмысление последствий вмешательства человека в характер развития социальных процессов. Когда тот или иной, во многом случайный, выбор (социальная мутация) произойдет и утвердится новый порядок, тогда на передний план выходит необходимость событий.

Исходя из теорий цивилизационных  кризисов П.А. Сорокина, экономических  циклов Н.Д. Кондратьева, циклов развития мировой культуры О. Шпенглера и  А. Тойнби, кризис стал интерпретироваться не как отрицание предшествующей стадии развития, а как движущая сила и форма проявления самого этого  развития, различные фазы которого выражают преемственность мирового процесса. Кризис в обществе рассматривается  также как революционная ситуация, когда возникает несоответствие старой социальной структуры (главным  образом формы власти и собственности) новым социальным элементам (новые  люди и новые корпорации), что  порождает в общественном сознании представления о возможных вариантах  иного структурирования общества.

 

Заключение

В соответствии с формулировками первого и третьего законов сохраняются  такие важнейшие свойства системы, как структурность, динамичность и  нелинейность. Таким образом, бесконечность  процесса развития вытекает их формулировки столь же естественно, как и из классической. «Для диалектической философии, -- подчеркивает Ф. Энгельс, -- нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падания, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему».

Отметим, что три закона диалектики линейно связаны, действительно, если структурная система динамична, а динамичная структурна, то и динамичность, и структурность системы должны быть сохраняющимися характеристиками. Таким образом, базис законов  диалектики состоит лишь из двух независимых  утверждений.

Информация о работе Законы диалектики